Page 29 - ТЕХСОВЕТ №1-2017
P. 29

январь 2017 года
                                                                                                       ЭнергоЭконом
           #трибуна #госполитика




             • разработка очередной, но отдельной   сти систему сравнительного анализа   ции потребителей на более эффективное
           Государственной программы повышения   энергетической эффективности для   использование топлива, а финансовые
           энергетической эффективности эко-  отраслей, предприятий, производящих   возможности фонда позволят обе-
           номики РФ, а не комплексной, как это   аналогичную продукцию, для энергопо-  спечить в долгосрочной перспективе
           предлагается МИРЭС;                требляющих объектов и др. Это как раз   многократное тиражирование наилуч-
             • для тиражирования наилучших    позволит приступить к формированию   ших доступных технологий в области
           практик в области энергосбережения   «ключевых действий по созданию эф-  энергетической эффективности. Это по-
           создание на базе государственного банка   фективной экономической и социаль-  зволит приступить к созданию системы
           типового банковского продукта и «цен-  ной основы для роста экономики».  по формированию цен на энергоресурсы
           тра компетенции».                     С другой стороны, ввести систему   для конечных потребителей.
             Можно ли при таком подходе добить-  мер, которая бы позволила реально по-  Кроме рассмотренной выше системы
           ся доступности, наличия и приемлемости   высить энергетическую эффективность   организационных, финансовых мер,
           энергетических услуг для всех?     экономики. К ним следует отнести: сти-  в предлагаемой главе 261-ФЗ ключевыми
             Уже признано, что поставленная   мулирование участников энергетическо-  должны стать следующие тренды:
           цель по сокращению на 40% энергоем-  го рынка к созданию работоспособных   • создание единого рыночного энерге-
           кости экономики пока не выполняется.   систем энергоменеджмента, использова-  тического хозяйства страны;
           Однако, например, в предложенном   ние наилучших доступных технологий.   • повышение цен на высококаче-
           Правительством РФ новом законопро-  В настоящее время основной вид топли-  ственные первичные энергоресурсы для
           екте № 1158419-6 эта ключевая задача   ва в РФ это природный газ (не менее   потребителей, неэффективно использую-
           обоснованно на законодательном уровне   60 %), который в целом используется   щих энергоресурсы;
           не рассматривается. Однако прослежива-  нерационально. Одна из причин этого –   • реальный переход на многоразовое
           ется стремление к переводу всех работ по   низкие внутренние цены на это каче-  использование топлива;
           энергетической эффективности в произ-  ственное топливо, которое пользуется на   • введение принципа эффективности
           вольный формат. Но в этом случае можно   мировом рынке стабильным спросом.  преимущественно конечного использова-
           вообще потерять достоверность         Определяющее условие долгосроч-  ния энергии (аналог Директивы ЕС «Об
           в отчетных данных. Уже одна эта пробле-  ной жизнеспособности предлагаемых   эффективности конечного использова-
           ма требует выработки дополнительных   мер – это создание надежного источ-  ния энергии и энергетических услугах»);
           мер для отражения в законопроекте.   ника инвестиций. Например, создание   • регулируемые организации также
             Предлагается ввести новую главу   при банке с государственным участием   должны формировать свои программы   27
           в 261-ФЗ, глава 7-1 «Энергетическая   фонда по эффективному использованию   развития исходя из задачи эффективного
           эффективность экономики», где,     энергоресурсов, но при обязательном   конечного использования энергии.
           с одной стороны, с участием профес-  участии представителей потребителей   Выбор вариантов для выполнения
           сионального сообщества уточнить    в управлении фондом. Один из вари-  требований новой главы 261-ФЗ остается
           и ввести в минимальном количестве   антов – повышение в несколько эта-  за предприятиями, компаниями, орга-
           определяющие показатели энергети-  пов цены на природный газ примерно   низациями. Им предоставляется право
           ческой эффективности: энергоемкость   на 15-20 % с тем, чтобы до 50 % этих   принятия решений и свобода действий.
           по уровням управления экономикой   дополнительных средств направлялись   Такой способ (матрица принятия реше-
           (энергоемкость ВВП, энергоемкость   в создаваемый фонд. При этом сразу   ния) позволит компаниям определить
           продукции предприятий и др.); то же   решаются как минимум две задачи: цена   версию действий с наибольшей выгодой
           по конечной продукции. Плюс вве-   на газ будет способствовать мобилиза-  (добавленной стоимостью) для себя.  ЭЭ
   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34