Page 32 - ТЕХСОВЕТ №1-2017
P. 32

январь 2017 года
             ЭнергоЭконом
             #энергосервис #трибуна



             Заметки «на полях»


             государственной политики


             в области энергосервиса




                                         «Если вы не думаете о будущем, у вас его и не будет»
                                                                     Джон Голсуорси

             Все актуальнее становится вопрос, когда же рынок
             энергосервисных услуг в нашей стране преодолеет
             заветную планку первоначального новаторства и перейдет
             к столь ожидаемому этапу взрывного роста? Каковы
             главные драйверы развития рынка энергосервисных
             услуг, присутствуют ли они уже сейчас в правовом,
             институциональном, экономическом поле России?



                Факторы развития                Каждый миллион рублей, затраченный на ре-
                                                ализацию энергосберегающих мероприятий
                Первой предпосылкой развития энерго-  за счет средств коммерческого кредита под
             сервисных услуг остается их востребован-  15% годовых, в течение пяти лет потребует от
        30   ность, то есть платежеспособный спрос. Для   ЭСКО ежегодных платежей в размере около
             потребителя очевиден интерес к экономии   285 тыс. рублей. Посильно? Уже не всегда, но
             расходов на энергетические ресурсы, которые   это еще не все. Перфоманс-контракты пре-
             как растут, так и продолжат расти в 2017 году1.   вращают ЭСКО в своеобразных кредитных   Дмитрий ЛЮБИТЕНКО,
             Это понимание порождает нескончаемый эн-  брокеров. Ведь для банка не только ЭСКО, но   заместитель ген. директора
             тузиазм в среде идеологов энергосервиса. Од-  и заказчик перфоманс-контракта представля-  ООО «МАН» по корпоративным
             нако неудовлетворенный спрос оказывается   ет прямой интерес (от его платежеспособно-  и правовым вопросам, к.ю.н.
             не реализован, ожидая мер государственной   сти во многом зависит платежеспособность
             поддержки, дешевых и долгосрочных креди-  самой ЭСКО).
             тов и пр. Среди причин следует назвать малую   Важно! Банки будут скептически   Третья предпосылка подразумевает
             информированность потребителей, низкую   относиться к энергосервису, пока не увидят   приоритет продвижения энергосервисных
             культуру энергопотребления, недостаточную   триады:                   услуг среди прочих социальных, политиче-
             популярность в нашем обществе идей защиты   1. Подтвержденная высокая маржиналь-  ских и экономических интересов в процессе
             окружающей среды.                  ность энергосервисных проектов по сравне-  принятия управленских решений. Нужно
                Второй фактор – доступность кредитных   нию с другими, привычными направлениями   преодолеть конфликт интересов у должност-
             ресурсов для финансирования энергосервис-  финансирования. Это требует окончательно-  ных лиц, отвечающих за развитие эконо-
             ных проектов. Наиболее востребованными   го формирования пока мало задействован-  мических отраслей – главных реципиентов
             среди потенциальных заказчиков энерго-  ных сегментов рынка энергосервисных услуг   энергосервиса (энергетика, ЖКХ, бюджетная
             сервисных услуг являются перфоманс-кон-  – услуг для государственных и муниципаль-  сфера). Традиционно они в большей степени
             тракты сроком от трех до пяти лет, в рамках   ных учреждений и услуг в отношении общего   представляют интересы т.н. «ресурсников»,
             которых энергосервисные компании (ЭСКО)   имущества многоквартирных домов.  скорее направленные на сохранение теку-
             выполняют все работы за счет привлеченных   2. Обеспечение правовых гарантий воз-  щего уровня потребления энергетических
             «длинных денег», а оплата услуг заказчиком   врата вложений ЭСКО через детальное    ресурсов.
             осуществляется постепенно за счет средств,   и продуманное урегулирование взаимоотно-  И наконец, четвертое, замыкающее
             полученных от экономии.            шений ЭСКО с заказчиком.           в одно проблемное поле все перечисленные
                «Привлекательность перфоманс-контрак-  3. Общепризнанные и понятные подходы   факторы развития энергосервиса, заклю-
             та для заказчика очевидна: нет экономическо-  к принятию кредитными комитетами банков   чается в придании энергосбережению
             го эффекта – нет оплаты за услуги ЭСКО2»,   решений о финансировании как энергосер-  статуса фундаментального направления
             – соглашаясь с этим тезисом, начинаем   висных проектов по отдельности, так    экономического развития. Энергосбереже-
             подсчитывать в уме проценты по кредиту.   и корпоративных заимствований ЭСКО.   ние может претендовать на роль важней-

             1Распоряжение Правительства РФ от 19.11.2016 N 2464-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем
             по субъектам Российской Федерации на 2017 год» // Российская газета. 2016. N 266.
             2Лабутина М. Использование перфоманс-контрактов в процессе реформирования и модернизации ЖКХ // www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=2938
   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37