Page 32 - ТЕХСОВЕТ №1-2017
P. 32
январь 2017 года
ЭнергоЭконом
#энергосервис #трибуна
Заметки «на полях»
государственной политики
в области энергосервиса
«Если вы не думаете о будущем, у вас его и не будет»
Джон Голсуорси
Все актуальнее становится вопрос, когда же рынок
энергосервисных услуг в нашей стране преодолеет
заветную планку первоначального новаторства и перейдет
к столь ожидаемому этапу взрывного роста? Каковы
главные драйверы развития рынка энергосервисных
услуг, присутствуют ли они уже сейчас в правовом,
институциональном, экономическом поле России?
Факторы развития Каждый миллион рублей, затраченный на ре-
ализацию энергосберегающих мероприятий
Первой предпосылкой развития энерго- за счет средств коммерческого кредита под
сервисных услуг остается их востребован- 15% годовых, в течение пяти лет потребует от
30 ность, то есть платежеспособный спрос. Для ЭСКО ежегодных платежей в размере около
потребителя очевиден интерес к экономии 285 тыс. рублей. Посильно? Уже не всегда, но
расходов на энергетические ресурсы, которые это еще не все. Перфоманс-контракты пре-
как растут, так и продолжат расти в 2017 году1. вращают ЭСКО в своеобразных кредитных Дмитрий ЛЮБИТЕНКО,
Это понимание порождает нескончаемый эн- брокеров. Ведь для банка не только ЭСКО, но заместитель ген. директора
тузиазм в среде идеологов энергосервиса. Од- и заказчик перфоманс-контракта представля- ООО «МАН» по корпоративным
нако неудовлетворенный спрос оказывается ет прямой интерес (от его платежеспособно- и правовым вопросам, к.ю.н.
не реализован, ожидая мер государственной сти во многом зависит платежеспособность
поддержки, дешевых и долгосрочных креди- самой ЭСКО).
тов и пр. Среди причин следует назвать малую Важно! Банки будут скептически Третья предпосылка подразумевает
информированность потребителей, низкую относиться к энергосервису, пока не увидят приоритет продвижения энергосервисных
культуру энергопотребления, недостаточную триады: услуг среди прочих социальных, политиче-
популярность в нашем обществе идей защиты 1. Подтвержденная высокая маржиналь- ских и экономических интересов в процессе
окружающей среды. ность энергосервисных проектов по сравне- принятия управленских решений. Нужно
Второй фактор – доступность кредитных нию с другими, привычными направлениями преодолеть конфликт интересов у должност-
ресурсов для финансирования энергосервис- финансирования. Это требует окончательно- ных лиц, отвечающих за развитие эконо-
ных проектов. Наиболее востребованными го формирования пока мало задействован- мических отраслей – главных реципиентов
среди потенциальных заказчиков энерго- ных сегментов рынка энергосервисных услуг энергосервиса (энергетика, ЖКХ, бюджетная
сервисных услуг являются перфоманс-кон- – услуг для государственных и муниципаль- сфера). Традиционно они в большей степени
тракты сроком от трех до пяти лет, в рамках ных учреждений и услуг в отношении общего представляют интересы т.н. «ресурсников»,
которых энергосервисные компании (ЭСКО) имущества многоквартирных домов. скорее направленные на сохранение теку-
выполняют все работы за счет привлеченных 2. Обеспечение правовых гарантий воз- щего уровня потребления энергетических
«длинных денег», а оплата услуг заказчиком врата вложений ЭСКО через детальное ресурсов.
осуществляется постепенно за счет средств, и продуманное урегулирование взаимоотно- И наконец, четвертое, замыкающее
полученных от экономии. шений ЭСКО с заказчиком. в одно проблемное поле все перечисленные
«Привлекательность перфоманс-контрак- 3. Общепризнанные и понятные подходы факторы развития энергосервиса, заклю-
та для заказчика очевидна: нет экономическо- к принятию кредитными комитетами банков чается в придании энергосбережению
го эффекта – нет оплаты за услуги ЭСКО2», решений о финансировании как энергосер- статуса фундаментального направления
– соглашаясь с этим тезисом, начинаем висных проектов по отдельности, так экономического развития. Энергосбереже-
подсчитывать в уме проценты по кредиту. и корпоративных заимствований ЭСКО. ние может претендовать на роль важней-
1Распоряжение Правительства РФ от 19.11.2016 N 2464-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем
по субъектам Российской Федерации на 2017 год» // Российская газета. 2016. N 266.
2Лабутина М. Использование перфоманс-контрактов в процессе реформирования и модернизации ЖКХ // www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=2938