Page 33 - ТЕХСОВЕТ №1-2017
P. 33

январь 2017 года
                                                                                                       ЭнергоЭконом
           #энергосервис #трибуна



           шего инструмента развития отечественной   ния в региональных программах целевых   Дополнительные меры
           экономики, повышения ее эффективности   индикаторов и показателей, в том числе
           и импортозамещения. Однако необходимы   в части энергосбережения. Появившиеся   Привычные представления о выгодах
           системные усилия, направленные как на   недавно разработанные Минстроем России   энергосервиса также нуждаются в переос-
           стимулирующие и просветительские меры,   Методические рекомендации6 пока помо-  мыслении. К примеру, что делать с высво-
           так и на принудительные.           гают определить потенциальный перечень   бождением на объекте энергетической
                                              мероприятий по энергосбережению в   мощности, как это отразится на сетевой
             Планировать развитие             многоквартирном доме, однако не отвеча-  организации (предположим, в неболь-
                                              ют, как добиться, чтобы эти мероприятия   шом городе в одночасье на 20 % снизится
             Почти два года назад был утвержден так   реально выполнялись на практике.  энергопотребление крупного потребителя
           называемый «План Дворковича»3, направ-  Предлагаемый РАЭСКО организаци-  – больничного комплекса)? Это, кстати,
           ленный на совершенствование государствен-  онный механизм объединения капиталь-  обуславливает необходимость объединения
           ного регулирования в области оказания   ного ремонта, выполняемого подрядными   планов по реализации энергосервиса на
           энергосервисных услуг. Именно с успешной   организациями по заданию регионального   бюджетных объектах с планами по развитию
           реализацией этого плана профессиональное   оператора, и энергосберегающих меропри-  коммунальной инфраструктуры городов.
           сообщество связывает возможный всплеск в   ятий ЭСКО является позитивной, но пока   Чисто гипотетически, заказчик может эту
           развитии энергосервиса4.           неуверенной попыткой сближения капиталь-  мощность продать, уступить ее за плату
             И все же «План Дворковича» – это дости-  ного ремонта и энергосервиса. Фактически   тому лицу, которому напротив предстоит ее
           жение, на котором не следует останавливать-  предлагается параллельное заключение двух   приобрести для осуществления технического
           ся, так как энергосервис без преувеличения   договоров (на выполнение капитального   присоединения нового объекта (за вычетом
           заслуживает своего «Плана ГОЭЛРО» или   ремонта и энергосервисного договора), что   расходов на возможную модернизацию
           хотя бы раздела в более масштабном нацио-  предполагает двух подрядчиков. Как будут   магистральной и распределительной сетевой
           нальном плане энергосбережения.    выполняться работы одновременно в одном   инфраструктуры). Возможно учреждение
             Подготовка подобного масштабного   пространстве?                    информационных площадок – региональ-
           плана развития энергосервиса должна   Банальный пример – система отопле-  ных или муниципальных бирж, на которых
           осуществляться на экспертной платформе,   ния многоквартирного дома. Подрядчик,   заказчики смогут выставлять на продажу
           это позволит преодолеть очевидные пробелы   выполняя работы по капитальному ремонту,   высвободившуюся мощность. Наряду с
           в государственном регулировании энерго-  должен произвести замену, к примеру, сто-  возможным усовершенствованием правово-
           сервисных услуг. Кратко приведем примеры   яков, части обогревающих элементов и пр.   го механизма перераспределения свободной
           таких пробелов.                    А исполнитель энергосервисного договора   мощности7, такое нововведение сделало бы   31
                                              должен установить уже принципиально   энергосервис еще более привлекательным.
             Энергосервис при                 новую, современную регулирующую и запор-  Время показало, что упование на иници-
             капитальном ремонте              ную арматуру. В данном случае, что мешает   ативу граждан и их сознательность в вопросе
                                              это сделать в рамках единого договора? В   обеспечения надлежащего содержания
             При принятии решения о проведении   таком случае вся система отопления будет   общего имущества многоквартирных домов
           капитального ремонта в многоквартир-  находиться на гарантии и обслуживании од-  оказалось непродуктивным. Именно поэтому
           ном доме в обязательном порядке должен   ного лица. Как известно, минимальный срок   потребовалось создать новую систему фи-
           решаться вопрос о целесообразности про-  гарантии на работы по капитальному ре-  нансирования и проведения капитального
           ведения энергосберегающих мероприятий.   монту – 5 лет. Этот срок может быть сроком   ремонта. Такая же ситуация сложилась в энер-
           Сейчас как общее правило это не работает.   и энергосервисного обслуживания в рамках   госбережении. До тех пор, пока эта сфера не
           В законодательстве каждого субъекта   одного договора. То есть, на практике могут   превратится в объект более активных усилий
           Российской Федерации установлен свой   применяться по-настоящему комплексные,    публично-правовых образований – добиться
           исчерпывающий перечень работ и услуг   а не половинчатые решения.     значимого результата не получится.
           по капитальному ремонту. Использование   Критерием для принятия решения об   Возвращаясь к цитате Голсуорси. Вопрос
           термина «программа» применительно    отказе в проведении энергосберегающих   о российском будущем энергосервиса не сле-
           к региональным программам капиталь-  мероприятий могло бы стать включение   дует трактовать настолько радикально. Уже
           ного ремонта весьма условно, скорее это   многоквартирного дома в специально   сейчас очевидно, что количество заключен-
           перечни домов с разбивкой по видам   сформированный перечень домов с низким   ных энергосервисных договоров (контрак-
           работ, годам или периодам их проведения.   потенциалом энергосбережения. В таких   тов) год от года будет только расти. Однако
           Данные программы не сбалансированы,   домах целесообразно проводить только вос-  внедрение энергосервиса в России требует
           зачастую они не построены на какой-либо   становительный ремонт. Во всех иных мно-  более «императивного», пассионарного
           внятной математической модели5.    гоквартирных домах, напротив, необходимо   подхода со стороны государства, скорейшего
             Федеральный законодатель не пред-  проводить энергосберегающие мероприятия   распространения энергосервисных услуг на
           полагает даже в качестве обязательного   по энергосервисной схеме и капитальный   общее имущество в многоквартирных домах
           минимума необходимость формулирова-  ремонт одновременно.             и объекты бюджетной сферы.   ЭЭ


           3План мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг, утв. Правительством РФ 20 ноября 2014 г. N 7803п-П9
           4Мукумов Р.Э.  Поможет ли «План Дворковича» в развитии энергосервисных услуг? // Энергосовет. 2015. № 2.
           5Хотя такая модель может быть разработана, по аналогии с моделью функционирования рынка ипотечных кредитов. См., например: Ильинский Д.Г., Полтерович В.М., Старков О.Ю.
           Разработка и исследование ссудо-сберегательных программ ипотечного кредитования: динамическая модель // Экономика и математические методы. 2014. Т. 50. № 2. – С. 35-57.
           6Методические рекомендации по реализации проектов и мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при капитальном ремонте общего имуще-
           ства в многоквартирных домах, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2016 г. № 653/пр //
           www.minstroyrf.ru/upload/iblock/8e5/doc.pdf
           7См.: Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р «Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации»
   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38