Page 23 - ТЕХСОВЕТ №1-2017
P. 23

январь 2017 года
                                                                                                       ЭнергоЭконом
           #учет #ведущий_рубрики




             Необходимо четко понять,            При установке приборов             Функция таких «агентов ГИС
           что установка прибора учета        не было единых требований к ним    ЖКХ» – скорее техническая – опра-
           и переход на оплату за ресурсы     и к информации, с них снимаемой,    шивать свой куст приборов, соби-
           в соответствии с его показаниями –   в результате сегодня стал актуаль-  рать с них данные, преобразовывать
           само по себе не энергосберегающее   ным вопрос синхронизации прото-   и выгружать на следующий уровень
           мероприятие. Возможна ситуация,    колов передачи данных и обеспече-  либо в ГИС, отвечая за эти уже элек-
           когда потребитель станет платить   ния корректности обрабатываемых    тронные, но коммерческие, досто-
           больше, чем ранее платил по нор-   цифр на каждом из этапов.          верные для расчетов по ним, цифры.
           мативу. Цель установки прибора –      Различные счетчики по-разному      Очевидно, что для построе-
           получение честной цифры и дости-   подходят к вопросу передачи дан-   ния подобной надежной цепочки
           жение прозрачности в отношениях    ных. В ряде случаев их технические   востребованы элементы стандарти-
           всех сторон, вовлеченных в постав-  характеристики достаточны (имеет-  зации, испытания и проч., однако
           ку и потребление коммунальных      ся импульсный выход), где-то требу-  необходимо исключать избыточную
           ресурсов.                          ются дополнительный действия.      взаимную сертификацию, чем вся
             Исходя из этой логики, поло-        Учитывая множество типов при-   система грешит сегодня. Нужна тех-
           жительным результатом меропри-     боров и форматов, с которыми они   ническая политика, формирующая
           ятий по установке приборов учета   работают, а также программного     единые требования или ограничен-
           должна являться не сама установка   обеспечения, обрабатывающего их   ный набор стандартных способов
           «железа», но полный цикл работ     показания на различных уровнях,    преобразования данных.
           и процедур, ведущих к появлению    обеспечение прозрачности и кор-    И программное обеспечение,
           измеренной цифры потребления       ректности данных представляется    используемое участниками отно-
           на соответствующих государствен-   задачей, требующей многочислен-    шений, должно поддерживать эти
           ных информационных ресурсах,       ных точечных взаимных согласова-   определенные способы.
           что уже затем приведет к соответ-  ний и увязок, множества сертифика-    Так может быть сформирована
           ствующим управленческим            тов и соглашений.                  организационная модель, в которой
           решениям.                             По пути от экрана прибора до    за метрологией (где обеспечены экс-  21
             Сегодня ситуация такова,         ГИС данные проходят несколько      плуатация и обслуживание) следует
           что в результате проведенных       этапов, и на каждом нужно обеспе-  уровень корректного технического
           кампаний по оприбориванию,         чить центр ответственности, отве-  преобразования данных,
           объекты жилья и бюджетной          чающий за их достоверность.        в результате чего на верхнем уровне
           сферы в целом неплохо оснащены        Метрологические функции оста-   уполномоченные органы получают
           приборами учета энергетических     ются на низовом уровне приборов    единую информационную систему,
           ресурсов и воды. Однако, сохра-    и организаций, их обслуживающих,   оперирующую подтвержденными
           няется ряд проблем, блокирующих    здесь действуют привычные требова-  и верифицированными, корректны-
           результат и фактически ставящих    ния Росстандарта, речь сегодня идет   ми цифрами.
           под сомнение эффективность вло-    также о создании института опера-
           женных средств.                    торов коммерческого учета. Следую-    Цель снижения энергоемкости
             Во-первых, далеко не все приборы  щий уровень (или несколько),      и модернизации жилищного
           приняты в эксплуатацию и участву-  о котором идет речь, трансформиру-  и коммунального хозяйства го-
           ют в начислении оплаты за потре-   ет данные информационно-измери-    родов, использования для этого
           бленные ресурсы. Во-вторых, для    тельных систем в данные информа-   резервов отечественного бизнеса
           тех приборов, чьи показания учиты-  ционных систем, цифру «в цифру».  по-прежнему требует решения
           ваются, остается острым вопрос        Мы говорим о том, что нужны     задачи обеспечения расчетов за
           их эксплуатации, поверки           технические центры движения        потребляемые ресурсы на основе
           и в целом профессионального обслу-  информации, контролирующие ка-    показаний приборов учета. А для
           живания, что необходимо для обе-   чество данных на основе решения    этого необходимо параллельно ра-
           спечения достоверности показаний.   задачи стандартизации протоколов   ботать сразу в нескольких направ-
             И в-третьих, не решены вопросы   передачи данных. Причем преобра-   лениях – установка новых прибо-
           обработки данных. Движение ин-     зование форматов данных с различ-  ров учета, ввод в эксплуатацию
           формации – это процесс, на протя-  ных приборов до формата, прини-    установленных, их профессиональ-
           жении которого есть риск потери    маемого ГИС, должно происходить    ное обслуживание, снятие и обра-
           или искажения данных, что, в свою   максимально близко к самим        ботка показаний приборов с тем,
           очередь, ведет к рискам всей идеи   приборам, то есть на территории,   чтобы эти данные могли использо-
           оприборивания, грозит обманом      уполномоченными серверами,         ваться уполномоченными лицами
           в отношениях сторон и потерей      являющимися региональными          для целей проведения политики
           вложенных средств.                 элементами ГИС.                    модернизации.  ЭЭ
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28