Page 14 - TEHSOVET premium #8-2018
P. 14
август 2018
ТЕХСОВЕТ премиум
Панорама
(75 %); недостаток квалифицированных Планирует ли бизнес При этом для производителей элек-
кадров в текстильной промышленности тронного и оптического оборудования
(80 %), сфере информационных техно- расширение своей (39 %) и топливно-энергетического ком-
логий (59 %) и в отрасли производства и деятельности? плекса (46 %) существенное значение
распределения электроэнергии, газа, воды Российский бизнес увеличивает свою также имеет уникальность продукции.
(67 %); конкуренция со стороны теневого активность в отношении планов по рас- Важность уникальности продукции чаще
сектора в металлургической промышлен- ширению своей деятельности по срав- всего отмечали представители бизнеса,
ности (40 %); сложность доступа к госза- нению с результатами опроса прошлого реализующего свою продукцию на рынках
купкам, которую выделили компании тек- года. 29 % опрошенных представителей стран дальнего зарубежья (29 %).
стильной (40 %) и металлургической (50 %) бизнеса заявили о том, что их компания не Как и в предыдущие годы, сниже-
отраслей. Половина опрошенных предста- планирует в ближайшие 3 года выходить ние затрат на производство и реали-
вителей бизнеса (52 %) заявили о том, что на новые географические или продукто- зацию продукции и услуг остается
их организация постоянно или время от вые рынки (27 % в 2017 г.). наиболее популярным способом повы-
времени испытывает на себе антиконку- Наибольшую активность по расшире- шения конкурентоспособности реали-
рентное давление со стороны доминиру- нию своего бизнеса проявляют представи- зуемых российским бизнесом товаров,
ющего участника рынка (занимающего не тели текстильной и деревообрабатываю- работ и услуг: к его использованию в
менее 50 % основного для бизнеса рынка). щей отраслей, все представители которых течение последних трех лет прибегали
Наиболее часто о наличии такого давле- планируют выход на новые рынки. Значи- 68 % компаний, представленных ре-
ния заявляют представители крупных тельно более активными, по сравнению с спондентами.
предприятий с годовым оборотом более 2017 г., стали компании в следующих сфе- 97 % опрошенных компаний в течение
2 млрд руб. (57 %). Среди представителей рах: металлургия (+9 п. п.), деревообраба- последних 3 лет прибегали как минимум
микропредприятий с доходом до 120 млн тывающая промышленность (+27 п. п.) и к одному способу повышения конкурен-
руб. 53 % заявило о наличии давления, а текстильное производство (+13 п. п.). тоспособности их продукции, 80 % — как
среди малых предприятий — 51 %, хотя в Вместе с тем если в 2017 г. произво- минимум к двум способам повышения
2017 г. эти категории лидировали. дители неметаллических изделий демон- конкурентоспособности. Лишь 3 % пред-
стрировали наибольшую активность в ставленного респондентами бизнеса не
Каково влияние отношении развития и расширения своей предпринимали никаких действий для
деятельности (92 % представителей пла-
повышения конкурентоспособности их
государства на нировали выход на новые рынки), то в продукции.
состояние конкурентной 2018 г. лишь 67 % респондентов из данной Российские компании вне зависимо-
12 отрасли заявили о таких намерениях.
среды и деятельность Наиболее часто о своей готовности сти от сферы своей деятельности проявля-
ли достаточно высокую активность в ча-
российского бизнеса? выходить на новые географические рын- сти повышения конкурентоспособности
Опрос представителей бизнеса пока- ки заявляли представители компаний, их продукции для потребителей: доля тех,
зал следующие результаты. 40 % респон- реализующих свою продукцию (товары, кто не предпринимал никаких действий в
дентов считают, что органы власти толь- работы, услуги) на рынках стран дальнего данном направлении, ни в одной отрасли
ко мешают бизнесу своими действиями зарубежья (89 %). не превышает 11 % (такое значение наблю-
и инициативами (против 33 % в 2017 г.). 67 % и 70 % опрошенных представи- дается в сфере производства неметалличе-
22 % участников опроса указали на неод- телей российского бизнеса отмечают на- ских изделий).
нозначность влияния действий органов личие препятствий для выхода на новые Наиболее распространенными спо-
власти на деятельность российских ком- географические или продуктовые рынки собами повышения конкурентоспособ-
паний и отметили, что органы власти от- соответственно, но при этом считают их ности продукции, помимо сокращения
части мешают, отчасти помогают бизнесу. преодолимыми. При этом более половины затрат, для представителей таких сфер
Лишь 2 % заявили, что действия органов респондентов указывают, что эти барьеры экономической деятельности, как ИТ
власти оказывают положительное влия- преодолимы только при существенных за- технологии, услуги (в том числе финан-
ние на российский бизнес (4 % в 2017 г.), тратах. совые), торговля, являются применение
причем поддержку чувствуют только новых способов продвижения продук-
крупные предприятия (7 %) и микро- ции, обучение персонала и выход на но-
предприятия (2 %); среди представителей Как бизнес вые продуктовые рынки. Представители
малых и средних предприятий никто не секторов обрабатывающей и химиче-
отметил однозначно положительное вли- повышает свою ской промышленности, а также сферы
яние государства. конкурентоспособность? строительства и сельского хозяйства до-
22 % опрошенных отметили необ- Ключевыми факторами конкуренто- статочно активно приобретали машины
ходимость вмешательства государства. способности производимых товаров, работ и технологическое оборудование. Сни-
Наиболее часто о необходимости участия и услуг, по мнению представителей россий- зилась доля компаний, проводивших
органов государственной власти в их дея- ского бизнеса, остаются низкая цена (41 %), НИОКР: в 2018 г. эта доля составила 13 %
тельности заявляли представители сред- доверительные отношения с клиентами против 19 % в 2017 г.
них предприятий (33 %), малого бизнеса с (20 %) и высокое качество (19 %).
оборотом до 400 млн руб. (18 %) и микро- Наиболее важную роль фактор низкой
предприятий (23 %), тогда как в 2017 г. о цены играет для производителей строй-
необходимости государственной помощи материалов (62 %), продукции компаний
чаще всего заявляли представители круп- текстильной и швейной промышленности Материал подготовлен Аналитическим центромпри
ных предприятий и малого бизнеса с обо- (60 %), а также химической промышленно- Правительстве Российской Федерации
ротом до 400 млн руб. сти (60 %). www.ac.gov.ru