Page 14 - TEHSOVET premium #8-2018
P. 14

август  2018
           ТЕХСОВЕТ премиум

           Панорама


           (75  %); недостаток квалифицированных   Планирует ли бизнес               При этом для производителей элек-
           кадров  в  текстильной  промышленности                                  тронного и оптического оборудования
           (80 %), сфере информационных техно-    расширение своей                 (39  %) и топливно-энергетического ком-
           логий (59 %) и в отрасли производства и   деятельности?                 плекса (46 %) существенное значение
           распределения электроэнергии, газа, воды   Российский бизнес увеличивает свою   также имеет уникальность продукции.
           (67 %); конкуренция со стороны теневого   активность в  отношении  планов  по рас-  Важность уникальности продукции чаще
           сектора в металлургической промышлен-  ширению своей деятельности по срав-  всего отмечали представители бизнеса,
           ности (40 %); сложность доступа к госза-  нению с результатами опроса прошлого   реализующего свою продукцию на рынках
           купкам, которую выделили компании тек-  года.  29 %  опрошенных  представителей   стран дальнего зарубежья (29 %).
           стильной (40 %) и металлургической (50 %)   бизнеса заявили о том, что их компания не   Как и в предыдущие годы, сниже-
           отраслей. Половина опрошенных предста-  планирует в ближайшие 3 года выходить   ние  затрат  на  производство  и  реали-
           вителей бизнеса (52 %) заявили о том, что   на новые географические или продукто-  зацию продукции и услуг остается
           их организация постоянно или время от   вые рынки (27 % в 2017 г.).     наиболее популярным способом повы-
           времени  испытывает на себе антиконку-  Наибольшую активность по расшире-  шения конкурентоспособности реали-
           рентное  давление  со  стороны  доминиру-  нию своего бизнеса проявляют представи-  зуемых российским бизнесом товаров,
           ющего участника рынка (занимающего не   тели текстильной и деревообрабатываю-  работ и услуг: к его использованию в
           менее 50 % основного для бизнеса рынка).   щей отраслей, все представители которых   течение последних трех лет прибегали
           Наиболее часто о наличии такого давле-  планируют выход на новые рынки. Значи-  68 % компаний, представленных ре-
           ния заявляют представители крупных   тельно более активными, по сравнению с   спондентами.
           предприятий с годовым оборотом более   2017 г., стали компании в следующих сфе-  97 % опрошенных компаний в течение
           2 млрд руб. (57 %). Среди представителей   рах: металлургия (+9 п. п.), деревообраба-  последних 3 лет прибегали как минимум
           микропредприятий с доходом до 120 млн   тывающая промышленность (+27 п. п.) и   к  одному  способу  повышения  конкурен-
           руб. 53 % заявило о наличии давления, а   текстильное производство (+13 п. п.).   тоспособности их продукции, 80 % — как
           среди малых предприятий — 51 %, хотя в   Вместе с тем если в 2017 г. произво-  минимум к двум способам повышения
           2017 г. эти категории лидировали.   дители неметаллических изделий демон-  конкурентоспособности. Лишь 3 % пред-
                                               стрировали наибольшую активность в   ставленного респондентами бизнеса не
              Каково влияние                   отношении развития и расширения своей   предпринимали никаких действий для
                                               деятельности (92 % представителей  пла-
                                                                                   повышения конкурентоспособности их
              государства на                   нировали выход на новые рынки), то в   продукции.
              состояние конкурентной           2018 г. лишь 67 % респондентов из данной   Российские компании вне зависимо-
      12                                       отрасли заявили о таких намерениях.
              среды и деятельность                Наиболее часто о своей готовности   сти от сферы своей деятельности проявля-
                                                                                   ли достаточно высокую активность в ча-
              российского бизнеса?             выходить на новые географические рын-  сти повышения конкурентоспособности
              Опрос представителей бизнеса пока-  ки  заявляли  представители  компаний,   их продукции для потребителей: доля тех,
           зал следующие результаты. 40 % респон-  реализующих  свою  продукцию  (товары,   кто не предпринимал никаких действий в
           дентов считают, что органы власти толь-  работы, услуги) на рынках стран дальнего   данном направлении, ни в одной отрасли
           ко мешают бизнесу своими действиями   зарубежья (89 %).                 не превышает 11 % (такое значение наблю-
           и инициативами (против 33 % в 2017 г.).   67  % и  70  % опрошенных  представи-  дается в сфере производства неметалличе-
           22 % участников опроса указали на неод-  телей российского бизнеса отмечают на-  ских изделий).
           нозначность влияния действий органов   личие препятствий для выхода на новые   Наиболее распространенными спо-
           власти на деятельность российских ком-  географические или продуктовые рынки   собами повышения конкурентоспособ-
           паний и отметили, что органы власти от-  соответственно, но при этом считают их   ности продукции, помимо сокращения
           части мешают, отчасти помогают бизнесу.   преодолимыми. При этом более половины   затрат, для представителей таких сфер
           Лишь 2 % заявили, что действия органов   респондентов указывают, что эти барьеры   экономической деятельности, как ИТ
           власти оказывают положительное влия-  преодолимы только при существенных за-  технологии, услуги (в том числе финан-
           ние на российский бизнес (4 % в 2017 г.),   тратах.                     совые), торговля, являются применение
           причем поддержку чувствуют только                                       новых способов  продвижения  продук-
           крупные  предприятия  (7  %)  и  микро-                                 ции, обучение персонала и выход на но-
           предприятия (2 %); среди представителей   Как бизнес                    вые продуктовые рынки. Представители
           малых и средних предприятий никто не                                    секторов обрабатывающей и химиче-
           отметил однозначно положительное вли-  повышает свою                    ской промышленности, а также сферы
           яние государства.                      конкурентоспособность?           строительства и сельского хозяйства до-
              22 % опрошенных отметили необ-      Ключевыми факторами конкуренто-  статочно активно приобретали машины
           ходимость вмешательства государства.   способности производимых товаров, работ   и  технологическое  оборудование.  Сни-
           Наиболее часто о необходимости участия   и услуг, по мнению представителей россий-  зилась доля компаний, проводивших
           органов государственной власти в их дея-  ского бизнеса, остаются низкая цена (41 %),   НИОКР: в 2018 г. эта доля составила 13 %
           тельности заявляли представители сред-  доверительные отношения с клиентами   против 19 % в 2017 г.
           них предприятий (33 %), малого бизнеса с   (20 %) и высокое качество (19 %).
           оборотом до 400 млн руб. (18 %) и микро-  Наиболее важную роль фактор низкой
           предприятий (23 %), тогда как в 2017 г. о   цены играет для производителей строй-
           необходимости  государственной  помощи   материалов (62 %), продукции компаний
           чаще всего заявляли представители круп-  текстильной и швейной промышленности   Материал подготовлен Аналитическим центромпри
           ных предприятий и малого бизнеса с обо-  (60 %), а также химической промышленно-  Правительстве Российской Федерации
           ротом до 400 млн руб.               сти (60 %).                                                 www.ac.gov.ru
   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19