Page 10 - TEHSOVET premium #8-2018
P. 10
август 2018
ТЕХСОВЕТ премиум
Панорама
Оценка состояния
конкурентной среды в России
с 2017 годом: доля тех, кто не планирует
С 25 января по 22 февраля 2018 г. Аналитическим центром при Пра- расширение, составила 14 % по сравнению
вительстве Российской Федерации при взаимодействии с Торгово-про- с 24 % годом ранее.
мышленной палатой Российской Федерации был проведен онлайн-опрос Ключевыми препятствиями для выхо-
представителей российского бизнеса, позволивший оценить общее со- да на новые географические и продукто-
стояние конкуренции и конкурентной среды на российских рынках с точ- вые рынки, как и в 2017 г., российский биз-
ки зрения самих предпринимателей. В опросе приняли участие более нес считает нехватку финансовых средств,
1100 респондентов. высокие начальные издержки для орга-
низации бизнеса и насыщенность рынков
сбыта.
По оценкам представителей россий- изменений нормативно-правовой базы, 34 Среди позитивных тенденций стоит
ского бизнеса состояние конкуренции на причиной сокращения количества конку- отметить то, что 97 % опрошенного бизне-
российских рынках является умеренным: рентов назвали уход российских компа- са в течение последних 3 лет использова-
48 % участников опроса указали на вы- ний с рынка. ли как минимум один способ повышения
сокую или очень высокую конкуренцию. Ключевыми барьерами для ведения конкурентоспособности своей продук-
Значение данного показателя от года к предпринимательской деятельности оста- ции, 80 % — как минимум два способа.
году продолжает снижаться: в 2017 г. 51 % ются барьеры доступа к финансовым ре- Лишь 3 % респондентов заявили, что их
респондентов указали на высокую или сурсам (включая высокую стоимость кре- компания не прибегала к каким-либо ме-
очень высокую конкуренцию, в 2016 г. — дитных ресурсов). На значимость данного тодам повышения конкурентоспособно-
53 %. Увеличилась и доля тех, кто ощущает барьера указали 53 % респондентов (56 % в сти продукции (3 % в 2017 г. и 5 % в 2016 г.).
слабую конкуренцию или вовсе ее отсут- 2017 г.). Препятствия ведению бизнеса также Что касается повышения конкурен-
ствие. В 2018 г. она составила 25 % против создают высокие налоги (на это указало 53 % тоспособности продукции, то предста-
24 % в 2017 г. и 21 % в 2016 г. респондентов) и нестабильность российско- вители всех видов экономической дея-
36 % респондентов считают конкурен- го законодательства в отношении регулиро- тельности работают в этом направлении.
8 цию полезной для развития бизнеса, од- вания деятельности предприятий (41 %). Наиболее популярным способом остается
нако 21 % участников опроса не отмечают Около 40 % респондентов считают, что сокращение затрат: к нему прибегали 68 %
положительного влияния конкуренции. органы власти своими действиями только компаний, представленных респонден-
Наиболее сильное влияние конкуренции мешают ведению хозяйственной деятельно- тами. Второе место занимает обучение
испытывает бизнес в сфере производства сти. Вместе с тем заинтересованность в уча- персонала — применение данного метода
стройматериалов, сфере РРў технологий, стии государства высказали представители отметили 48 % компаний.
пищевой и текстильной промышленности, транспортного машиностроения, пищевой Наиболее распространенным спосо-
в секторе транспортного машиностроения, промышленности, сельского хозяйства и бом повышения конкурентоспособности
наиболее слабое — в сфере производства и производители строительных материалов. продукции, помимо сокращения затрат и
распределения электроэнергии, газа и воды. 52 % респондентов отметили, что их обучения персонала, для представителей
Деревообрабатывающая Рё целлюлозно-Р±Сѓ- бизнес постоянно или время РѕС‚ времени таких сфер, как РРў технологии, услуги (РІ
мажная промышленность переместилась испытывает антиконкурентное давление том числе финансовые), торговля, является
из разряда низкоконкурентных отраслей в со стороны доминирующего участника применение новых способов продвижения
группу отраслей, производители которых рынка с рыночной долей не менее 50 % продукции. Представители секторов об-
отмечают значительное влияние конкурен- (против 45 % годом ранее). рабатывающей промышленности, а также
ции на их бизнес. Чаще всего антиконкурентное давле- сферы строительства и сельского хозяйства
Значительно увереннее в отношении ние со стороны доминирующего участ- достаточно активно приобретали машины
сбыта своей продукции стала чувствовать ника рынка хотя бы время от времени и технологическое оборудование.
себя сфера РРў технологий. Р’ РѕРїСЂРѕСЃРµ 2017В Рі. испытывают компании топливно-энерге- Ключевыми факторами конкуренто-
это была одна из наиболее конкурентных тического комплекса (62 %). способности производимых товаров, ра-
сфер, в то время как в 2018 г. 51 % респон- Российский бизнес планирует расши- бот и услуг, по мнению представителей
дентов отметили, что при увеличении рение своей деятельности: доля тех, кто российского бизнеса, традиционно оста-
цены продукции на 15 % объем продаж не планирует выходить на новые рынки ются низкая цена (41 %), доверительные
снизится менее чем на 15 %. в ближайшие 3 года, составила 25 % (по отношения с клиентами (20 %) и высокое
Сокращение числа конкурентов отме- сравнению с 27 % в 2017 г.). качество (19 %).
тили 23 % опрошенных представителей Наибольшую активность по расшире-
бизнеса, что сопоставимо с результатами нию своего бизнеса проявляют произво-
опроса 2017 г. — 24 % (против 15 % в 2016 г.). дители строительных материалов и про- Оценка состояния
Сокращение числа конкурентов объ- изводители электронного и оптического
ясняется, главным образом,наличием оборудования: 85 % респондентов каждой конкурентной среды
антиконкурентных действий со стороны из этих категорий планируют выход на но- в России
органов власти (на это указали 40 % ре- вые рынки. Характеристика базы респондентов
спондентов). 37 % респондентов отметили Представители металлургической от- В опросе приняли участие более 1100
негативное влияние на число конкурентов расли несколько оживились по сравнению представителей бизнеса.