Page 10 - ТЕХСОВЕТ №1-2017
P. 10

январь 2017 года
             ЭнергоЭконом
             #госполитика #из_первых_рук



             Вызовы новой госполитики


             в сфере энергоэффективности





             Сегодня речь идет о перезагрузке государственной политики
             энергоэффективности – новый уполномоченный орган, новая
             концепция, новая госпрограмма. Однако, чтобы не повторить
             прежних ошибок, необходимо разобрать пройденное
             и сделать выводы. Об уроках последних лет рассуждает
             эксперт Аналитического центра при Правительстве
             Российской Федерации Дмитрий Хомченко.


                В области энергосбережения и    начала сдвигаться в лучшую сторону,
             повышения энергетической эффектив-  пока остается множество нерешенных
             ности не достигнуты те цели, которые   проблем по энергосбережению при
             были определены несколько лет назад    эксплуатации жилого фонда, не решены
             в качестве приоритетных и необхо-  вопросы рационального потребления
             димых для развития данной сферы.   энергетических ресурсов, начиная
             Приходится констатировать, что на   с пресловутого приборного учета и
             федеральном уровне не существует   заканчивая обязательными мероприя-
             единой политики в сфере энергоэффек-  тиями по энергоэффективности
             тивности, а происходящие процессы   в многоквартирных домах.
         8   рассинхронизированы и с точки зрения                                     Дмитрий ХОМЧЕНКО,
             постановки задач и контроля их выпол-                                    эксперт Аналитического центра при
                                                                                      Правительстве Российской Федерации
             нения, и с точки зрения организации   Сегодня налицо неудовлетво-
             и управления. Сегодня налицо неудов-   ренность сложившейся
             летворенность сложившейся ситуацией   ситуацией как со стороны        новый регулятор в тарифной сфере,
             как со стороны бизнеса, государствен-  бизнеса, государственных       начинает проводить политику «тариф
             ных и муниципальных заказчиков      и муниципальных заказчиков        в обмен на улучшение», то есть рост та-
             соответствующих проектов, так и со   соответствующих проектов,        рифа увязывается с достигнутым улуч-
             стороны органов государственной вла-  так и со стороны органов        шением инфраструктуры, повышением
             сти и экспертного сообщества.                                         качества услуг, энергоэффективность
                Рассматривать политику энергос-         государственной            опять не является приоритетом,
             бережения и энергоэффективности         власти и экспертного          и речь о ней не идет напрямую.
             необходимо по различным секторам             сообщества                  Энергетические аудиты. Казалось
             – жилищная сфера, организации,                                        бы, наконец, хоть как-то заработала
             осуществляющие регулируемые виды      Непростая ситуация с энергосбере-  ГИС «Энергоэффективность», но запол-
             деятельности, промышленность, бюд-  жением и эффективностью у организа-  няемые энергетические декларации по
             жетная сфера, транспорт и так далее.    ций, осуществляющих регулируемые   своему качеству недалеко ушли от бес-
             И в каждой из этих сфер существуют   виды деятельности. Это касается    конечно критикуемых энергетических
             свои нерешенные проблемы.          и большой энергетики, и транспорта   паспортов. Данные, что уже введены
                Так, в жилищной сфере, с одной   (распределения энергии), и коммуналь-  в систему, не подлежат консолидации
             стороны, в последний год усилиями   ного комплекса в целом. Федеральный   и анализу, поскольку нет лиц, отвечаю-
             Минстроя России и профессиональ-   закон №261-ФЗ "Об энергосбережении   щих на уровне муниципалитета
             ного сообщества сделано немало, но,   и о повышении энергетической эффек-  и региона за их качество и достовер-
             например, по-прежнему нет требований  тивности и о внесении изменений    ность. Из представляемых деклараций
             по энергоэффективности при строи-  в отдельные законодательные акты Рос-  нельзя сделать никаких выводов по от-
             тельстве частных домов, хотя прирост   сийской Федерации" предусматривает,   дельным зданиям, в то же время масса
             ввода жилья на территории страны по   что все ресурсоснабжающие организа-  организаций энергоаудиторов осталось
             оценкам экспертов Аналитического   ции обязаны иметь программы энергос-  невостребованной и меняет сферу сво-
             центра может составлять 50-55% от   бережения, согласованные с органами   ей деятельности.
             общего объема именно за счет частного   регулирования, однако, это требование   Из-за отсутствия единого подхо-
             домостроения. И несмотря на то, что   повсеместно не выполняется. Феде-  да к решению возникающих проблем
             по многоквартирным домам ситуация   ральная антимонопольная служба как   остаются без ответов важнейшие
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15