ТехСовет продолжает информационный спецпроект «Россия - Казахстан». Главным предметом, в чем-то и мотивом нашего регулярного мониторинга стала практика казахстанских индустриальных реформ. В продолжение ряда лет мы наблюдаем ответственное, даже пристальное внимание руководства страны к восполнению и наращиванию промышленного потенциала. Этот хороший пример страны – соседа и участника Таможенного союза. Казахстан показывает Таможенному союзу неплохой пример индустриальной целеустремленности. Не ровен час, может еще и пригодится когда-нибудь в процессе нашего поворота лицом к производственному возрождению.
Мерный шаг - пятилетка
Напомним целевой стратегический ориентир Республики Казахстан – это выход к 2050 году в число 30 самых развитых государств мира. Мечта претворяется в жизнь пятилетками, и сейчас как раз «верстаются планы» на 2015-2017 годы. В основе - диверсификация экономики в сторону индустриальной составляющей при усилении инновационного тренда.
Президент РК Нурсултан Назарбаев утвердил госпрограмму индустриально-инновационного развития на 2015-2019 гг. Приоритет в ней отводится обрабатывающей промышленности: металлургия, химия и нефтехимия, машиностроение, производство строительных материалов, пищепром. Фундаментальной основой развития этих отраслей естественным образом выступает
машиностроение. Страна хочет располагать производством широкого спектра машин и оборудования: от нефтедобычи, горно-рудной промышленности до автопрома, железнодорожного и сельхозмашиностроения, того же пищепрома и т.д.
Программа, кстати, дает определенность в кластерной политике. Так, базовый многоаспектный общенациональный кластер – дальнейшее развитие нефтегазовой сферы. По всей отраслевой вертикали: от геологоразведки, добычи, транспортировки до глубокой переработки, производства оборудования, сервисных услуг. И с оцифрованными задачами по неуклонному наполнению «казахстанским содержанием» и росту экспортного потенциала.
Три территориальных кластера будут определяться по конкурсной процедуре. Зато два инновационных кластера в «новой экономике» обозначены прямо президентским указом: это «Назарбаев Университет» в Астане и «Парк инновационных технологий» в Алматы.
ТехИнфо
С 1 января 2015 г. вступает в силу договор о создании на основе Таможенного союза Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Россия, Белоруссия и Казахстан гарантируют свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществление согласованной политики в ключевых отраслях - энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. Формирующийся общий рынок на пространстве СНГ – это 170 млн человек населения, $2,7 трлн. суммарного ВВП государств-участников с общим товарооборотом $66 млрд. по итогам 2013 г.
ТехИнфо
Пятилетним планом на 2015-2019 гг. ставятся следующие задачи по обрабатывающей промышленности: достичь - в реальном выражении к уровню 2012 года – прироста объемов производства на 43; роста валовой добавленной стоимости в 1,4 раза;
роста производительности труда в 1,4 раза; роста стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта в 1,1 раза; снижения энергоемкости на 15 %; роста занятости в на 29,2 тыс. человек.
Он-лайн для запуска объектов
Одним из непременных атрибутов в пропаганде индустриальной программы, а также и для госконтроля по ходу реализации стали традиционные телемосты Президента Нурсалтана Назарбаева с регионами и конкретными важными пусковыми объектами.
В этом году таким объектом стала Индустриальная зона Алматы. Здесь проходит отбор проектов для создания предприятий, в т.ч в производственной сфере. Уже одобрено более 20 проектов
на 72 млрд. тенге с созданием 4 тыс. новых рабочих мест. Казахстан также в не меньшей степени, чем Россию заботит дефицит молодых квалифицированных кадров в ведущих отраслях и на высокотехнологичных направлениях. В этой связи точкой пристального внимания в ходе телемоста стал межрегиональный нефтегазовый профцентр в Атырау.
Из объектов малого и среднего производственного бизнеса Глава государства провел «он лайн - инспекцию» индустриального парка в Западно-Казахстанской обл., на базе которого развивается нефтегазовое машиностроение, а также промышленного ветрового парка в Ерейментау, который должен дать на первом этапе 45 МВт «зеленой» энергии, а в перспективе все 300.
Глава государства дал «онлайн-старт» ряду объектов, запускаемых по Карте индустриализации. Это:строительствосухого порта в СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота»; установка первой опоры ЛЭП «Север-Восток-Юг» на участке «Семей-Алматы».
Кроме того, в прямом эфире перерезаны красные ленточки, нажаты пусковые кнопки еще на целом ряде вновь вводимых объектов: это производство буровых долот (PDC-долот) ТОО «Жигермунайсервис» в Атырау; завод химреагентов ТОО «Talas Investment company» в Жамбылской обл.; завод шаровых кранов и запорной арматуры ТОО «Бёмер арматура» в СЭЗ-Сарыарка Карагандинской обл.; цементный завод ТОО «КаспийЦемент», в Мангистау, Шетпе; производство энергетического котлового оборудования на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения в Северо-Казахстанской обл.; ДСК ТОО «Костанай МБИ»; шаропрокатный стан ТОО «KSP Steel» в Павлодарская обл.
Машины Петропавловского завода тяжелого машиностроения. Фото http://www.pztm.kz/
ТехИнфо. В рамках первого этапа ПФИИР запущено более 650 проектов. 98% из них успешно функционируют. В текущем году планируется завершить более 140 проектов на сумму $ 5 млрд, одновременно начата работа по 47 объектам общей стоимостью $ 26 млрд. Суммарно программа индустриализации предварительно оценивается в сумму свыше 10 трлн. тенге.
Индикаторы роста
Одним из основных целевых показателей в экономическом развитии Казахстана стал рост валовой добавленной стоимости (ВДС) в обрабатывающей промышленности. Задачей первой пятилетки было поднять секторальную ВДС на 43,6 % к уровню 2008 г. Ардак Ташенов (фото), специалист Аналитического управления Евразийского банка развития, считает, что с учетом текущей макроэкономической ситуации, задача весьма и весьма трудновыполнима. По итогам 2013 г. рост ВДС в обрабатывающей промышленности составил только 23% к уровню 2008 г., отстав от плановых показателей.
Динамика ВДС обрабатывающей промышленности в реальном выражении, %
Илл. Евразийский банк развития
Другой целевой индикатор – доля инновационно активных предприятий. К 2014 г. Казахстан рассчитывал поднять их долю до 10% от общего числа действующих. В 2011-2012 гг. этот показатель вырос весьма существенно: до 7,6 %. Положительное влияние оказали созданные в последние годы в рамках ГПФИИР центры и офисы коммерциализации технологий, отраслевые конструкторские бюро. Удастся ли нарастить его до 10% за оставшийся период – пока все таки под вопросом. Но, так или иначе, всё это амбициозные задачи развития: успех сопутствует тем, кто ставит такие задачи.
Нужно учесть, что если пятилетка 2010-2014 гг. опиралась в основном на бюджет - проекты индустриализации в большинстве финансировало государство, то вторая предполагает всё большее - до 80% привлечение частных инвестиций. За годы индустриальных реформ создан пул институтов развития: Национальный управляющий холдинг "Байтерек", Банк развития Казахстана, Фонд развития предпринимательства "Даму", Национальное агентство по экспорту и инвестициям "KAZNEX INVEST" и др.
И заметим, здесь нет минпромторгов - от названия немножко отдаёт прошлым: здесь за эффективность действий отвечает Министерство индустрии и новых технологий.
Машины родом из Казахстана
Одной из наиболее показательных, хотя для республики без малого новорожденных отраслей стало машиностроение. Пока оно в основном – сборочное, но с задачей локализации. В рамках казахстанско-белорусского СП с 2005 г. собирают тракторы МТЗ. Также собран первый 45-тонный БелАЗ и организовано сервисное обслуживание карьерной техники.
Основу железнодорожного кластера составили сборочные СП: локомотивы с американским General Electric, электровозы с французским Alstom, пассажирские вагоны с испанским Talgo. Теперь же 50% акций локомотивосборочного завода Астаны принадлежат российскому Трансмашхолдингу. Благодаря альянсу с Трансмашхолдингом в Астане создано совместное казахско-франко-российское предприятие по производству электровозов с мощностью порядка 50 двухсекционных электровозов в год. Текущий портфель заказов для КТЖ составляет свыше €1,3 млрд. Казахстанские заводы также наладили выпуск грузовых и крытых вагонов, платформ и цистерн, а также начали производить рельсы и колесные пары.
Электровозы из Астаны. Фото http://www.lokomotiv.kz
Автомобилестроение также выходит в приоритетные секторы экономики. Машины собирают на двух заводах: в Усть-Каменогорске и Костанае. Помимо российской Нивы ведется сборка автомобилей Skoda, Chevrolet, Peugeot, Kia, Hyundai, SsangYong, IVECO, Peugeot. А завод "СарыаркаАвтоПром» стал первой промплощадкой Toyota в Центральной Азии: здесь будут собирать внедорожник Fortuner. Если в 2012 г. в республике было собрано порядка 14 тыс. машин, то в 2013-м уже свыше 38 тыс. План на текущий год - 60 тыс., а к 2017-ому запланирован выход на отметку в 300 тыс.
... Немножко в сторону от индустриализации.
Белоруссия. Причем, казалось бы, в тексте про Казахстан Белоруссия? Хотя как же: работают совместные предприятия, развивается единое экономическое пространство. Но не только... Белоруссия – во многом край аграрный, и здесь не разрушили сельский уклад. Напротив, стараются сделать село зажиточным. И не просто бюджетными подачками. Но воспитанием должного отношения к труду, к своей земле, к своей Родине – к большой жизни, значит. Здесь малышня в садике пропалывает клумбы и знает, что такое огород, в школах мастерские с заводскими станками, кабинеты домоводства... – утраченное и похеренное у нас.
Между тем, на большой подъем способны все таки не временщики, глядящие со студенческой скамьи в голубые забугорные дали.
В Казахстане в орбиту индустриального подъема включают общество, творчество масс. Без крайностей не обходится, но путь-то правильный: иначе где взять инициатив и долговременного энтузиазма? Министр связи и информации РК Аскар Жумагалиев считает назревшим День индустриализации. Есть, мол, предложение завершить акцию по разъяснению значения индустриализации Днем индустриализации. А еще с подачи информведомства на телевидении создадут реалити-шоу "Я смогу" – с рабочими на объектах индустриализации. И музыкальный клип для молодежи с гимном индустриализации. Перебор не перебор, но если обратить взоры на себя: герой-то нашего времени кто? – бандит с оборотнем в погонах, провинциалка в гламурной паутине. У настоящей, реальной индустриализации должны быть совсем другие герои.