http://www.tehsovet.ru/smfs1.html
http://www.tehsovet.ru/smfs2.html
http://www.tehsovet.ru/smfs3.html
http://www.tehsovet.ru/smfs4.html
http://www.tehsovet.ru/smfs5.html
http://www.tehsovet.ru/smfs6.html
http://www.tehsovet.ru/smfs7.html
http://www.tehsovet.ru/smfs8.html
http://www.tehsovet.ru/smfs9.html
http://www.tehsovet.ru/smfs10.html
http://www.tehsovet.ru/smfs11.html
http://www.tehsovet.ru/smfs12.html
http://www.tehsovet.ru/smfs13.html
http://www.tehsovet.ru/smfs14.html
http://www.tehsovet.ru/smfs15.html
http://www.tehsovet.ru/smfs16.html
http://www.tehsovet.ru/smfs17.html
http://www.tehsovet.ru/smfs18.html
http://www.tehsovet.ru/smfs19.html
http://www.tehsovet.ru/smfs20.html
http://www.tehsovet.ru/smfs21.html
http://www.tehsovet.ru/smfs22.html
http://www.tehsovet.ru/smfs23.html
http://www.tehsovet.ru/smfs24.html
http://www.tehsovet.ru/smfs25.html
http://www.tehsovet.ru/smfs26.html
http://www.tehsovet.ru/smfs27.html
http://www.tehsovet.ru/smfs28.html
http://www.tehsovet.ru/smfs29.html
http://www.tehsovet.ru/smfs30.html
http://www.tehsovet.ru/smfs31.html
http://www.tehsovet.ru/smfs32.html
http://www.tehsovet.ru/smfs33.html
http://www.tehsovet.ru/smfs34.html
http://www.tehsovet.ru/smfs35.html
http://www.tehsovet.ru/smfs36.html
http://www.tehsovet.ru/smfs37.html
http://www.tehsovet.ru/smfs38.html
http://www.tehsovet.ru/smfs39.html
http://www.tehsovet.ru/smfs40.html
http://www.tehsovet.ru/smfs41.html
http://www.tehsovet.ru/smfs42.html
http://www.tehsovet.ru/smfs43.html
http://www.tehsovet.ru/smfs44.html
http://www.tehsovet.ru/smfs45.html
http://www.tehsovet.ru/smfs46.html
http://www.tehsovet.ru/smfs47.html
http://www.tehsovet.ru/smfs48.html
http://www.tehsovet.ru/smfs49.html
http://www.tehsovet.ru/smfs50.html
http://www.tehsovet.ru/smfs51.html

Казахстан накануне новой пятилетки


Добавлено: 02.09.2014, Изменено: 23.10.2019


ТехСовет продолжает информационный спецпроект «Россия - Казахстан». Главным предметом, в чем-то и мотивом нашего регулярного мониторинга стала практика казахстанских индустриальных реформ. В продолжение ряда лет мы наблюдаем ответственное, даже пристальное внимание руководства страны к восполнению и наращиванию промышленного потенциала. Этот хороший пример страны – соседа и участника Таможенного союза. Казахстан показывает Таможенному союзу неплохой пример индустриальной целеустремленности. Не ровен час, может еще и пригодится когда-нибудь в процессе нашего поворота лицом к производственному возрождению.

Мерный шаг - пятилетка

Напомним целевой стратегический ориентир Республики Казахстан – это выход к 2050 году в число 30 самых развитых государств мира. Мечта претворяется в жизнь пятилетками, и сейчас как раз «верстаются планы» на 2015-2017 годы. В основе - диверсификация экономики в сторону индустриальной составляющей при усилении инновационного тренда.

 

Президент РК Нурсултан Назарбаев утвердил госпрограмму индустриально-инновационного развития на 2015-2019 гг. Приоритет в ней отводится обрабатывающей промышленности: металлургия, химия и нефтехимия, машиностроение, производство строительных материалов, пищепром. Фундаментальной основой развития этих отраслей естественным образом выступает
машиностроение. Страна хочет располагать производством широкого спектра машин и оборудования: от нефтедобычи, горно-рудной промышленности до автопрома, железнодорожного и сельхозмашиностроения, того же пищепрома и т.д.

Программа, кстати, дает определенность в кластерной политике. Так, базовый многоаспектный общенациональный кластер – дальнейшее развитие нефтегазовой сферы. По всей отраслевой вертикали: от геологоразведки, добычи, транспортировки до глубокой переработки, производства оборудования, сервисных услуг. И с оцифрованными задачами по неуклонному наполнению «казахстанским содержанием» и росту экспортного потенциала. 
Три территориальных кластера будут определяться по конкурсной процедуре. Зато два инновационных кластера в «новой экономике» обозначены прямо президентским указом: это «Назарбаев Университет» в Астане и «Парк инновационных технологий» в Алматы.

ТехИнфо
С 1 января 2015 г. вступает в силу договор о создании на основе Таможенного союза Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Россия, Белоруссия и Казахстан гарантируют свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществление согласованной политики в ключевых отраслях - энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. Формирующийся общий рынок на пространстве СНГ – это 170 млн человек населения, $2,7 трлн. суммарного ВВП государств-участников с общим товарооборотом $66 млрд. по итогам 2013 г.

ТехИнфо
Пятилетним планом на 2015-2019 гг. ставятся следующие задачи по обрабатывающей промышленности: достичь - в реальном выражении к уровню 2012 года – прироста объемов производства на 43; роста валовой добавленной стоимости в 1,4 раза;
роста производительности труда в 1,4 раза; роста стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта в 1,1 раза; снижения энергоемкости на 15 %; роста занятости в на 29,2 тыс. человек.

 

Он-лайн для запуска объектов

Одним из непременных атрибутов в пропаганде индустриальной программы, а также и для госконтроля по ходу реализации стали традиционные телемосты Президента Нурсалтана Назарбаева с регионами и конкретными важными пусковыми объектами.  
В этом году таким объектом стала Индустриальная зона Алматы. Здесь проходит отбор проектов для создания предприятий, в т.ч в производственной сфере. Уже одобрено более 20 проектов   
на 72 млрд. тенге с созданием 4 тыс. новых рабочих мест. Казахстан также в не меньшей степени, чем Россию заботит дефицит молодых квалифицированных кадров в ведущих отраслях и на высокотехнологичных направлениях. В этой связи точкой пристального внимания в ходе телемоста стал межрегиональный нефтегазовый профцентр в Атырау.

Из объектов малого и среднего производственного бизнеса Глава государства провел «он лайн - инспекцию» индустриального парка в Западно-Казахстанской обл., на базе которого развивается нефтегазовое машиностроение, а также промышленного ветрового парка в Ерейментау, который должен дать на первом этапе 45 МВт «зеленой» энергии, а в перспективе все 300.

Глава государства дал «онлайн-старт» ряду объектов, запускаемых по Карте индустриализации. Это:строительство сухого порта в СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота»; установка первой опоры ЛЭП «Север-Восток-Юг» на участке «Семей-Алматы».
Кроме того, в прямом эфире перерезаны красные ленточки, нажаты пусковые кнопки еще на целом ряде вновь вводимых объектов: это производство буровых долот (PDC-долот) ТОО «Жигермунайсервис» в Атырау; завод химреагентов ТОО «Talas Investment company» в Жамбылской обл.; завод шаровых кранов и запорной арматуры ТОО «Бёмер арматура» в СЭЗ-Сарыарка Карагандинской обл.; цементный завод ТОО «КаспийЦемент», в Мангистау, Шетпе; производство энергетического котлового оборудования на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения в Северо-Казахстанской обл.; ДСК ТОО «Костанай МБИ»; шаропрокатный стан ТОО «KSP Steel» в Павлодарская обл.


Машины Петропавловского завода тяжелого машиностроения. Фото http://www.pztm.kz/ 

ТехИнфо. В рамках первого этапа ПФИИР запущено более 650 проектов. 98% из них успешно функционируют. В текущем году планируется завершить более 140 проектов на сумму $ 5 млрд, одновременно начата работа по 47 объектам общей стоимостью $ 26 млрд. Суммарно программа индустриализации предварительно оценивается в сумму свыше 10 трлн. тенге.

Индикаторы роста

Одним из основных целевых показателей в экономическом развитии Казахстана стал рост валовой добавленной стоимости (ВДС) в обрабатывающей промышленности. Задачей первой пятилетки было поднять секторальную ВДС на 43,6 % к уровню 2008 г. Ардак Ташенов (фото), специалист Аналитического управления Евразийского банка развития, считает, что с учетом текущей макроэкономической ситуации, задача весьма и весьма трудновыполнима. По итогам 2013 г. рост ВДС в обрабатывающей промышленности составил только 23% к уровню 2008 г., отстав от плановых показателей.

Динамика ВДС обрабатывающей промышленности в реальном выражении,  %

Илл. Евразийский банк развития
Другой целевой индикатор – доля инновационно активных предприятий. К 2014 г. Казахстан рассчитывал поднять их долю до 10% от общего числа действующих. В 2011-2012 гг. этот показатель вырос весьма существенно: до 7,6 %. Положительное влияние оказали созданные в последние годы в рамках ГПФИИР центры и офисы коммерциализации технологий, отраслевые конструкторские бюро. Удастся ли нарастить его до 10% за оставшийся период – пока все таки под вопросом. Но, так или иначе, всё это амбициозные задачи развития: успех сопутствует тем,  кто ставит такие задачи.
Нужно учесть, что если пятилетка 2010-2014 гг. опиралась в основном на бюджет - проекты индустриализации в большинстве финансировало государство, то вторая предполагает всё большее - до 80% привлечение частных инвестиций. За годы индустриальных реформ создан пул институтов развития: Национальный управляющий холдинг "Байтерек", Банк развития Казахстана, Фонд развития предпринимательства "Даму", Национальное агентство по экспорту и инвестициям "KAZNEX INVEST" и др.
И заметим, здесь нет минпромторгов - от названия немножко отдаёт прошлым: здесь за эффективность действий отвечает Министерство индустрии и новых технологий.

Машины родом из Казахстана
Одной из наиболее показательных, хотя для республики без малого новорожденных отраслей  стало машиностроение. Пока оно в основном – сборочное, но с задачей локализации. В рамках казахстанско-белорусского СП с 2005 г. собирают тракторы МТЗ. Также собран первый 45-тонный БелАЗ и организовано сервисное обслуживание карьерной техники.
Основу железнодорожного кластера составили сборочные СП: локомотивы с американским General Electric, электровозы с французским Alstom, пассажирские вагоны с испанским Talgo. Теперь же 50% акций локомотивосборочного завода Астаны принадлежат российскому Трансмашхолдингу. Благодаря альянсу с Трансмашхолдингом в Астане создано совместное казахско-франко-российское предприятие по производству электровозов с мощностью порядка 50 двухсекционных электровозов в год. Текущий портфель заказов для КТЖ составляет свыше €1,3 млрд. Казахстанские заводы также наладили выпуск грузовых и крытых вагонов, платформ и цистерн, а также начали производить рельсы и колесные пары.

Электровозы из Астаны. Фото http://www.lokomotiv.kz

Автомобилестроение также выходит в приоритетные секторы экономики. Машины собирают на двух заводах: в Усть-Каменогорске и Костанае. Помимо российской Нивы ведется сборка автомобилей Skoda, Chevrolet, Peugeot, Kia, Hyundai, SsangYong, IVECO, Peugeot. А завод "СарыаркаАвтоПром» стал первой промплощадкой Toyota в Центральной Азии: здесь будут собирать внедорожник Fortuner. Если в 2012 г. в республике было собрано порядка 14 тыс. машин, то в 2013-м уже свыше 38 тыс. План на текущий год - 60 тыс., а к 2017-ому запланирован выход на отметку в 300 тыс.
Manufactory
В цехах СарыарккАвтоПром. http://sap.com.kz

 

Индустриальные герои или что видим – то поём

... Немножко в сторону от индустриализации.
Белоруссия. Причем, казалось бы, в тексте про Казахстан Белоруссия? Хотя как же: работают совместные предприятия, развивается единое экономическое пространство. Но не только... Белоруссия – во многом край аграрный, и здесь не разрушили сельский уклад. Напротив, стараются сделать село зажиточным. И не просто бюджетными подачками. Но воспитанием должного отношения к труду, к своей земле, к своей Родине – к большой жизни, значит. Здесь малышня в садике пропалывает клумбы и знает, что такое огород, в школах мастерские с заводскими станками, кабинеты домоводства... – утраченное и похеренное у нас.
Между тем, на большой подъем способны все таки не временщики, глядящие со студенческой скамьи в голубые забугорные дали.
В Казахстане в орбиту индустриального подъема включают общество, творчество масс. Без крайностей не обходится, но путь-то правильный: иначе где взять инициатив и долговременного энтузиазма? Министр связи и информации РК Аскар Жумагалиев считает назревшим День индустриализации. Есть, мол, предложение завершить акцию по разъяснению значения индустриализации Днем индустриализации. А еще с подачи информведомства на телевидении создадут реалити-шоу "Я смогу" – с рабочими на объектах индустриализации. И музыкальный клип для молодежи с гимном индустриализации. Перебор не перебор, но если обратить взоры на себя: герой-то нашего времени кто? – бандит с оборотнем в погонах, провинциалка в гламурной паутине. У настоящей, реальной индустриализации должны быть совсем другие герои.

Михаил Бакин
С использованием сообщений http://i-news.kz, http://www.meta.kz, http://bnews.kz, http://nur.kz, lokomotiv.kz, http://sap.com.kz и др.



« Назад

 

 

 

* доступно только зарегистрированным пользователям
РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ
E-mail:
Пароль:
Регистрация »
Для регистрации на сайте необходимо разрешить использование Cookies
Наши партнеры

 

 

СКВОЗНОЙ БАННЕР 700х100


 

Журнал ТехСовет

Разместите наш баннер

на Вашем сайте

Как установить?

Журнал ТехСовет

 

Rambler's Top100     Яндекс цитирования       
Создание сайта -
www.webmotor.ru

Все материалы на сайте защищены законом об авторских и смежных правах.
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на www.techsovet.ru обязательна!