Сможет ли Россия первой замкнуть ядерный топливный цикл?Добавлено: 21.02.2013, Изменено: 21.11.2024 Базовым отраслям, не смотря на растраты последних десятилетий, тем не менее неизбежно выпадает роль локомотивов по вытягиванию экономики из упадка. Научно-производственный потенциал атомщиков остался в большей сохранности по сравнению с отраслями более «гражданских назначений». Где еще как не в этих отраслях есть надежда на достижения мирового уровня. Сегодня научно-технические усилия целого ряда государств концентрируются на теме по т.н. замыканию ядерного цикла. В кратком обзоре наиболее важных проектов в атомной отрасли наше внимание, прежде всего, конкурентоспособности нашей страны в этих проектах. «Прорыв» - у нас или в Индии? «Прорыв» - так назван проект Росатома по замыканию ядерного топливного цикла. Здесь Россия располагает лучшими наработками и, как нередко случалось в истории, первенства рискует не удержать. Правда, зам. директора Росатома Вячеслав Першуков, обещает, что «уже в самые ближайшие годы будет создан опытно-демонстрационный комплекс, реализующий общую технологию замыкания ядерного топливного цикла». Решение проблемы специалисты связывают с реакторами на быстрых нейтронах (БН) и с технологией переработки плутония в т.н. МОКС-топливо. Из коммерческих « быстрых ректоров» сейчас действует один - БН-600 - на Белоярской АЭС, на этой же площадке сооружается второй - БН-800. Ядерное сообщество, между тем, торопит власти с ответом: когда и где будет строиться БН-1200? Конкуренция, кстати, подгоняет. Кстати, Китай располагает быстрым натриевым реактором CEFR и усердно работает над реакторами CDFR. Их проекты которых, как считает ряд экспертов, будут сделаны на основе российского БН-800. Экспериментальная наработка MOКС-топлива для CEFR запланирована на 2015 год, и не позднее 2020-го производство в промышленных масштабах. И, кстати, Индия в технологиях по замыканию ядерного топливного цикла также делает ставку на натриевый теплоноситель и МОКС-топливо: их реактор PFBR-500 – своего рода аналог БН-500, станет протопитом для реакторов CFBR: их должно бsnm построено шесть - до 2025 года. «Мини-АЭС»: быстрей для Чукотки или Аляски? В рамках ФЦП «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и перспективу до 2020 года» в активную фазу входит создание модульного реактора на быстрых нейтронах СВБР-100. Разработчик проекта ОАО «АКМЭ-инжиниринг» (СП «Росатома» с ОАО «Иркутскэнерго») до 2014 года предполагает получить пакет лицензий, а к 2017 году запустить реактор со свинцово-висмутовым теплоносителем. Плюс года 2-3 на отработку: ведь первая станция будет фактически испытательным стендом. К завершению этапа опытно-промышленной эксплуатации, по словам ген. директора ОАО «АКМЭ-инжиниринг» Владимира Петроченко, ставится задача коммерческого рывка. Станции малой и средней мощности - от 200 до 600 МВт - в модульном исполнении могли бы преобразить жизнь труднодоступных территорий. Правда, вопрос размещения «мини-АЭС» зависит от непосредственных перспектив развития региона, поскольку срок жизни реакторной установки 60 лет, а топливная компания – 7-8 лет. В этой связи не менее значимым в коммерческом плане участники проекта видят экспортный потенциал. То есть, с разных берегов Берингового пролива могут вступить в соревнование разные «мини-АЭС: на Чукотке наши, на Аляске – скорее, американские. Потому, что в США разрабатывается программа господдержки строительства модульных АЭС, и не так много сомнений, что в сравнении с российской она станет менее эффективной. Плоды ядерной кооперации Участие России в мировых проектах, таких как термоядерный реактор (ИТЭР), Большой адронный коллайдер и др. становится важнейшим фактором продвижения от фундаментальных разработок к прикладным технологиям. Зам. ген. директора Росатома Вячеслав Першуков видит хорошие предпосылки для создания в международной кооперации гибридного термоядерного реактора. В нем токамак - термоядерная часть будет служить источником нейтронов высоких энергий, которые значительно увеличат эффективность ядерной части. ТехИнфо ТехИнфо ТехИнфо Атомный инжиниринг В российской ядерной отрасли всегда была сильна научно-техническая составляющая, но подтягивания под новые задачи требует инжиниринг. В постсоветском катаклизме разорванной оказалась производственно-технологическая цепочка изготовления реакторного оборудования для АЭС: от получения заготовки до готового изделия. С задачей построить её заново пять лет назад на базе «Атомэнергомаша» создана инжиниринговая компания ЗАО «АЭМ-технологии». По прошлому году у компании серьезные достижения. Волгодонский филиал поставил оборудование для Ростовской и Балтийской АЭС. Показательна «атомная модернизация» другого предприятия компании – Петрозаводскмаша. Завод уже изготовил десятки единиц оборудования для строящихся ЛАЭС-2 и НВАЭС-2. К 2014 г. карельские машиностроители выпустят первый корпус реактора для строящейся Балтийской АЭС. Всерьез о собственном мощном инжиниринговом центре ставится вопрос на заводе «ЗиО-Подольск» - ведущем исполнителе заказов на крупноблочное оборудование атомной энергетики. ТехИнфо Лауреатом Демидовской премии за 2012 год стал почетный научный руководитель Российского федерального ядерного центра - ВНИИ технической физики, Герой Соцтруда, академик РАН Евгений Авронин. Достижения одного из создателей ядерно-оружейного центра на Урале связаны, в частности, с разработкой термоядерных зарядов для мирных целей. «Мирный взрыв» (с минимумом выброса радиации) нашел применение в сейсмозондировании, тушении газовых пожаров, предотвращения взрывов метана в шахтах, захоронении ядовитых отходов. ВНИИТФ также предложил проект создания дейтериевой установки, т.н. «котел взрывного сгорания» - КВС. Концепция предполагает получение основной доли энергии за счет взрывов дейтерия, запасы которого практически не ограничены. Дейтерий «зажигается» плутониевым инициатором. Плутоний, в свою очередь, нарабатывается в реакции за счет нейтронов, образующихся при горении дейтерия. И все таки замыкание ядерного топливного цикла становится главной «атомной надеждой» мира на первую треть 21 века. С ней связана возможность получить полное использование урана вместо сегодняшних 0,7%, застраховать АЭС от тяжелых аварий, решить проблему складирования и затопления отработавшего ядерного топлива и т.д. Сегодня атомная отрасль и атомное машиностроение России как на беговой дистанции – борется за место в лидирующей группе. Михаил Бакин « Назад
|
Для регистрации на сайте необходимо разрешить использование Cookies
|