Второе всероссийское совещение по энергоэффективности
Добавлено: 22.08.2014, Изменено: 20.11.2024
ДАЙДЖЕСТ ВТОРОГО ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ ПРОМЫШЛЕННИКОВ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОВЫШЕНИЯ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
(10 июля 2014 г., г. Екатеринбург)
в составе:
круглого стола «От энергосервиса – к инжинирингу полного цикла»
экспертной дискуссии «Повышение энергетической эффективности как драйвер модернизации промышленности и роста экономики»
Энергетическая эффективность таит в себе значительный потенциал для развития отечественных инноваций и в целом роста экономики. Экономия на топливно-энергетических ресурсах дает резервы средств, которые можно вложить продуктивно – в инновации, инвестиции, в развитие социальной сферы. Это надежность, доступность энергоресурсов, энергетическая безопасность. Но основная цель повышения энергетической эффективности – достижение лучшего качества жизни граждан: не так важен объем экономии, как эффект от этого для конечного потребителя; а модернизированные мощности и здания сами по себе являются показателями роста качества жизни.
Энергоэффективность, с одной стороны, является характеристикой предприятий, технологий, продукции, позволяющей судить об их качестве. Однако показатели энергорезультативности в промышленности могут и должны являться отдельным объектом управления, в т.ч. со стороны государства.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ОТРАСЛИ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ:
Новые конкурсные процедуры для организаций с участием государства (44-ФЗ)
в направлении повышения профессионализма участников конкурсов.
Изменения в базовый закон 261-ФЗ с целью совершенствования государственного мониторинга и управления потреблением ТЭР (несмотря на проведенные энергоаудиты, Минэнерго России не считает, что имеет полную картину об объеме потребления ТЭР в бюджетном секторе и о состоянии фондов), вводятся т.н. «энергодекларации». Подготовлены очередные поправки, совершенно отменяющие обязательное энергообследование.
Вскоре появится методика расчетно-измерительного метода определения экономии энергоресурсов.
Разработан План по развитию энергосервиса, обсуждается в Правительстве РФ. Он содержит ряд пунктов по изменению федерального законодательства, методической поддержке.
В профильном комитете Госдумы России дорабатывается законопроект по активизации энергосервиса. Три важных момента: 1) механизмы гарантированной оплаты в пользу ЭСКО, 2) механизмы в бюджетном законодательстве для оплаты по энергосервисным контрактам
со стороны бюджетных учреждений, 3) регулирование и СРО в области энергосервиса.
В целом законодательные основы для деятельности в области повышения энергоэффективности, в том числе для энергосервисных проектов, созданы. И хотя энергосервис пока не составляет существенную основу рынка энергосбережения, есть действующие энергосервисные компании и проекты в различных сферах. Драйвером рынка по накопленному опыту и методологии является бюджетный сектор. Подключается жилищный фонд. Происходит консолидация рынка эско-услуг: создана и активно работает РАЭСКО (Российская ассоциация энергосервисных компаний).
Кардинально меняются принципы выделения федеральных субсидий на софинансирование региональных программ энергосбережения – с акцентом на развитие конкретных проектов,
в т.ч. энергосервисных. Поддержка может осуществляться в виде возмещения части затрат на реализацию мероприятий (на ставку по кредиту, по лизингу, затрат на оборудование). Это позволит сократить сроки окупаемости проектов и активизировать рынок в определенных субъектах РФ.
В целом рынок адаптируется к российским условиям и находит более широкие возможности для распределения рисков и развития проектов, нежели это предусмотрено 261-ФЗ. Результатом энергосервисных проектов становится не только отработка моделей и методик, выявление слабых мест законодательства, но и новые разработанные продукты, предлагаемые заказчику.
ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ, КОТОРЫЕ ПРЕДСТОИТ РЕШИТЬ:
Нет собственника энергии, следовательно, нет стороны, заинтересованной в ее экономии и покупке сэкономленной величины. Продукт отрасли «неиспользованная энергия» не находит спроса на рынке.
Непонимание со стороны органов публичной власти того факта, что средства, инвестируемые в ту или иную сферу, должны возвращаться, и сути такого инвестиционного механизма как энергосервис.
Сохраняющееся несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы. Недоступность продекларированных льгот, непроработанность методик их применения и обоснования.
Недостаток компетенций, в том числе у профессионалов рынка.
Недостаток гибкости в тарифной политике.
Недостаток мотивации в бюджетной сфере. Собственнику не важен рост стоимости его объекта.
Коррупция, уничтожающая на местах хорошие начинания путем нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств.
Недофинансирование бюджетных организаций по статье «коммунальные услуги».
Отсутствие банковских и финансовых моделей для финансирования долгосрочных инфраструктурных проектов, отсутствие технологий управления рисками у каждой из сторон, нехватка моделей оценки проектов.
Отсутствие гарантий возврата вложенных средств в энергосервисные проекты; законодательно предложенные модели не позволяют обеспечить стабилизации денежных потоков в сторону ЭСКО.
Недостаточная финансовая устойчивость самих ЭСКО.
Непрофильная деятельность бюджетных учреждений по эксплуатации зданий и инженерного комплекса ведет к непрофессионализму и росту затрат на эксплуатацию.
Непоследовательность финансирования со стороны государства – целевое финансирование на модернизацию зданий бюджетной сферы противодействует развитию ЭСКО-рынка и не допускает в эту модернизацию профессионалов.
Недостаточно высокая стоимость ТЭР, не мотивирующая зачастую потребителя к экономии. Контр-аргумент – наличие серьезных величин неплатежей за коммунальные ресурсы не позволяют говорить о возможностях повышения их стоимости.
ЯДРО СОГЛАСИЯ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Не забывать о конечной цели энергетических реформ – человеке, потребителе.
Акцент на капитальные затраты, модернизацию активов, генерирующих мощностей, инженерной инфраструктуры (на старых основных фондах инвестор не сможет достичь желаемых показателей отдачи). Опасно инвестировать в существующие технологии и фонды, доводя их до условной эффективности. Перспективнее путем инвестиций переходить на новую технологическую платформу.
Использовать административные меры, «принуждение к модернизации».
Использовать методы экономического стимулирования. Создавать рынки для продуктов отрасли и рыночные условия для ее развития, тогда появятся и мотивация, и второй субъект в проектах и договорах.
Необходимо комплексное планирование. Выстраивание промышленной политики в привязке к развитию региональной энергетики. Промышленно-энергетические комплексы (производственные мощности, энергетические, жилье) обеспечивают сбалансированность производства и потребления, применения наиболее системно эффективных технологий (когенерация), принятие решений по признаку эффективности конечного продукта.
Развивать методическую базу капитализации косвенных эффектов и переходить на принятие решений в соответствии с ней, в т.ч. через методики импакт-инвестирования. Среди эффектов энергоэффективной модернизации в промышленности – экономия топлива, уменьшение выбросов парниковых газов и вредных веществ, улучшение производительности оборудования и персонала, улучшение условий труда, снижение заболеваемости, рост квалификации персонала.
Методически развивать стандарты и практику оценки эффекта в проектах.
Нужна система поддержки российских научных и исследовательских разработок и их внедрения.
Поддержка и стимулирование формирования инжиниринговых центров и центров компетенций для выработки «решений под ключ» в энергоэффективных проектах.
Необходима государственная поддержка и поощрение энергосервисного бизнеса как емкого в плане компетенций и высоко рискового.
Степень развития энергосервиса определяет «здоровье» власти и экономики, поскольку финансовые модели энергосервисных договоров не предполагают финансовых потоков коррупционного свойства.
Консолидация и объединение в различных форматах профессиональных участников рынка, активизация их деятельности и влияния на происходящее в отрасли («энергетическое ополчение»).
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Обеспечить быструю возможность практического применения вводимых законодательно и уже введенных механизмов стимулирования энергоэффективной деятельности (либо путем включения механизма реализации этих принципов собственно в законы, либо путем быстрого принятия подзаконных актов).
Законодательно выстроить модели, поощряющие и поддерживающие энергосервисный бизнес как емкий по компетенциям и высоко рисковый.
Законодательно закрепить модели финансирования, в первую очередь для бюджетных учреждений, согласно которым финансовые средства, полученные от экономии ТЭР на объекте, будут реинвестированы на нем же в целях дальнейшей модернизации и энергоэффективности.
Создать рынок высвобожденной мощности.
Создать рынок квот по выбросам парниковых газов (национальная система торговли квотами) как продукта, результирующего из энергоэффективной модернизации.
Способствовать созданию мотивации к энергосбережению в бюджетных учреждениях,
в т.ч. заинтересовать бюджетных заказчиков в росте стоимости их объектов, снять с них несвойственные функции по управлению зданиями и их эксплуатации и отдать профессионалам.
Изменить положения подзаконных актов, согласно которым ЭСКО не получает оплаты и даже подвергается штрафу в случае достижения экономии меньшей, нежели указано в энергосервисном контракте. Вместо этого ввести шкалу, балансирующую ответственность ЭСКО и величину оплаты заказчика в ее пользу.
Ввести порядок, что оценка достижения показателей энергетической эффективности в бюджетных учреждениях должна производиться независимым аудитором.
ТРЕБУЕМАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
Необходимо упорядочить хаотическое пока движение на рынке и заставить игроков работать по одинаковым правилам. Кроме того, переориентация энергоаудиторов на консалтинг
в целях повышения энергоэффективности, при условии методической поддержки, сохранит и нарастит их компетенции и продвинет рынок. Для этого необходима методическая поддержка по ряду направлений (от уполномоченных ведомств, РАЭСКО, СРО и других профессиональных объединений на рынке, институтов развития и аналитических центров):
учет системных эффектов, комплексное планирование на государственном уровне, увязка интересов различных субъектов (адаптация отечественных методик планирования посредством промышленно-энергетических комплексов, балансирование региональных и отраслевых интересов)
методики и стандарты оценки эффектов в проектах, в том числе учет косвенных эффектов и возможности для их капитализации, путем развития финансовых, инвестиционных технологий, методов импакт-инвестирования
модели управления рисками для различных субъектов и в единстве модернизационного проекта, в т.ч. при выборе для этого механизма энергосервиса
совершенствование стандартов и методик проведения энергоаудитов с тем, чтобы одним из результатов стало заключение об объемах финансирования, необходимых для доведения параметров зданий до соответствия санитарным нормам.
Обучение профессиональных участников рынка. Наращивание компетенций,
в т.ч. комплексных (организационные, проект-менеджмент, финансовые, правовые, инженерные, в сфере энергоаудита, измерений и верификации, образовательные и др.). Обучение и пропаганда среди заказчиков и лиц, принимающих решения о целях и актуальности деятельности по повышению энергоэффективности, ее результатах, существующих возможностях и моделях.
Действенная система государственных и муниципальных гарантий под проекты энергоэффективной модернизации, в том числе энергосервисные, сроком на 5-8 лет. Корректировка региональных и корпоративных программ энергосбережения,
в т.ч. разделить направления реновации, установки приборов учета ТЭР и модернизационные проекты, направленные на реальную экономию энергии.
Составитель М.В. Степанова ОРГКОМИТЕТ