http://www.tehsovet.ru/smfs1.html
http://www.tehsovet.ru/smfs2.html
http://www.tehsovet.ru/smfs3.html
http://www.tehsovet.ru/smfs4.html
http://www.tehsovet.ru/smfs5.html
http://www.tehsovet.ru/smfs6.html
http://www.tehsovet.ru/smfs7.html
http://www.tehsovet.ru/smfs8.html
http://www.tehsovet.ru/smfs9.html
http://www.tehsovet.ru/smfs10.html
http://www.tehsovet.ru/smfs11.html
http://www.tehsovet.ru/smfs12.html
http://www.tehsovet.ru/smfs13.html
http://www.tehsovet.ru/smfs14.html
http://www.tehsovet.ru/smfs15.html
http://www.tehsovet.ru/smfs16.html
http://www.tehsovet.ru/smfs17.html
http://www.tehsovet.ru/smfs18.html
http://www.tehsovet.ru/smfs19.html
http://www.tehsovet.ru/smfs20.html
http://www.tehsovet.ru/smfs21.html
http://www.tehsovet.ru/smfs22.html
http://www.tehsovet.ru/smfs23.html
http://www.tehsovet.ru/smfs24.html
http://www.tehsovet.ru/smfs25.html
http://www.tehsovet.ru/smfs26.html
http://www.tehsovet.ru/smfs27.html
http://www.tehsovet.ru/smfs28.html
http://www.tehsovet.ru/smfs29.html
http://www.tehsovet.ru/smfs30.html
http://www.tehsovet.ru/smfs31.html
http://www.tehsovet.ru/smfs32.html
http://www.tehsovet.ru/smfs33.html
http://www.tehsovet.ru/smfs34.html
http://www.tehsovet.ru/smfs35.html
http://www.tehsovet.ru/smfs36.html
http://www.tehsovet.ru/smfs37.html
http://www.tehsovet.ru/smfs38.html
http://www.tehsovet.ru/smfs39.html
http://www.tehsovet.ru/smfs40.html
http://www.tehsovet.ru/smfs41.html
http://www.tehsovet.ru/smfs42.html
http://www.tehsovet.ru/smfs43.html
http://www.tehsovet.ru/smfs44.html
http://www.tehsovet.ru/smfs45.html
http://www.tehsovet.ru/smfs46.html
http://www.tehsovet.ru/smfs47.html
http://www.tehsovet.ru/smfs48.html
http://www.tehsovet.ru/smfs49.html
http://www.tehsovet.ru/smfs50.html
http://www.tehsovet.ru/smfs51.html

Второе всероссийское совещение по энергоэффективности


Добавлено: 22.08.2014, Изменено: 25.11.9337


ДАЙДЖЕСТ
ВТОРОГО  ВСЕРОССИЙСКОГО  СОВЕЩАНИЯ  ПРОМЫШЛЕННИКОВ
И  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ  ПО  ВОПРОСАМ  ПОВЫШЕНИЯ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ  ЭФФЕКТИВНОСТИ

(10 июля 2014 г., г. Екатеринбург)
в составе:

  • круглого стола «От энергосервиса – к инжинирингу полного цикла»
  • экспертной дискуссии «Повышение энергетической эффективности как драйвер модернизации промышленности и роста экономики»

Энергетическая эффективность таит в себе значительный потенциал для развития отечественных инноваций и в целом роста экономики. Экономия на топливно-энергетических ресурсах дает резервы средств, которые можно вложить продуктивно – в инновации, инвестиции, в развитие социальной сферы. Это надежность, доступность энергоресурсов, энергетическая безопасность. Но основная цель повышения энергетической эффективности – достижение лучшего качества жизни граждан: не так важен объем экономии, как эффект от этого для конечного потребителя; а модернизированные мощности и здания сами по себе являются показателями роста качества жизни.
Энергоэффективность, с одной стороны, является характеристикой предприятий, технологий, продукции, позволяющей судить об их качестве. Однако показатели энергорезультативности в промышленности могут и должны являться отдельным объектом управления, в т.ч. со стороны государства.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ОТРАСЛИ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ:

  • Новые конкурсные процедуры для организаций с участием государства (44-ФЗ)
    в направлении повышения профессионализма участников конкурсов.
  • Изменения в базовый закон 261-ФЗ с целью совершенствования государственного мониторинга и управления потреблением ТЭР (несмотря на проведенные энергоаудиты, Минэнерго России не считает, что имеет полную картину об объеме потребления ТЭР в бюджетном секторе и о состоянии фондов), вводятся т.н. «энергодекларации». Подготовлены очередные поправки, совершенно отменяющие обязательное энергообследование.
  • Вскоре появится методика расчетно-измерительного метода определения экономии энергоресурсов.
  • Разработан План по развитию энергосервиса, обсуждается в Правительстве РФ. Он содержит ряд пунктов по изменению федерального законодательства, методической поддержке.
  • В профильном комитете Госдумы России дорабатывается законопроект по активизации энергосервиса. Три важных момента: 1) механизмы гарантированной оплаты в пользу ЭСКО, 2) механизмы в бюджетном законодательстве для оплаты по энергосервисным контрактам
    со стороны бюджетных учреждений, 3) регулирование и СРО в области энергосервиса.
  • В целом законодательные основы для деятельности в области повышения энергоэффективности, в том числе для энергосервисных проектов, созданы. И хотя энергосервис пока не составляет существенную основу рынка энергосбережения, есть действующие энергосервисные компании и проекты в различных сферах. Драйвером рынка по накопленному опыту и методологии является бюджетный сектор. Подключается жилищный фонд. Происходит консолидация рынка эско-услуг: создана и активно работает РАЭСКО (Российская ассоциация энергосервисных компаний).
  • Кардинально меняются принципы выделения федеральных субсидий на софинансирование региональных программ энергосбережения – с акцентом на развитие конкретных проектов,
    в т.ч. энергосервисных. Поддержка может осуществляться в виде возмещения части затрат на реализацию мероприятий (на ставку по кредиту, по лизингу, затрат на оборудование). Это позволит сократить сроки окупаемости проектов и активизировать рынок в определенных субъектах РФ.
  • В целом рынок адаптируется к российским условиям и находит более широкие возможности для распределения рисков и развития проектов, нежели это предусмотрено 261-ФЗ. Результатом энергосервисных проектов становится не только отработка моделей и методик, выявление слабых мест законодательства, но и новые разработанные продукты, предлагаемые заказчику.

ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ, КОТОРЫЕ ПРЕДСТОИТ РЕШИТЬ:

  • Нет собственника энергии, следовательно, нет стороны, заинтересованной в ее экономии и покупке сэкономленной величины. Продукт отрасли «неиспользованная энергия» не находит спроса на рынке.
  • Непонимание со стороны органов публичной власти того факта, что средства, инвестируемые в ту или иную сферу, должны возвращаться, и сути такого инвестиционного механизма как энергосервис.
  • Сохраняющееся несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы. Недоступность продекларированных льгот, непроработанность методик их применения и обоснования.
  • Недостаток компетенций, в том числе у профессионалов рынка.
  • Недостаток гибкости в тарифной политике.
  • Недостаток мотивации в бюджетной сфере. Собственнику не важен рост стоимости его объекта.
  • Коррупция, уничтожающая на местах хорошие начинания путем нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств.
  • Недофинансирование бюджетных организаций по статье «коммунальные услуги».
  • Отсутствие банковских и финансовых моделей для финансирования долгосрочных инфраструктурных проектов, отсутствие технологий управления рисками у каждой из сторон, нехватка моделей оценки проектов.
  • Отсутствие гарантий возврата вложенных средств в энергосервисные проекты; законодательно предложенные модели не позволяют обеспечить стабилизации денежных потоков в сторону ЭСКО.
  • Недостаточная финансовая устойчивость самих ЭСКО.
  • Непрофильная деятельность бюджетных учреждений по эксплуатации зданий и инженерного комплекса ведет к непрофессионализму и росту затрат на эксплуатацию.
  • Непоследовательность финансирования со стороны государства – целевое финансирование на модернизацию зданий бюджетной сферы противодействует развитию ЭСКО-рынка и не допускает в эту модернизацию профессионалов.
  • Недостаточно высокая стоимость ТЭР, не мотивирующая зачастую потребителя к экономии. Контр-аргумент – наличие серьезных величин неплатежей за коммунальные ресурсы не позволяют говорить о возможностях повышения их стоимости.

ЯДРО СОГЛАСИЯ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

  • Не забывать о конечной цели энергетических реформ – человеке, потребителе.
  • Акцент на капитальные затраты, модернизацию активов, генерирующих мощностей, инженерной инфраструктуры (на старых основных фондах инвестор не сможет достичь желаемых показателей отдачи). Опасно инвестировать в существующие технологии и фонды, доводя их до условной эффективности. Перспективнее путем инвестиций переходить на новую технологическую платформу.
  • Использовать административные меры, «принуждение к модернизации».
  • Использовать методы экономического стимулирования. Создавать рынки для продуктов отрасли и рыночные условия для ее развития, тогда появятся и мотивация, и второй субъект в проектах и договорах.
  • Необходимо комплексное планирование. Выстраивание промышленной политики в привязке к развитию региональной энергетики. Промышленно-энергетические комплексы (производственные мощности, энергетические, жилье) обеспечивают сбалансированность производства и потребления, применения наиболее системно эффективных технологий (когенерация), принятие решений по признаку эффективности конечного продукта.
  • Развивать методическую базу капитализации косвенных эффектов и переходить на принятие решений в соответствии с ней, в т.ч. через методики импакт-инвестирования. Среди эффектов энергоэффективной модернизации в промышленности – экономия топлива, уменьшение выбросов парниковых газов и вредных веществ, улучшение производительности оборудования и персонала, улучшение условий труда, снижение заболеваемости, рост квалификации персонала.
  • Методически развивать стандарты и практику оценки эффекта в проектах.
  • Нужна система поддержки российских научных и исследовательских разработок и их внедрения.
  • Поддержка и стимулирование формирования инжиниринговых центров и центров компетенций для выработки «решений под ключ» в энергоэффективных проектах.
  • Необходима государственная поддержка и поощрение энергосервисного бизнеса как емкого в плане компетенций и высоко рискового.
  • Степень развития энергосервиса определяет «здоровье» власти и экономики, поскольку финансовые модели энергосервисных договоров не предполагают финансовых потоков коррупционного свойства.
  • Консолидация и объединение в различных форматах профессиональных участников рынка, активизация их деятельности и влияния на происходящее в отрасли («энергетическое ополчение»).

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

  • Обеспечить быструю возможность практического применения вводимых законодательно и уже введенных механизмов стимулирования энергоэффективной деятельности (либо путем включения механизма реализации этих принципов собственно в законы, либо путем быстрого принятия подзаконных актов).
  • Законодательно выстроить модели, поощряющие и поддерживающие энергосервисный бизнес как емкий по компетенциям и высоко рисковый.
  • Законодательно закрепить модели финансирования, в первую очередь для бюджетных учреждений, согласно которым финансовые средства, полученные от экономии ТЭР на объекте, будут реинвестированы на нем же в целях дальнейшей модернизации и энергоэффективности.
  • Создать рынок высвобожденной мощности.
  • Создать рынок квот по выбросам парниковых газов (национальная система торговли квотами) как продукта, результирующего из энергоэффективной модернизации.
  • Способствовать созданию мотивации к энергосбережению в бюджетных учреждениях,
    в т.ч. заинтересовать бюджетных заказчиков в росте стоимости их объектов, снять с них несвойственные функции по управлению зданиями и их эксплуатации и отдать профессионалам.
  • Изменить положения подзаконных актов, согласно которым ЭСКО не получает оплаты и даже подвергается штрафу в случае достижения экономии меньшей, нежели указано в энергосервисном контракте. Вместо этого ввести шкалу, балансирующую ответственность ЭСКО и величину оплаты заказчика в ее пользу.
  • Ввести порядок, что оценка достижения показателей энергетической эффективности в бюджетных учреждениях должна производиться независимым аудитором.

ТРЕБУЕМАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
Необходимо упорядочить хаотическое пока движение на рынке и заставить игроков работать по одинаковым правилам. Кроме того, переориентация энергоаудиторов на консалтинг
в целях повышения энергоэффективности, при условии методической поддержки, сохранит и нарастит их компетенции и продвинет рынок. Для этого необходима методическая поддержка по ряду направлений (от уполномоченных ведомств, РАЭСКО, СРО и других профессиональных объединений на рынке, институтов развития и аналитических центров):

  • учет системных эффектов, комплексное планирование на государственном уровне, увязка интересов различных субъектов (адаптация отечественных методик планирования посредством промышленно-энергетических комплексов, балансирование региональных и отраслевых интересов)
  • методики и стандарты оценки эффектов в проектах, в том числе учет косвенных эффектов и возможности для их капитализации, путем развития финансовых, инвестиционных технологий, методов импакт-инвестирования
  • модели управления рисками для различных субъектов и в единстве модернизационного проекта, в т.ч. при выборе для этого механизма энергосервиса
  • совершенствование стандартов и методик проведения энергоаудитов с тем, чтобы одним из результатов стало заключение об объемах финансирования, необходимых для доведения параметров зданий до соответствия санитарным нормам.

Обучение профессиональных участников рынка. Наращивание компетенций,
в т.ч. комплексных (организационные, проект-менеджмент, финансовые, правовые, инженерные, в сфере энергоаудита, измерений и верификации, образовательные и др.).
Обучение и пропаганда среди заказчиков и лиц, принимающих решения о целях и актуальности деятельности по повышению энергоэффективности, ее результатах, существующих возможностях и моделях.
Действенная система государственных и муниципальных гарантий под проекты энергоэффективной модернизации, в том числе энергосервисные, сроком на 5-8 лет.
Корректировка региональных и корпоративных программ энергосбережения,
в т.ч. разделить направления реновации, установки приборов учета ТЭР и модернизационные проекты, направленные на реальную экономию энергии.
Составитель М.В. Степанова
ОРГКОМИТЕТ

СРО НП «Союз «Энергоэффективность»  www.sro19.ru
Контактные  лица: Елена Цыбина, e-mail:  elena@sro19.ru
Тел. (343) 262-78-95, +7 (343) 953 606 0616
Мария Степанова:  +7 (922) 610 40 16 e-mail:  stpnva@mail.ru
Сайт мероприятия:  www.sro19-forum.ru



« Назад

 

 

 

*
E-mail:
Пароль:
Регистрация »
Для регистрации на сайте необходимо разрешить использование Cookies

 

 

                700 100


 

?

 

Rambler's Top100     Яндекс цитирования       
-
www.webmotor.ru