Глава АссоНефти Елена Корзун расскажет о возможностях повышения роли независимых нефтегазодобывающих компаний в наращивании сырьевого потенциала России
Добавлено: 15.04.2014, Изменено: 25.11.375
119180, г. Москва, ул. Народного Ополчения д. 34,стр.1 Телефон/факс: 499 197-74-00, 499 946-87-11 E-mail: mail@assoneft.ru www.assoneft.ru
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Глава АссоНефти Елена Корзун расскажет о возможностях повышения роли независимых нефтегазодобывающих компаний в наращивании сырьевого потенциала России
В рамках конференции «Разведка и добыча нефти: факторы устойчивого развития», которая пройдет 16 апреля 2014 г. в ЦМТ при активном участии Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, состоится круглый стол «Основные перспективы и вызовы геологоразведки», на котором с докладом «Необходимость государственного стимулирования развития независимых нефтяных компаний» выступит генеральный директор Ассоциации малых и средних независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» Елена Корзун.
Выступление главы АссоНефти подготовлено на основе материалов исследований Энергетического центра Московской школы управления «СКОЛКОВО», проведенных по заказу участников Ассоциации. Накануне Конференции Елена Корзун дала развернутый комментарий - о том, почему государству стоит поддержать независимые малые и средние нефтегазодобывающие компании (далее - ННК)и какими она видит эффективные меры государственного стимулирования развития их бизнеса:
«Беря во внимание, что проводимая, под эгидой Министерства природных ресурсов Российской Федерации, конференция нацелена в первую очередь на обсуждение проблематики воспроизводства природно-ресурсного потенциала нашей страны, замечу, что сама жизнь заставляет сегодня большинство наших ННК быть весьма активными в осуществлении поисково-разведочных работ, т.е. именно в том виде деятельности, который, как раз, и двигает всю отрасль вперед, создавая сырьевой задел для её развития. Ведь для ННК инвестиции в геологоразведку – это фактор выживания. Так, многие из них берутся за разработку бедных месторождений именно в расчете, что дополнительная разведка улучшит их потенциал.
Зона компетенции ННК – это мелкие месторождения углеводородов и залежи с трудноизвлекаемыми запасами, которые, по прогнозам ряда экспертов, возможно, и составят основной доступный нефтегазовый ресурс будущего.
Не секрет, что по мере извлечения нефти и газа из крупных месторождений стремительно ухудшаются структура и качество запасов, находящихся в эксплуатации. При этом весьма часто возникает необходимость доразведки и освоения, главным образом, небольших месторождений. К тому же, в нераспределенном фонде остались сегодня исключительно мелкие и средние нефтегазовые залежи. И главным образом именно ННК осваивают подобные ресурсы, а также осуществляют доработку простаивающих и низкодебитных скважин, т.е. развивают у себя компетенции, жизненно важные для дальнейшего существования отрасли. По сути, по мере практически гарантированного усложнения условий добычи и выбытия из эксплуатации крупных месторождений ННК неизбежно будут становиться своеобразным резервом роста добычи углеводородного сырья, в частности, за счет доработки тех запасов, с которыми крупным компаниям работать пока невыгодно.
Да, валовые показатели российских ННК скромны. Так, в 2012 г. их суммарная добыча (15,2 млн. т) составила в общероссийском объеме добычи (523,3 млн т) нефти и конденсата всего около 3%. Но зато из 1.180 тыс. метров всего отраслевого поисково-разведочного бурения, осуществленного в 2012 г. в России за счет средств недропользователей, на долю ННК пришлось 17%.
ННК работают, преимущественно, с новыми небольшими месторождениями с высокой долей запасов категории С2, которые, как известно, требуют углубленной доразведки с проведением поисково-разведочного бурения. Так, если у ВИНК в общем объеме запасов АВС1+С2 доля запасов по категории С2 составляет 34%, то у ННК - 62%. При этом, доля месторождений с извлекаемыми запасами менее 15 млн тонн, приходящаяся на ННК, составляет, аж, 45%, в то время как у ВИНК - всего 17%. Поэтому государственное стимулирование геологоразведочных работ (далее –ГРР) может стать ключевым фактором раскрытия потенциала ННК, а на перспективу - и всей отрасли в целом. Ведь эффективное функционирование ННК будет двигать общее развитие геологоразведки и, к тому же, позитивно скажется на развитии конкурентной среды в отрасли. Легко заметить, однако, что выгоды от работы «малышей» концентрируются преимущественно на общенациональном уровне - более рациональное природопользование, «подчистка хвостов» за ВИНК, обеспечение социального позитива в регионах работы ННК и т.п. Вместе с тем, трудности (бедные и сложные месторождения, инфраструктурные, фискальные проблемы и т.п.) приходится преодолевать исключительно самим ННК. Очевидно, что в этих условиях актуальной становится государственная поддержка ННК - по созданию более благоприятных условий их деятельности, особенно на этапе становления бизнеса. Мы убеждены, что в этом контексте России следует учитывать мировой опыт функционирования ННК.
Для понимания, чего можно было бы добиться в нашей отрасли за счет государственной поддержки деятельности ННК по разработке мало привлекательных для крупных компаний месторождений и обеспечению тем самым максимального извлечения полезных ископаемых из недр, сошлюсь на конкретный зарубежный опыт. Так, в Канаде, например, около трети всего объёма нефти добывается малыми частными компаниями. Независимые предприятия нефтегазового сектора США обеспечивают около 46% всей добычи нефти (напомню для сравнения: в России – 3%) и 65% природного газа. В обеих странах количество малых и средних нефтяных компаний достигает нескольких тысяч. Так, если у нас всего 250 ННК, то только в США их около 7 тысяч. При этом, суммарная доля ННК в разведочном и эксплуатационном бурении в США составляет 94%, а в России - всего 17% и 4%, соответственно. Не стоит также забывать, что главную роль в недавней, прогремевшей на весь мир «сланцевой революции» в США сыграли именно независимые компании, как наиболее склонные к осуществлению инновационных высокотехнологичных приемов. Во многом залогом таких успехов американских ННК являются предусмотренные законодательством США специфические преференции для независимого нефтегазодобывающего бизнеса – в виде конкретных мер по его поддержке и стимулированию развития.
При создании благоприятных, стимулирующих развитие условиях потенциал роста сможет реализоваться даже у тех российских ННК, которые сегодня по тем или иным причинам не занимаются бурением и не ведут добычу. Так, по данным тесно сотрудничающего с АссоНефть Энергетического центра Московской школы управления «СКОЛКОВО», из 250 российских ННК в 2012 г. только 52% добывали нефть, 10% - не добывали, но вели поисково-разведочное бурение. И почти 38% ННК не добывали, и не бурили. Какие же инструменты государственного стимулирования ГРР реально возможны для ННК? Вместе с экспертами Энергетического центра мы пришли к выводу, что для российских ННК в качестве эффективной меры государственного стимулирования необходимо сочетать вычеты расходов на ГРР из НДПИ (с учетом особого льготного коэффициента для ННК) и уменьшение (а лучше - отмену) разового платежа по факту открытия месторождения. Важно учитывать, что обеспечение максимально льготного коэффициента уменьшения разового платежа для ННК (вплоть до отмены) целесообразно еще и потому, что упомянутый механизм вычетов затрат на ГРР из НДПИ для ряда ННК может быть малоэффективен, т.к. около 50% ННК пока не ведут добычу.
В заключение - о, возможно, главном потенциале госстимулирования бизнеса ННК. На днях все мы с надеждой узнали, что глава Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев поддержал идею - проверить на практике целесообразность давно обсуждаемого в отрасли перехода с налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на налог на финансовый результат (НФР) - с целью стимулирования освоения новых месторождений и наращивания объемов добычи. Как известно, нововведение в формате эксперимента на ряде пилотных проектов активно продвигает Министерство энергетики Российской Федерации, представитель которого уже сообщил СМИ о том, что «перечень компаний [для участия в пилотных проектах] находится на обсуждении». Примечательно, что идею пока не поддерживает Минфин – из-за рисков возможного снижения налоговых поступлений в бюджет.
Мы же считаем, что эти риски можно существенно понизить, если для экспериментального пилотного проекта по введению налога на финансовый результат задействовать сектор ННК, которые обладают целым рядом преимуществ, с точки зрения тестирования эффективности перехода нефтегазовой отрасли с НДПИ на НФР. С нашей точки зрения, преимущества эти таковы:
Масштаб добычи ННК сравнительно небольшой, поэтому бюджетные риски незначительны.
НФР с ННК проще администрировать из-за отсутствия вертикальной интеграции и меньшего масштаба бизнеса.
В ресурсном портфеле ННК значительная доля именно новых месторождений, освоение которых и нужно стимулировать.
Будет обеспечена репрезентативная выборка во всех добывающих регионах.
У ННК, по сравнению с ВИНК, значительно меньший масштаб действующих льгот по НДПИ.
У ННК меньше возможностей для получения льготной экспортной пошлины.
Действующая же фискальная система, по нашему выстраданному убеждению, не дает в полной мере развиваться сектору ННК и, тем самым, тормозит наращивание потенциала всей отрасли».