Как извлечь инжиниринг из экзотики?
Добавлено: 08.04.2014, Изменено: 20.11.2024
На фон несколько поблекших лозунгов о коренной модернизации выносится новый – об инжиниринговых центрах. Это и есть ручка от той двери, где должна возрождаться российская инженерная школа, насыщаться мировыми высокотехнологичными наработками и ширить отечественные инновации. Затем успешно соединять их с производственной практикой и больше – всемерно содействовать выводу на рынок. Процесс неспешно идёт, но у нас ведь как водится? – от насущных шагов в экономике то и дело отвлекают дела еще более глобальные, как то патриотический подъем крымской волны. Будем надеяться, что не прибьет к берегу наш инжиниринг, извлекаемый сейчас из заповедной экзотики.
Инжиниринг в дорожной карте
За проминжиниринг у нас обычно понимается установка оборудования с пуско-наладкой, нередко даже без постановки на гарантийное обслуживание. Тогда как продвинутый инжиниринг охватывает полный цикл: от проектирования до сопровождения в эксплуатации с последующей модернизацией, где она потребуется – комплекс передовых инженерно-технических решений и самых актуальных услуг под «ключ». При этом, с наиболее рациональным подбором не только технологических и материальных, но также трудовых, финансовых ресурсов. Так ведут себя в инновационном процессе «передовики производства» международных промышленных рынков. У нас сейчас, по данным главы Минпромторга Дениса Мантурова «всего 2% промышленных предприятий активно используют инжиниринговые технологии» во всей натуральной величине.
Направлений активизации инжиниринга два: корпоративное и вузовское. Корпоративному февральское Постановление Правительства РФ предоставляет субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат по реализации пилотных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна. Гораздо обширнее планы в поддержку вузовского проминжиниринга. На господдержку из 96 заявленных в Минобрнауки проектов выбрано 12 из 11 технических вузов, которые готовят специалистов в различных отраслях. Субсидии по этой статье также предполагаются для инжиниринговых проектов «Роснано». Новой – факту – для нашей производственной сферы отрасли уготованы преобразования. Поддержка чисто вузовских проектов – 500 млн руб. Вся же, по модному выражаясь, «дорожная карта по инжинирингу» только федеральному бюджету обойдется в 8 млрд руб.
Наука, свяжись
спроизводством!
Что сказать – не худшие вузы выбраны для формирования ИЦ. Минобрнауки РФ на сей раз предупредило, что будет работать только с теми, кто получит реальные заказы с рынка. Задача в пару лет вырастить
из ИЦ полноценные внешние компании. Состоятельна ли? – вопрос. Ведь, к примеру, те же малые предприятия при вузах (МИПы) далеко не в полной мере выполнили возложенную миссию. Их по всей вузовской системе насчитывается до тысячи. Результат, однако, дотянул бы до сотни реальных проектов... Но, будем считать, что лиха беда – начало. Да, вузы должны готовить кадры. Но далеко не факт, что они не должны учить хотя бы часть этих кадров зарабатывать в условиях рынка.
Инновационно-инжиниринговые «посевы» все-таки дают первый урожай. По тому же СПбГПУ, к примеру, и Президент РФ Владимир Путин останавливался в одном из обращений на проекте «Лаборатории вычислительной механики». Суть в создании центров превосходства, которые аккумулируют лучшие мировые практики и новые технологии по материаловедению. Руководитель, профессор
Алексей Боровков, двумя руками за ИЦ, которые аккумулировали бы мировые наработки и давали реальному сектору инновационные продукты в разы быстрее и дешевле чем те же технопарки и бизнес инкубаторы.
В убежденных авторитетных сторонниках ИЦ недостатка нет. Как не согласиться с академиком Михаилом Алфимовым? – без технологического инжинирингового сегмента говорить об инновациях и новых технологиях бесполезно. Но это должны быть именно технологии. Раз прорывные и два способные обеспечить с их внедрением широкую номенклатуру продукции.
Мы видим, что бизнес, включая могучие госкорпорации, не готов инвестировать в инновации. Инновации невозможны без науки. Но пока участие науки часто заканчивается созданием экспериментальных образцов. Которые часто некому (кадры) и не на чем (оборудование) довести до стадии коммерциализации, превратить в новые технологии. Процесс давно обязано подстегнуть государство. Но только не ради возрождения бывших НИИ, павшими в 90-ые одними из первых от невостребованности.
Точно сориентированные, подкрепленные кадрами и матдостатком ИЦ оставляют надежду на толчок для инновационных производств. Которые, в свою очередь, дадут спрос на фундаментальную науку, но на новых – рыночных принципах. Нет смысла пыжиться на первые позиции во всех направлениях, но нельзя пролететь мимо самых актуальных.
Угрозы посильнее санкций США «отзывают» обратно из Китая и ЮВА размещенные там высокотехнологичные производства. Цель – соединить с наукой и всех еще дальше обогнать. Президент США Барак Обама объявил о создании новых структур под эгидой Национальной сети производственных инноваций (NNMI). Речь, прежде всего, о технологиях 3D-принтинга. Министерство обороны вкладывает $70 млн в создание цифровой производственной лаборатории Digital Labfor manufacturing в Чикаго. Ожидается, что эту сумму дополнят $250 от других правительственных ведомств и бизнеса. Между тем в
данном направлении в стране уже действуют Национальный институт инноваций аддитивного производства (America Makes Institute) и исследовательский центр Makers Caucus. Новая лаборатория предполагает запуск открытой онлайн платформы и призвана привлечь мировых специалистов. Также объявлено о создании в Детройте Института производственных инноваций в легких и современных металлах (LM3I), который также получит $70 млн от Пентагона. Кроме того, запускается тендер на создание института усовершенствованных композитных материалов.
Где место инжинирингу?
Что называется: нам бы так жить! И что характерно: Чикаго, Детройт... – между прочим, регионы поамерикански. На этом фоне понимаешь, что всё-таки прорывных проектов у нас откровенно мало. И сосредоточены они в местах, где правит ТЭК: атомная энергетика, технологии нефте- и газодобычи... Здесь же, как правило, сосредоточены и реально действующие ИЦ, формируемые при участии бюджета либо госкорпораций. На Ямале работает одноименный ИЦ, обеспечивая изыскания и проектирование линейных объектов железнодорожных и автомагистралей. Сейчас ИЦ «Ямал» выполняет функции генпроектировщика железно дорожного пути«Обская– Бованенково», прокладываемого по вечной мерзлоте. В Свердловской обл. ИЦ бурового оборудования ПГ «Генерация» проектирует и сопровождает производство полнокомплектных буровых комплексов, в т.ч. по индивидуальным техническим условиям, модернизирует действующие установки. Сейчас в разработке проекты буровых полярного исполнения, высокомобильные буровые с возможностью перевозки воздушным транспортом и т.д., в т.ч. с прицелом на экспорт. Один из лидеров инжиниринга в горно-перерабатывающей отрасли – научно исследовательский и проектный институт «ТОМС» (НИиПИ «ТОМС»). «ТОМС» явил собой одну из первых успешных моделей вузовского ИЦ, будучи созданным профильными специалистами – сотрудниками Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ). Сейчас это уже группа компаний, ведущая конкуренцию на глобальном рынке проектирования и запуска ГОКов.
В Челябинске о развитии на своей базе Уральского инжинирингового центра активно заявляет научно-производственный холдинг Cheltec. Новую инжиниринговую компанию создал Высоковольтный союз. Отличный пример, но он был бы еще примечательней применительно на деле к широкой добровольной профессиональной ассоциации. Казалось бы, кому как ни объединениям по рыночным профинтересам сам Бог велел предложить своим участникам инжиниринговые услуги? Но пока таких порывов в пром-,
маш-, тех- и др. союзах, СРО и прочих «союзнических» формированиях не отмечаем.
Отдельная тема – высокотехнологичные станки. Для извлечения станкостроения из глубокого провала на базе ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН» и ОАО «Станкопром» создается Единый федеральный ИЦ «Станкоинжиниринг». Но провал настолько глубок, что почину остро противятся оборонщики: технические характеристики наших станков не сопоставимы с импортными; сроки изготовления срываются, договоры по сопровождению эксплуатации не выполняются и т.д. Всё те же известные родимые пятна, с которыми что еще делать, как ни лечить? Хуже, когда предприятия укомплектовались импортным парком, обучили под него персонал, отладили сервис.
Инжиниринг нано сферы
Фонд инфраструктурных и образовательных программ Роснано продолжает взятую линию на создание технологических инжиниринговых компаний (ТИК). В третьем открытом конкурентном отборе победителем стала Ульяновская компания «Техноком-Инжиниринг». Она будет разрабатывать и прототипировать изделия из искусственных композиционных материалов, а также внедрению технологии изготовления таких продуктов. Роснано отбирает заявки на создание еще двух ИЦ. Один – по технологиям получения объемных наноструктурных металлов и сплавов методами интенсивной пластической деформации. Другой – по многофункциональным наноструктурированным покрытиям методами газотермического напыления.
Не повторить конверсии В региональных передовиках по инжиниринговым центрам все те же: Татарстан, Ульяновская обл., Свердловская обл., Красноярский край... Кстати, обращает на себя внимание «лазерный наплыв». Уж не старание ли компании IPG Photonics это определяет? IPG лидирует в области волоконных лазеров. Преимущества волоконных лазеров: высокий КПД, высокое качество пучка, интегральная компоновка, исключающая большое количество движущихся и хрупких деталей.
Компанию создали в Америке наши бывшие соотечественники. А ведь зародились лазерные технологии как раз в СССР. ИЦ промышленных лазерных технологий с участием IPG Photonics открыт в Казани на базе КНИ-ТУ-КАИ. «КАИ-Лазер» располагает 11-тью комплексами на основе волоконных лазеров мощностью от 20 Вт до 30 кВт. и охватывает все виды обработки: клещевая и гибридная сварка, резка, наплавка, маркировка, очистка, фрезеровка. В Екатеринбурге на основе Регионального инжинирингового центра (РИЦ) и инновационной инфраструктуры УрФУ создается Центр лазерных и аддитивных технологий. Гендиректор РИЦ
Алексей Фефелов заверяет промышленников, что вместе с IPG они сделают машину, которая позволит в разы увеличить производительность
по сравнению с зарубежными аналогами. Инжиниринговые центры лазерных технологий создаются в Челябинске, Владимире, но у каждого – своя отраслевая специализация. (Ещеолазераъ–стр.22) Центр технологической компетенции аддитивных технологий будет в Воронеже: на базе ООО «Воронежсельмаш» (Масловский индустриальный парк). Чем больше – тем лучше. Лишь бы не случилось, как в поры уже забытой теперь конверсии, когда «обезоруженные» заводы сплошь наклепали... сковородок.
Помним ведь и этот грустный этап.
Инжиниринг в русском поле
Под завязку повествования – еще один пример из российской практики. В журнал пишет российский инженер Евгений Морозов. О том, что 18 лет бурят скважины на воду в каменистых грунтах, что половину рабочего времени тратят на ремонты. Смекалка помогла трем товарищам сообразить, придумать и применить, как в былые добрые времена называлось – «рацуху». Это подъемно-поворотное приспособление для починки грузовых и тракторных двигателей. Собственно, не есть какая невидаль. Но, как правило, у других они громоздки и непригодны для небольшой передвижной мастерской в полевых условиях.
Здесь же вес устройства до 100 кг, длина 1,6 м – что позволяет перевозку даже в легковушке. При этом пригодно для кантования любого двигателя весом до 2 т с парой параллельных фланцев блока цилиндров. Подробности – в редакции.
Есть в письме замечательная фраза: «Пользуемся кантователем три года, и, видимо, на всем белом свете такого больше нет!»
Так что не оскудела земля российская «народным инжинирингом». Он под спудом многолетней бюрократической отрешенности от реалий производства. А ведь не много надо, чаще всего нет даже ни патентов, ни рационализаторских процентов. Воздуха бы для творчества, подъемной силы от родного государства.
Подготовил Михаил Бакин
« Назад