Преимущества для экспортеров товаров и услуг. Гарантия доступа
Добавлено: 24.10.2012, Изменено: 26.11.2024
По актуальной проблематике работы российского промсектора в условиях ВТО высказываются эксперты и специалисты Комитета РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО.
Еще раз к преимуществам вступления России в ВТО
Преимущества, предлагаемые юридической системой международной торговли и выгоду, которую из нее можно извлечь, следует рассматривать с двух различных точек зрения:
с точки зрения предприятий как экспортеров товаров и услуг;
с точки зрения предприятий как импортеров сырья, других товаров и услуг, необходимых для производства товаров на экспорт.
Преимущества для экспортеров товаров и услуг. Гарантия доступа
В торговле товарами почти все импортные таможенные тарифы развитых стран и значительная доля тарифов развивающихся стран и стран с переходной экономикой связаны во избежание дальнейших повышений. Такое «замораживание» гарантирует, что облегченный доступ на рынок, достигнутый в результате снижения тарифов, не будет нарушен внезапным их ростом или введением других ограничений странами-импортерами. В торговле услугами обязательства не ограничивать доступ иностранных услуг и их поставщиков на рынок «связываются» тем, что они не должны выходить за пределы условий и ограничений, которые зафиксированы в национальном перечне обязательств.
Система ВТО обеспечивает стабильность доступа к экспортным рынкам, обязывая страны применять на границе набор единых правил, содержащихся в различных соглашениях (в частности, правил оценки таможенной стоимости, инспектирования товаров на предмет определения их соответствия обязательным требованиям и стандартам или выданным импортным лицензиям и т.п.). Наличие таких единых правил помогает экспортерам, т.к. они устраняют различия в требованиях, предъявляемых к экспортерам на разных рынках.
Такой гарантированный доступ к рынкам, который обеспечивается связыванием обязательств, дает возможность экспортным отраслям формировать инвестиционные и производственные планы в условиях большей определенности.
Права предприятий-экспортеров
Примером прав, предоставляемых Соглашениями в пользу экспортирующих предприятий, является право предъявлять в ходе расследований в странах-импортерах свои доказательства по поводу введения антидемпинговых или компенсационных пошлин. Когда власти импортирующих стран игнорируют их права, предприятия-экспортеры не могут обратиться к ним за разъяснениями напрямую. Они должны поставить этот вопрос перед своим правительством и предоставить ему возможность на двусторонней основе решать его с правительством страны-импортера и, если необходимо, обратиться к процедуре разрешения споров, установленной ВТО.
Преимущества для импортеров сырья, других товаров и услуг
Предприятия и организации импортируют сырье, товары и услуги не только для производства товаров на экспорт. Основное правило, требующее выдавать разрешение на ввоз импортируемых товаров без дальнейших ограничений после уплаты таможенных пошлин, и гарантии того, что применяемые на границе меры внутреннего регулирования соответствуют единым правилам соглашений, облегчают процесс импорта. Они предоставляют экспортным отраслям индустрии определенную гарантию продажи своих товаров без задержки и по приемлемым ценам. Для импортеров же связывание таможенных тарифов, предусмотренных соглашениями, является индикатором того, что их затраты на импорт не будут подвержены инфляции из-за введения более высоких таможенных пошлин.
В дополнение к указанным выгодам юридическая система ВТО закрепила определенные права за предпринимателями. Эти права могут быть разделены на две категории. К первой категории относятся те права, которые отечественные производители и импортеры приобретают в отношении своих правительств. Ко второй категории относятся права предприятий-экспортеров по защите своих интересов в случаях, когда власти стран-импортеров намечают акции, направленные на сокращение объема их экспорта.
Права импортеров
Ряд соглашений требует, чтобы законодательства стран-членов ВТО обеспечивали определенные права импортерам. Правительства обязаны некоторым из этих прав придавать юридическую силу через свою правовую систему. В отношении других прав правительствам просто надлежит прилагать максимум усилий с тем, чтобы заинтересованные стороны могли получить от них полную выгоду. Придание законодательной силы таким правам предусмотрено в частности Соглашением по таможенной стоимости, обязывающим правительства законодательно подтверждать право импортеров:
представлять обоснование объявленной стоимости в случаях, когда таможенные власти выражают сомнение в отношении правдивости и точности этой стоимости;
требовать от таможенных властей предоставления им в письменном виде причины, по которым объявленная стоимость не принимается, с тем, чтобы они имели возможность обратиться к руководству более высокого уровня и опротестовать это решение.
К правам, требующим от правительственных органов просто содействовать импортерам, относятся права, вытекающие из Соглашения по лицензированию импорта, предусматривающего выдачу лицензии на импорт в течение определенного периода времени после получения заявления. В данном случае, если иное не предусмотрено национальным законодательством, импортер имеет право только ожидать выдачи лицензии в установленный срок.
Реализация таких прав часто зависит от условий, которые должны выполнить отрасль либо предприятие. Например, как отмечалось ранее, отрасль имеет право обратиться в правительственный орган с просьбой ввести защитные меры, антидемпинговые или компенсационные пошлины только в том случае, если может доказать расследующим ситуацию инстанциям, что ее просьба затрагивает интересы производителей, на долю которых приходится значительная часть товара, производимого в данной отрасли. Изучающие ситуацию инстанции обязаны, в свою очередь, перед тем, как приступить к расследованию, выяснить, соответствуют ли действительности факты, содержащиеся в заявлении.
Процедура разрешения споров
В системе ВТО предусмотрен механизм по разрешению споров для случаев, когда одна из стран считает, что другая не соблюдает установленные правила, и достичь удовлетворительного разрешения конфликта через двухсторонние консультации не удается. Спорные ситуации, рассматриваемые ВТО, как правило, основываются на информации, предоставляемой производителями или их ассоциациями своим правительствам по проблемам, с которыми они сталкиваются при маркетинге своих товаров на внешних рынках. Несмотря на то, что во всем процессе разбирательства конфликтной ситуации – двусторонних консультациях, в процессе изучения вопроса группой экспертов по урегулированию спора и, позднее, Апелляционным органом – участвуют именно представители правительства, они в процессе своей работы опираются по всем вопросам на совет и поддержку соответствующей отрасли и ассоциации, которые заинтересованы в разрешении конфликтной ситуации.
Таким образом, знание юридической системы ВТО деловым сообществом помогает правительствам в вопросе полного использования механизма ВТО для наблюдения за выполнением Соглашений и урегулирования разногласий и споров. Правительства смогут предпринять необходимые меры для их разрешения в соответствующих комитетах ВТО только в случаях, если предприятия-экспортеры поставят их в известность о возникших перед ними проблемах в результате нарушения соглашений. Более того, правительства могут возбудить процедуру по разрешению споров в ВТО только в том случае, если «пострадавшая» отрасль индустрии подаст соответствующую жалобу и представит всю требуемую информацию.
Ответственность производителей и экспортеров не должна ограничиваться обращением в свои правительственные организации с практическими проблемами, с которыми они сталкиваются. Они сами либо их национальные ассоциации должны постоянно интересоваться и тщательно следить за деятельностью ВТО. Важно отметить, что переговоры не прекращаются и после достижения соглашений. Дальнейшие переговоры, имеющие важные последствия для торговли, часто начинаются уже на стадии исполнения Соглашения, в особенности в ходе периодических проверок, проводимых с целью контроля хода исполнения Соглашений и выявления необходимости внесения изменений. Поступающая со стороны делового сообщества информация о возникающих реальных проблемах могла бы оказать правительствам существенную помощь при внесении соответствующих изменений в Соглашения.
Другими словами, система ВТО исходит из того, что правительственные чиновники являются наемными работниками всего общества и призваны защищать на международной арене исключительно его интересы, прямым выражением которых является то, что данное общество может предложить на мировом рынке.
Закон о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами http://www.rgwto.com/law.asp?doc_id=4773
Закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»http://www.rgwto.com/law.asp?doc_id=4456
Нормотворчество
Предоставляя преимущества национальным импортерам и экспортерам система ВТО может серьезно отражаться на интересах всех отечественных производителей. Поскольку доступ на внутренний рынок становится открытым, производители аналогичных товаров (работ, услуг) из разных стран попадают в более жесткую конкурентную среду, причем национальные правительства зачастую не в силах ограничить такую конкуренцию в пользу национальных производителей, если иностранные поставщики действуют добросовестно. Единственное средство для сохранения внутреннего рынка для своих товаров (работ, услуг) – это повышение их качества.
Кроме того, в настоящее время ведется аналитическая работа в шести новых областях, предпринятая ВТО с целью выяснения необходимости разработки для этих областей мер регулирования. Позиция деловых кругов в отношении желательности либо нежелательности введения такого регулирования представляется чрезвычайно важной для правительств в процессе принятия решений о политических подходах, которые они должны одобрить на этих переговорах.
Однако, привилегия участия в нормотворчестве в рамках ВТО сохраняется исключительно за странами-членами этой организации. Поэтому вновь вступающая страна, каковой на сегодня является Россия, вынуждена придерживаться уже существующих норм, хотя бы таковые и были для неё в определенной степени невыгодны, – это собственно и есть плата за получение привилегии нормотворчества.
Другая сторона вопроса
ВТО – постоянно развивающаяся организация.
9-13 ноября 2001 г. в г. Доха (Катар) на IV Министерской конференции ВТО было принято решение начать новый раунд многосторонних торговых переговоров – первый раунд в рамках ВТО. Он получил название «Раунд развития». В программу переговоров включены вопросы, связанные с развитием, уточнением и дополнением действующих Соглашений ВТО, а также традиционные вопросы снижения торговых барьеров. Кроме того, в программу вошли и вопросы «встроенной повестки». Особое место в программе переговоров заняли вопросы снижения поддержки сельского хозяйства в развитых странах.
На V Министерской конференции 10-14 сентября 2003 г. в г. Канкун (Мексика) предполагалось подвести промежуточные итоги торговых переговоров о либерализации международной торговли, начатых на саммите в Дохе, и определить формат их дальнейшего продолжения. Из-за наличия принципиальных противоречий между различными группами государств консенсуса достигнуть не удалось, и конференция закончилась практически безрезультатно. Основные проблемы, с которыми столкнулись члены ВТО на конференции в Канкуне: развивающиеся страны в качестве главного требования к США и Евросоюзу выдвинули отказ от предоставления субсидий фермерам. В свою очередь, США и ЕС добивались снижения таможенных пошлин и проведения масштабных реформ экономики и законодательства развивающихся стран.
Основной целью VI Министерской конференции ВТО 13-18 декабря 2005 г. в г. Гонконг (Китай) было принципиальное одобрение договора по либерализации торговли между странами и составление детального плана по его постепенному принятию до конца 2006 г. Всех поставленных задач достичь не удалось. Самым главным событием стало подписание итоговой декларации, согласно которой с 2013 г. будут отменены все экспортные сельскохозяйственные субсидии. Экспортеры сельхозпродукции во главе с Бразилией призывали ЕС выработать соглашение о сроках завершения субсидий в размере 2,7 млрд. евро, которые ЕС ежегодно выплачивает экспортерам из аграрного сектора. Также члены ВТО призывали США отказаться от субсидий своим производителям хлопка, которые получили порядка $ 4,2 миллиарда в 2004-2005 гг. Страны Западной Африки заявляли, что такая практика губит их экономику. В итоговом документе конкретный срок для отказа от субсидий для фермеров США так и не был установлен.
Прийти к компромиссу по двум другим ключевым вопросам Дохийского раунда – снижению тарифов на промышленные товары и либерализации рынка услуг – не удалось.
Источник информации: http://www.rgwto.com/wto.asp?id=3674
Комитет РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО опубликовал презентацию доклада Вильгельмины Шавшиной, руководителя практики внешнеторгового регулирования DLA Piper «Базовые аспекты соглашений ВТО и их влияние на деятельность производственных компаний. Механизмы защиты рынка»
1.Общие требования и исключения
N.B.! Россия обязана обеспечить соответствие своего законодательства требованиям соглашений ВТО с даты своего присоединения. Исключения из этого правила сводятся к следующему:
- Ценообразование (переходный период для гармонизации железнодорожных тарифов, дискриминирующих импортные товары);
- Техническое регулирование (возможность сохранения в силе до принятия новых техрегламентов обязательных ГОСТов, противоречащих ВТО, если они не оспариваются членами ВТО);
- Особые экономические зоны (переходные периоды для Калининградской и Магаданской ОЭЗ)
- TRIMs (связанные с торговлей инвестиционные меры) - в части обязательств по инвестиционным программам по автопромсборке – возможность временного сохранения противоречащих ВТО мер. - Сельское хозяйство (возможность повысить уровень искажающей торговлю поддержки сельского хозяйства после присоединения к ВТО – до $ 9 млрд., с сокращением до $ 4,4 млрд. к 2019 г. Объем субсидий сектору никогда не превышал $ 4 млрд.)
- GATS (генеральное соглашение по торговле услугами) – ограничение по присутствию иностранных компаний на рынке услуг (участие иностранного капитала в банковской системе России ограничено - 50%)
- Сделки с землей (запрет на иностранное владение сельскохозяйственными и приграничными землями, аренда – до 49 лет с продлением)
- Субсидии (доступ к государственным субсидиям и финансовой помощи предоставляется только российским юридическим лицам)
- Приватизация (для иностранных компаний – только через российское юридическое лицо + ограничения по секторам) Техническое регулирование, санитарные и фитосанитарные меры
- Россия обязана применять положения соглашений ВТО по техническим барьерам (TBT) и по санитарным и фитосанитарным мерам (SPS):
- транспарентность при разработке стандартов и техрегламентов
- недискриминационное действие
- национальный режим
- требования не создавать излишних препятствий торговле
- Россия будет применять международные стандарты в качестве основы для разработки технических регламентов (в том числе в целях разработки норм Таможенного союза)
- Россия оставляет за собой право не применять международные стандарты, когда они являются "неэффективным или несоответствующим средством достижения поставленных законных целей" (согласно статье 2.4 TBT) Членство в ВТО - преимущества Членство в ВТО имеет для России чрезвычайно важное значение, т.к.:
- Всемирный банк - на 3,3% в среднесрочной перспективе и на 11% в долгосрочной перспективе (источник - членство в ВТО) будет способствовать росту российской экономики
- прямые ежегодные выгоды от вступления в ВТО составят около $ 4-5 млрд. (сейчас из-за дискриминации на внешних рынках российские производители и экспортеры несут ежегодно около $ 2,5 млрд. прямых и около $ 4 млрд. косвенных потерь - по оценкам Минэкономразвития)
- повышает репутацию России как направления для осуществления прямых иностранных инвестиций, экспортного направления и источника импорта
- членство в ВТО недвусмысленно сигнализирует остальному миру о том, что Россия придерживается мировых стандартов в бизнесе и является надежным деловым партнером
появляется возможность непосредственно участвовать в процессе формирования правил мировой торговли Членство в ВТО. Прогнозы объединений промышленников Автопром: выгодней будет импортировать, чем производить в России. Рост импорта б/у автомобилей; Химическая промышленность: производство перестанет быть конкурентоспособным. Рост дешевого импорта химикатов из Китая; Легкая промышленность: потери отрасли в 2,7 млрд. руб., а компенсация потерь со стороны государства – 600 млн. руб. Сельхозмашиностроение: снижение доли отечественной с/х техники в России с 52 % до 3 % к 2020 г. Рост импорта б/у техники Мясная отрасль: падение производства до 2,2 млн. тонн, свернут работу более 59 % комплексов Молочная отрасль: ежегодные потери от понижения пошлин на сыры и творог составят 2,5 млрд. руб., на молоко и сливки – 4,8 млрд. руб. Потери с/х производителей в первый год из-за снижения цены на молоко – 29 млрд. руб. Стекольная отрасль: ущерб не менее $ 3-5 млрд. Целлюлозно-бумажная отрасль: снижение экспортных пошлин на древесину; переориентация производителей леса на экспорт; рост цен на сырье на внутреннем рынке Станкостроение: существенных изменений не ожидается. Иностранные компании уже сегодня обладают 80 % долей российского рынка Наиболее распространенные заблуждения о последствиях вступления в ВТО
- "Все европейские страны имеют программы поддержки экспортно-ориентированных корпораций" (представитель объединения производителей стекольной отрасли)
- Нет. Ст. 8 Соглашения ВТО "о субсидиях и компенсационных мерах" (ASCM) прямо запрещает такие программы. - "Правила ВТО – это способ разоружения национальной ветеринарной санитарной системы контроля качества и безопасности" (представитель объединения производителей рыбной промышленности)
- Нет. Соглашения ВТО "о санитарных и фитосанитарных мерах" и по "техническим барьерам в торговле" требуют недискриминационного применения мер контроля качества и безопасности. Стандарты должны иметь научное подтверждение. - "Лоббисты ВТО утверждают, что отраслевики получат возможность обращаться в суд ВТО. Это колоссальные затраты, сопоставимые с бюджетом крупного завода" (представитель объединения производителей с/х машиностроения)
- Согласно процедурам разрешения споров в ВТО (DSU) в Орган по разрешению споров могут обращаться только государства. То есть производители обращаются за помощью к собственному государству. 2.Механизмы защиты рынка
Субсидии "Red light" субсидии – запрещенные (ст. 3 ASCM*):
- экспортноориентированные
- при условии использования отечественных товаров вместо импортных "Yellow light" субсидии – дающие основание для принятия мер (ст.ст. 5, 6 ASCM* - "actionable subsidies")
- читаются разрешенными до тех пор, пока не вызывают неблагоприятных последствий (нанесение ущерба промышленности другого члена ВТО, аннулирование или сокращение выгод, прямо или косвенно извлекаемых другими членами ВТО; серьезное ущемление интересов другого члена ВТО на субсидированном рынке, – сокращение экспорта) "Green light" субсидии – разрешенные (ст. 8 ASCM*)
(помощь на исследовательскую деятельность). Существовали до 2000 года. Статья 8 утратила силу.
*ASCM – Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам Субсидии. Сельское хозяйство "Amber box" – субсидии, искажающие торговлю
- включают в себя меры поддержки цен или субсидии, связанные с обеспечением объемов производства
- является предметом длящихся переговоров Доха раунда о дальнейшем снижении уровня субсидирования
- ограничение для развитых стран: 5 % от объема с/х производства
- ограничение для развивающихся стран: 10 %
- ограничение для России после вступления в ВТО: $9 млрд. (с сокращением до $4,4 млрд. к 2019 г.) "Blue box" = "Amber box" с условиями
- субсидии, схожие с субсидиями из "Amber box", относятся к данной корзине, если условия гос. поддержки требуют от фермеров снижения уровня производства (нет лимитов) "Green box" – субсидии, не искажающие торговлю и не связанные с уровнем производства или ценами
- относятся программы поддержки села, помощь для преодоления последствий стихийных бедствий и т.д.
(Соглашение ВТО по сельскому хозяйству (AoA)) Компенсационные меры Цель – компенсация ущерба (или угрозы причинения материального ущерба) отечественным производителям, вызванного применением специфических субсидий другим членом ВТО
- Для введения необходимо проведение гос. расследования + консультаций с заинтересованными членами ВТО + публичное уведомление о мерах
- Для введения компенсационной меры необходимо установить: (а) факт наличия субсидии, (б) ущерб национальному производителю, (в) причинно-следственную связь между (а) и (б)
- Расследование немедленно прекращается в случаях, когда размер субсидии является de minimis (т.е. менее 1% стоимости товара)
- Длительность расследования – 12 + 6 месяцев - Срок введения мер – не более 5 лет - Возможность пересмотра по обращению заинтересованных членов ВТО
- Возможность введения временных компенсационных мер на срок проведения расследования
- Временные меры не вводятся ранее, чем через 60 дней с даты начала расследования
- Временные меры могут принимать форму временных компенсационных пошлин, гарантированных денежными депозитами или долговыми обязательствами на сумму, равную предварительно рассчитанному размеру субсидирования
- Возможность предоставления исключения в отношении тех иностранных производителей, которые приняли на себя ценовые обязательства
- Должна быть предусмотрена возможность судебного пересмотра решения о введении мер Антидемпинговые меры Ст. VI ГАТТ и Соглашение ВТО по антидемпинговым мерам позволяют стране-члену ВТО принимать меры противодействия демпингу
Цель: вернуть неоправданно заниженную цену к естественному значению или устранить вред отечественному производителю
Для введения мер необходимо доказать:
- демпинговую маржу (разница между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой)
- "демпингованный" импорт причиняет вред или может причинять вред отечественному производителю Требуется проведение антидемпингового расследования (12 + 6 месяцев); Расследование немедленно прекращается в случаях, когда выясняется, что демпинговая маржа меньше 2 % от цены продукта, либо если объем импорта "демпингового" товара из одной страны меньше 3 % от общего объема импорта данного товара;
Срок применения мер – не более 5 лет;
Обязанность предоставления отчетов о расследованиях – 2 раза в год;
Возможность введения временных обеспечительных мер Специальные защитные меры Статья XIX ГАТТ и Соглашение ВТО о защитных мерах позволяют стране-члену ВТО принимать специальные защитные меры (safeguards)
Защитная мера — это крайняя временная мера (временный тариф или квота), применяемая в отношении возросшего импорта определенного товара, в случае, когда причиняется ущерб или существует угроза причинения такого ущерба отечественному производству импортирующего государства Цель введения в ВТО – устранение "серых областей" в торговой практике (двусторонние переговоры о добровольных ограничениях)
Не требуют доказательства "несправедливой" практики; Обязательность проведения публичного расследования с правом заинтересованных стран на представление мнения (9 + 3 месяцев); Должны быть временными (до 4 лет с продлением до 8 с прогрессивной либерализацией после 1 года);
Могут применяться, только когда установлено, что "волна" импорта нанесла или грозит нанести серьезный ущерб конкурирующей местной отрасли;
Должны применяться не выборочно против какой-то страны;
Применяющая их страна должна компенсировать потери членов ВТО, на чью торговлю эти меры повлияли Применение защитных мер
По заявлениям, поданным до 18 октября 2011 г. – расследования завершает Минпромторг РФ
По новым заявлениям:
Заявление (представление 25% объема отечественного производства) подаются в Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Он ведет расследования; уведомляет заинтересованных лиц (+ государств); разрабатывает проекты решений ЕЭК. Проекты решений ЕЭК рассматривает Консультативный комитет по торговле при Коллегии ЕЭК. Решения о введении мер (+ временных мер) выносятся Коллегией ЕЭК
На вопросы отвечает Максим Медведков, директор Департамента торговых переговоров МЭРТ РФ:
- В связи с вступлением в ВТО интересует судьба сертификации в системе "ГОСТ-Р", поскольку ИСО это не есть тот барьер, который позволит ограничить приток некачественного товара из Китая и стран бывшего соцлагеря?
- Правила ВТО поощряют использование международно-признанных стандартов странами-членами как инструмент, позволяющий эффективно контролировать качество товаров, поставляемых на рынок и в то же время избегать необоснованной дискриминации зарубежных товаров и создания препятствий для торговли.
При этом правила ВТО никоим образом не запрещают странам-членам развивать национальные системы технического регулирования, стандартизации и оценки соответствия.
Члены ВТО вправе применять в рамках национального законодательства необходимые меры в области технического регулирования, направленные на обеспечение жизни и здоровья населения, предотвращение обмана потребителей и другие подобные меры.
Таким образом, некорректно считать, что присоединение к ВТО лишает Россию возможности эффективно бороться с наплывом некачественных товаров на внутренний рынок мерами, предусмотренными национальным законодательством.
В этой связи предлагаем обратить внимание на действующий Федеральный закон «О техническом регулировании», который действует уже несколько лет и признан соответствующим нормам и правилам ВТО.
- Как отразится вступление России в ВТО на туристской сфере? Какие выгоды для регионального турбизнеса сулит членство в ВТО и какие недостатки?
- Признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, государство намерено содействовать ее развитию, осуществлять поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
В соответствии с нашими будущими обязательствами, Россия сохранит за собой возможность предоставлять финансовую помощь, направленную на цели развития туризма в областях, связанных с культурой и национальной самобытностью.
Для целей контроля иностранных инвестиций, в наших обязательствах по доступу на российский рынок туристических услуг в рамках Всемирной торговой организации зафиксировано требование учреждения иностранными организациями юридического лица в Российской Федерации.
Самые прибыльные инвестиции - в торговую политику
Из интервью Максима Медведкова журналу Эндаумент (вкладка MGIMO Journal), июль 2012 г.
- Какую выгоду принесет России членство в ВТО?
- ВТО объединяет 153 государства, эта организация регулирует 95% международной торговли. Если посмотреть на российскую экономику, она весьма зависима от состояния внешнего рынка: около 35-40% ВВП формируется за счет внешней торговли. Де-факто мы являемся активными участниками мировой торговли, де-юре – изолированы от ее правил, не можем участвовать в выработке международных торговых стандартов. Если мы ставим перед собой задачу модернизации экономики, для нас принципиален этот вопрос. Особенно если Россия планирует перейти от экспорта нефти и газа к производству и экспорту товаров с высокой добавленной стоимостью. Без членства в ВТО наша модернизация может быть ориентирована только на внутренний рынок и рынок Таможенного союза. Этого может быть недостаточно. - Российская экономика достаточно модернизирована для вступления в ВТО?
- За все хорошее нужно платить. Цена билета известна – это снижение импортных тарифов в среднем на 3%. На мой взгляд, это небольшая цифра. В 2001-2002 годах мы проводили своего рода эксперимент – снизили российские импортные тарифы как раз на эти 3%, что привело к росту доходов бюджета. Наши предприятия стали конкурировать в условиях невысоких пошлин, и в последующем (в том числе в период экономического кризиса) никто не просил вернуть прежний размер пошлин. Поэтому не стоит переоценивать негативные последствия изменений импортных тарифов. К тому же у России есть десятки других инструментов, стимулирующих отечественную промышленность. Уверен, что изменение импортных тарифов не приведет к глобальным кризисным явлениям. - На Украине вступление в ВТО, правда, состоявшееся во время мирового кризиса, совпало со снижением ВВП на 16,5%. Ждет ли Россию потеря в темпах роста ВВП?
- Мы проводили исследование в 2003-2004 годах, одной из задач которого была оценка последствий присоединения России к ВТО на макроэкономическом уровне. Эксперты пришли к выводу, что при наихудшем сценарии нас ждет снижение ВВП на 0,5%. На самом деле перед Россией не поставлены какие-то «сверхстрогие» обязательства, к тому же наша экономика очень устойчива к внешней среде. - Это касается и сельского хозяйства? Многие эксперты говорят о потерях для отрасли после вступления в ВТО.
- Сельское хозяйство будет одним из главных выигравших. Вопреки критике наших аграриев. Перед российским сельским хозяйством стоит задача из импортера стать экспортером. В начале XX века мы были лидерами на мировом рынке в отрасли. У нас огромный потенциал, но отсутствует возможность продавать свою продукцию на внешних рынках, они закрыты для многих товаров. Задача ВТО – не только снижение барьеров, но и выравнивание условий конкуренции. Например, США и ЕС тратят астрономические суммы на поддержку сельского хозяйства, в то же время Россия не может оказывать такую поддержку: у нас есть ограничение по бюджету. Самое простое решение – добиваться приведения этой поддержки в равновесное состоянии через ВТО. России гораздо проще стимулировать сельское хозяйство не через деньги налогоплательщиков, а посредством торговой дипломатии. Инвестиции в торговую политику – самые прибыльные инвестиции в мире.
Важно, что ВТО ограничивает только те виды государственной поддержки, которые оказывают негативное влияние на конкурентную ситуацию на рынке. В нашем сельском хозяйстве, пожалуй, важна не столько ценовая поддержка производителей, сколько – возможности развития сельской инфраструктуры – и в этой сфере у нас нет ограничений со стороны ВТО. Главная задача сейчас – решить системные проблемы сельских территорий, провести модернизацию села и сохранить главный ресурс – людей.
ВАВТ предупреждает
Специалисты Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ www.vavt.ru
в целях защиты от возможного неблагоприятного воздействия ВТО выдали ряд рекомендаций производственным предприятиям. Отмечается высокая актуальность проблем защиты жизненно важных интересов российских товаропроизводителей, составляющих реальный сектор экономики, и повышения роли их объединений, союзов, ассоциаций в использовании всех механизмов, предусмотренных законодательством.
Прежде всего, речь о необходимости постоянного мониторинга рынков – отраслевых, территориальных и др. с целью выявления резких скачков импорта и особенно - демпинговых процессов. Необходимо выявление демпинга не только в импортных поставках, но и в поставках ключевых конкурентов на внутреннем рынке. Важно выявлять эти факты на ранних стадиях, а когда ущерб уже скажется на экономике предприятия.
Другой предмет постоянного мониторинга - выявление субсидий, которые могут предоставляться иностранными государствами своим предприятиям. Особое внимание сотрудники ВАВТ советуют обратить на Китай, Белоруссию, Украину, Индию.
Предполагается, что особою актуальность приобретет тема отстаивания своих интересов в международных судах. Документы для целей инициирования антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных расследований очень специфичны, и для их грамотной подготовки обязательно требуются специальные знания и опыт в данной области.
Юристы ВАВТ призывают бизнес всемерно расширить инструментарий защиты российских товаропроизводителей путем внесения изменений в федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»: в отличие от законодательства ЕС и США это существенно более узкий набор средств и способов, значит и менее благоприятный режим. На основании данного ФЗ в его теперешнем виде отечественные предприятия лишены многих возможностей защиты своей продукции.
Бизнесу следует активизировать свое участие в ходе переговоров в интеграционном процессе в рамках ЕврАзЭс и Единого экономического пространства. Нельзя допустить
нивелирования антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер во взаимной торговле стран-участников. Практика показывает, утверждают юристы ВАВТ, что производители и экспортеры стран СНГ чаще всего прибегают к недобросовестной конкуренции на российском рынке.
Подробнее о проблематике и практике работы российской промышленности в условиях ВТО на сайте комитета РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО: http://www.rgwto.com