Базовые аспекты соглашений ВТО и их влияние на деятельность производственных компаний. Механизмы защиты рынка
Добавлено: 08.10.2012, Изменено: 08.11.2024
N.B.! Россия обязана обеспечить соответствие своего законодательства требованиям соглашений ВТО с даты своего присоединения. Исключения из этого правила сводятся к следующему:
-Ценообразование (переходный период для гармонизации железнодорожных тарифов, дискриминирующих импортные товары)
-Техническое регулирование (возможность сохранения в силе до принятия новых техрегламентов обязательных ГОСТов, противоречащих ВТО, если они не оспариваются членами ВТО)
-Особые экономические зоны (переходные периоды для Калининградской и Магаданской ОЭЗ)
-TRIMs (связанные с торговлей инвестиционные меры) - в части обязательств по инвестиционным программам по автопромсборке – возможность временного сохранения противоречащих ВТО мер
Сельское хозяйство (возможность повысить уровень искажающей торговлю поддержки сельского хозяйства после присоединения к ВТО – до $ 9 млрд, с сокращением до $ 4,4 млрд к 2019 г. Объем субсидий сектору никогда не превышал $ 4 млрд)
-GATS (генеральное соглашение по торговле услугами) – ограничение по присутствию иностранных компаний на рынке услуг (e.g. участие иностранного капитала в банковской системе России ограничено - 50%)
-Сделки с землей (запрет на иностранное владение С/Х и приграничными землями, аренда – до 49 лет с продлением)
-Субсидии (доступ к государственным субсидиям и финансовой помощи предоставляется только российским юридическим лицам)
-Приватизация (для иностранных компаний – только через российское юридическое лицо + ограничения по секторам)
-Россия обязана применять положения соглашений ВТО по техническим барьерам (TBT) и по санитарным и фитосанитарным мерам (SPS):
-транспарентность при разработке стандартов и техрегламентов
-недискриминационное действие
-национальный режим
-требования не создавать излишних препятствий торговле
-Россия будет применять международные стандарты в качестве основы для разработки технических регламентов (в том числе в целях разработки норм Таможенного союза)
-Россия оставляет за собой право не применять международные стандарты, когда они являются "неэффективным или несоответствующим средством достижения поставленных законных целей" (согласно статье 2.4 TBT)
Членство в ВТО имеет для России чрезвычайно важное значение, т.к.:
членство в ВТО будет способствовать росту российской экономики на 3,3% в среднесрочной перспективе и на 11% в долгосрочной перспективе (источник Всемирный банк)
прямые ежегодные выгоды от вступления в ВТО составят около $ 4-5 млрд (сейчас около $ 2,5 млрд прямых и около $ 4 млрд косвенных потерь несут ежегодно российские производители и экспортеры из-за дискриминации на внешних рынках) (по оценкам Минэкономразвития)
повышает репутацию России как направления для осуществления прямых иностранных инвестиций, экспортного направления и источника импорта
членство в ВТО недвусмысленно сигнализирует остальному миру о том, что Россия придерживается мировых стандартов в бизнесе и является надежным деловым партнером
появляется возможность непосредственно участвовать в процессе формирования правил мировой торговли
Автопром: "выгодней будет импортировать, чем производить в России. Рост импорта б/у автомобилей"
Химическая промышленность: "производство перестанет быть конкурентоспособным. Рост дешевого импорта химикатов из Китая"
Легкая промышленность: "потери отрасли в 2,7 млрд руб., а компенсация потерь со стороны государства – 600 млн руб."
Сельхозмашиностроение: "снижение доли отечественной с/х техники в России с 52 % до 3 % к 2020 г. Рост импорта б/у техники"
Мясная отрасль: "падение производства до 2,2 млн тонн, свернут работу более 59 % комплексов"
Молочная отрасль: "ежегодные потери от понижения пошлин на сыры и творог составят 2,5 млрд руб., на молоко и сливки – 4,8 млрд руб. Потери с/х производителей в первый год из-за снижения цены на молоко – 29 млрд руб."
Стекольная отрасль: "ущерб не менее $ 3-5 млрд"
Целлюлозно-бумажная отрасль: "снижение экспортных пошлин на древесину -> переориентация производителей леса на экспорт -> рост цен на сырье на внутреннем рынке"
Станкостроение: "существенных изменений не ожидается. Иностранные компании уже сегодня обладают 80 % долей российского рынка"
"Все европейские страны имеют программы поддержки экспортно-ориентированных корпораций" (представитель объединения производителей стекольной отрасли)
Нет. Ст. 8 Соглашения ВТО "о субсидиях и компенсационных мерах" (ASCM) прямо запрещает такие программы.
-"Правила ВТО – это способ разоружения национальной ветеринарной санитарной системы контроля качества и безопасности" (представитель объединения производителей рыбной промышленности)
Нет. Соглашения ВТО "о санитарных и фитосанитарных мерах" и по "техническим барьерам в торговле" требуют недискриминационного применения мер контроля качества и безопасности. Стандарты должны иметь научное подтверждение.
-"Лоббисты ВТО утверждают, что отраслевики получат возможность обращаться в суд ВТО. Это колоссальные затраты, сопоставимые с бюджетом крупного завода" (представитель объединения производителей с/х машиностроения)
Согласно процедурам разрешения споров в ВТО (DSU) в Орган по разрешению споров могут обращаться только государства. То есть производители обращаются за помощью к собственному государству.
"Red light" субсидии – запрещенные (ст. 3 ASCM*):
- экспортноориентированные
- при условии использования отечественных товаров вместо импортных
"Yellow light" субсидии – дающие основание для принятия мер (ст.ст. 5, 6 ASCM* - "actionable subsidies")
-считаются разрешенными до тех пор, пока не вызывают неблагоприятных последствий (нанесение ущерба промышленности другого члена ВТО, аннулирование или сокращение выгод, прямо или косвенно извлекаемых другими членами ВТО; серьезное ущемление интересов другого члена ВТО на субсидированном рынке, e.g. – сокращение экспорта)
"Green light" субсидии – разрешенные (ст. 8 ASCM*)
(e.g. помощь на исследовательскую деятельность)
Существовали до 2000 года. Статья 8 утратила силу.
*ASCM – Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам
-"Amber box" – субсидии, искажающие торговлю
-включают в себя меры поддержки цен или субсидии, связанные с обеспечением объемов производства
- является предметом длящихся переговоров Доха раунда о дальнейшем снижении уровня субсидирования
-ограничение для развитых стран: 5 % от объема С/Х производства
-ограничение для развивающихся стран: 10 %
-ограничение для России после вступления в ВТО: 9 млрд $ (с сокращением до 4,4 млрд $ к 2019 г.)
-"Blue box" = "Amber box" с условиями
-субсидии, схожие с субсидиями из "Amber box", относятся к данной корзине, если условия гос. поддержки требуют от фермеров снижения уровня производства (нет лимитов)
-"Green box" – субсидии, не искажающие торговлю и не связанные с уровнем производства или ценами
-относятся программы поддержки села, помощь для преодоления последствий стихийных бедствий и т.д.
(Соглашение ВТО по сельскому хозяйству (AoA))
Цель – компенсация ущерба (или угрозы причинения материального ущерба) отечественным производителям, вызванного применением специфических субсидий другим членом ВТО
-Для введения необходимо проведение гос. расследования + консультаций с заинтересованными членами ВТО + публичное уведомление о мерах
-Для введения компенсационной меры необходимо установить: (а) факт наличия субсидии, (б) ущерб национальному производителю, (в) причинно-следственную связь между (а) и (б)
-Расследование немедленно прекращается в случаях, когда размер субсидии является de minimis (т.е. менее 1% стоимости товара)
-Длительность расследования – 12 + 6 месяцев
Срок введения мер – не более 5 лет
-Возможность пересмотра по обращению заинтересованных членов ВТО
-Возможность введения временных компенсационных мер на срок проведения расследования
-Временные меры не вводятся ранее, чем через 60 дней с даты начала расследования
-Временные меры могут принимать форму временных компенсационных пошлин, гарантированных денежными депозитами или долговыми обязательствами на сумму, равную предварительно рассчитанному размеру субсидирования
-Возможность предоставления исключения в отношении тех иностранных производителей, которые приняли на себя ценовые обязательства
-Должна быть предусмотрена возможность судебного пересмотра решения о введении мер
Ст. VI ГАТТ и Соглашение ВТО по антидемпинговым мерам позволяют стране-члену ВТО принимать меры противодействия демпингу
-Цель: вернуть неоправданно заниженную цену к естественному значению или устранить вред отечественному производителю
-Для введения мер необходимо доказать:
-демпинговую маржу (разница между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой)
-"демпингованный" импорт причиняет вред или может причинять вред отечественному производителю
Требуется проведение антидемпингового расследования (12 + 6 месяцев)
-Расследование немедленно прекращается в случаях, когда выясняется, что демпинговая маржа меньше 2 % от цены продукта, либо если объем импорта "демпингового" товара из одной страны меньше 3 % от общего объема импорта данного товара
-Срок применения мер – не более 5 лет
-Обязанность предоставления отчетов о расследованиях – 2 раза в год
-Возможность введения временных обеспечительных мер
Статья XIX ГАТТ и Соглашение ВТО о защитных мерах позволяют стране-члену ВТО принимать специальные защитные меры (safeguards)
-Защитная мера — это крайняя временная мера (временный тариф или квота), применяемая в отношении возросшего импорта определенного товара, в случае, когда причиняется ущерб или существует угроза причинения такого ущерба отечественному производству импортирующего государства
-Цель введения в ВТО – устранение "серых областей" в торговой практике (двусторонние переговоры о добровольных ограничениях)
-Не требуют доказательства "несправедливой" практики
Обязательность проведения публичного расследования с правом заинтересованных стран на представление мнения (9 + 3 месяцев)
-Должны быть временными (до 4 лет с продлением до 8 с прогрессивной либерализацией после 1 года)
-Могут применяться, только когда установлено, что "волна" импорта нанесла или грозит нанести серьезный ущерб конкурирующей местной отрасли
-Должны применяться не выборочно против какой-то страны
-Применяющая их страна должна компенсировать потери членов ВТО, на чью торговлю эти меры повлияли
« Назад