Учитываем тепло: с чего начать? ИнтелприборДобавлено: 15.01.2010, Изменено: 06.11.2024 Есть некая закономерность, которая с пугающей назойливостью проявляется в самых разных областях нашей жизни. Появилась она, видимо, давно, иначе, откуда бы взялась известная поговорка про то, что мы долго запрягаем, да быстро едем. Про быструю езду пока говорить рано, а вот что касаемо «долгого запрягания»… Множество есть примеров, когда хорошее, нужное дело буксовало на месте по не совсем ясным причинам.
Еще в середине 90‑х годов появилась необходимая законодательная база вкупе с новыми, учитывающими современные реалии правилами учета тепловой энергии и прочих благ жилищно-коммунального хозяйства. Казалось бы, вот он настал, тот момент, когда есть и смысл, и прямая практическая выгода установить повсеместно соответствующие приборы. Но включился целый ряд факторов, удерживавших «учетный вопрос» где‑то на задворках сознания.
Перечислить все эти факторы невозможно: их достаточно много. Но как минимум два из них назвать все же надо. Во- первых, это наша привычная инертность, идущая не столь‑ ко от лени, сколько от тезиса, сформулированного еще незабвенным Антон Палычем Чеховым: «Как бы чего не вышло…» А во‑вторых — достаточно мощное противостоящее лобби представителей снабжающих компаний.
Дело в том, что уже первые опыты внедрения показали, что, имея приборы учета, люди получают возможность меньше платить. Конечно же, не все. Кому‑то, особо водо- и светолюбивому, придется выкладывать даже больше. Но дело не в этом. Крамольной показалась сама мысль о том, что потребитель услуг ЖКХ может как‑то регулировать плату не только за электричество, но и за воду, тепло, то есть вмешиваться в святая святых — коммунальные платежи.
И понадобились недвусмысленные указания президента и премьера, прозвучавшие в последнее время, чтобы тема оказалась остро актуальной. А знаете, чем хороша актуальная тема? Тем, что ее можно дол‑ го и со вкусом обсуждать, высказывая разные «про» и «контра», обращаясь к экспертам и мнению простых граждан — и так сколь угодно долго. А время, меж тем, уходит. Причем уходит за большие деньги.
Например, сверка платежей показала, что за 2006 и 2007 годы потребители Московской объединенной энергетической компании переплатили за тепло четыре с лишним миллиарда рублей. В 2008 году переплата составила вдвое больше — 8 миллиардов. Проводила сверку Федеральная антимонопольная служба на пару с прокуратурой, так что результатам вполне можно доверять.
А в славном городе Воронеже этим летом жители не‑ скольких районов получили квитанции, в которых не просто была обозначена плата за отопление (это в июле!), но и сами суммы поражали воображение. В среднем они колебались от двух с половиной до семи тысяч рублей, причем никакой логики и закономерности в этих колебаниях проследить было нельзя. Когда прошел первый шок, большая толпа местных жителей собралась у офиса УК, дабы выяснить ситуацию. Процесс выяснения едва-едва плавно не перешел в драку с разгромом офиса. После чего подключились городские и областные власти, и выяснилось — это, знаете ли, была небольшая ошибка со стороны управленцев, и про кошмарные суммы можно забыть. Думается, если бы все дома были оборудованы приборами учета, любая управляющая компания куда тщательнее выверяла все свои расчеты, зная, что ее очень легко проконтролировать.
Учет необходим и для поставщиков: ведь котельные или генерирующие тепло компании берут деньги за потери горячей воды, за неэффективность транспортировки тепла по изношенным трубам, за плохой КПД котлов, за старые неэффективные горелки, за все потери, которые были ими до‑ пущены в связи с отсутствием стимулов для экономии. Ведь чем больше газа они сожгут, тем больше получат денег. Тем больше будут дотации из областного или городского бюджетов. Тем больше они фактически заинтересованы в потерях. Так что же — это тупик, из которого нет выхода?
Извечный русский вопрос «что делать?» в данном случае имеет простой и конкретный ответ: перейти на расчет по теплосчетчикам. Это не только даст очень большую (до 40 %) экономию тепла и платы за него, но и переведет отношения поставщика и потребителя в нормальную, цивилизованную, а главное, законную плоскость.
Отпуск и получение ресурса необходимо разрешить только по приборам учета, фиксирующим его количество и качество. Как только расчет коммунальных услуг будет вестись по потребности и фактическому потреблению, борьба за ресурсосбережение развернется на всех фронтах цепочки: поставщик — транспортировка — потребитель. Это мнение экспертов, и на него можно положиться.
Причем нет никакой нужды напрягать научный и технический потенциал страны для разработки таких приборов. Они давно разработаны, выпускаются и продаются. Более того — и опыт их использования уже накоплен немалый.
Например, электромагнитные тепловодосчетчики МКТС, выпускаемые в подмосковном Жуковском фирмой «Интелприбор», широко внедрены в Омске, Екатеринбурге, Саратове, Ростове-на-Дону и других городах. Они измеряют и ведут коммерческий учет количества теплоты, объема, массы и прочих параметров теплоносителя, холодной и горячей воды.
При этом МКТС дают информацию такой точности, что с ней не поспорят ни поставщики, ни потребители. Разработки «Интелприбора» обеспечивают домовый учет потребления тепловой энергии, расхода горячей и холодной воды, то есть то, без чего невозможно эффективное управление домами. Если существовавшая ранее законодательная база просто давала право на «приборизацию» ЖКХ, то теперь ситуация резко меняется. Пожелание и приказ — это ведь очень разные вещи, не так ли? Напомним, что премьер-министр одним из необходимых условий реформы, соблюдение и исполнение которых будет контролироваться правительством, назвал то, что россияне должны платить лишь за реально потребляемые услуги ЖКХ, а не за то, что им «ри
суют» в квитанциях. Впрямую с этим требованием связан закон «Об энергосбережении», проект которого находится сейчас на рассмотрении Государственной думы. Положения этого законопроекта неоднократно разъяснялись министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной с особым акцентированием на проект «Считай, экономь и плати». Этот проект обязывает провести переоснащение предприятий и квартир приборами учета энергии до 1 января 2013 года, и его вполне можно назвать революционным.
Ведь ни считать, ни экономить мы, по большому счету, не привыкли. Формулу «уходя, гасите свет» мы, потребители, воспринимаем чаще всего иронически, а чуть ли не в каждой второй квартире слышится нежное журчание сливного бачка. Этот ярко освещенный «Пейзаж с бегущим бачком» в масштабах страны просто разорителен и для поставщиков, и для потребителей. По оценке экспертов, если в нашей стране в полной мере осуществить все возможные мероприятия по энергосбережению, то экономический эффект будет сравним с доходами от всей экспортируемой нефти и нефтепродуктов. Установка приборов учета не решит проблемы ЖКХ все и разом, но без нее бессмысленно браться за реформирование коммуналки вообще.
МКТС позволяют каждому из нас видеть реальные объемы потребляемого тепла, электроэнергии, горячей и холодной воды. Не надо ставить отдельный счетчик по каждой из этих позиций — МКТС все «берет на себя», он один считает и автоматически архивирует показатели. Поднять сведения за прошедший день, месяц, год или даже несколько лет — дело практически нескольких минут. Причем память прибора не зависит от электроснабжения: если, скажем, из‑за аварии во всем районе вырубится свет, МКТС все равно продолжит работу в обычном режиме. Еще одна чрезвычайно важная особенность: к памяти прибора нет доступа, так что ни один «народный умелец» не сможет что‑то там подкрутить и подвинтить в выгодную для себя сторону.
Проверить данные можно за каждый конкретный день и даже час, прибором регистрируется не только температура теплоносителя, но и температура окружающего воздуха. Можно проверить, сколько часов температура горячей воды была ниже 40 градусов — и платить, как за холодную, причем на совершенно законных основаниях. Можно посмотреть, на сколько часов был перерыв в водоснабжении, и, соответственно, платить меньше. По закону «безнаказанно» можно единовременно отключить горячую воду на четыре часа максимум, причем суммарно не больше, чем на восемь часов в месяц. Но кто из жильцов пойдет на битву за корректировку платежей, не имея на руках пачки соответствующих актов, заверенных комиссией специалистов? А архив МКТС снимает эту проблему в принципе, потому что является документом, который можно предъявлять в любых инстанциях.
Причем доступ к этим данным легко сможет получить любой житель многоквартирного дома. Может, баба Маня из третьего подъезда с этой задачей и не справится, но ее внук‑старшеклассник — безусловно.
Это то, что касается реалий дня сегодняшнего. Но разработчики учитывают потребности и завтрашнего дня, например, возможность установки регулирующих теплосчетчиков, которые будут уменьшать подачу тепла в жаркие дни и открывать регулирующие клапаны в холодные.
Пока такая система регулирования отсутствует, но в приборе МКТС предусмотрена установка платы регулирования, которая может быть добавлена вторым этапом, после установки теплосчетчика, и не просто констатировать уровень энергоэффективности в доме, но и управлять им. Ведь теплосчетчик наглядно показывает «дыры» каждого объекта. И если средняя пятиэтажка потребляет воды не меньше банно-прачечного комбината, значит, надо срочно искать утечки. А если жильцы жалуются на холодные батареи, прибор даст точные данные температуры носителя на входе и выходе и позволит понять, виноват в этом недостаточно горячий теплоноситель или забитые батареи. Ну, а если и при горячих батареях в доме холодно, то, утепляя крыши, фасады, подъезды, управляющая компания сможет на каждом этапе этих работ увидеть выраженный в цифрах результат и, соответственно, понять, на чем теряется больше всего тепла.
Конечно, приборы МКТС, их установка и обслуживание не бесплатны. Но срок окупаемости затрат на установку системы регулирования потребления тепловой энергии составляет всего около полугода при условии 25‑процентной экономии. В реальности же экономия составляет до 40 и даже до 60 процентов, а значит, и срок окупаемости меньше.
В любом случае, нынешняя стоимость МКТС — стартовая. 23 ноября 2009 Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 261-ФЗ: «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Энергосбережение становится государственной политикой, и установка приборов стала обязательной, это значит, что резко изменится спрос на теплосчетчики, и цены неизбежно поползут вверх. Многоквартирные дома, индивидуальные, дачные, садовые дома, которые объединены общими сетями, должны быть оснащены коллективными приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами до 1 января 2012 г. Не обошел закон и юридических лиц. Законом предписывается: юридические лица и организации обязаны оснастить счетчиками здания и помещения. Кроме того, поправки к законопроекту предполагают создание «финансовых стимулов» для того, чтобы переход в новый режим был выгоден для предпринимателей.
И тогда те, кто не занялся этой проблемой вовремя, с горечью вспомнят банальную, избитую, но по‑прежнему верную истину — скупой платит дважды.
Наталья Шулик
« Назад
|
Для регистрации на сайте необходимо разрешить использование Cookies
|