Page 40 - TEHSOVET premium #6-2021
P. 40

2021 июнь
           ТЕХСОВЕТ премиум

           Спецтехника

           О стеклопластике – просто.


           Применение и технологии




                                                                                   изделия и добиться необходимой проч-
           Стеклопластик – самый популярный материал тюнинговиков всего мира.      ности. Стоит отметить, что при создании
           Дело в том, что, в отличие от всех иных материалов, стеклопластико-     толстых изделий работа проходит  в не-
           вые детали можно изготовить чуть ли не в гараже на коленках. Дерево,    сколько этапов. Выкладывается несколь-
           в принципе, также не требует дорогого оборудования и специальных  ко листов для получения первого слоя и
           помещений, но изготавливать бампер или крыло из дерева более чем  дается время на застывание. Затем допол-
           странно.                                                                нительно, уже на твердую поверхность,
                                                                                   укладываются листы мата для придания
                                                                                   необходимой толщины. Если попытаться
              Стекловата используется людьми с на-  Очень важно правильно подобрать   уложить сразу все слои, то велика вероят-
           чала прошлого века. Стекловолокно поя-  пропорции смолы и катализатора. Если   ность, что готовое изделие покоробится,
           вилось лишь в 40-х годах. Этот материал   переборщить с последним, то смола за-  стянется.
           уже давно применяется при строитель-  стынет раньше, чем вы сможете закончить   Стеклоткани (иногда за характерное
           стве лодок. Стеклопластик – достаточно   работу. Если недолить, то смола будет сох-  плетение их называют «рогожей») бы-
           универсальный материал. Можно изгото-  нуть слишком долго.              вают разной толщины. Эти ткани также
           вить тоненькую декоративную накладку                                    используются  для  придания  жесткости
           или бампер, которым можно будет снег во   Материалы                     и объема готовому изделию. Как и любая
           дворе разгребать. Были прецеденты, когда   Смола, в принципе, вещь стандартная,   ткань, стеклоткань неодинаково работает
           в автомобиль с кузовом, изготовленным   но смолы разных фирм могут довольно   при разнонаправленном растяжении. По-
           из стеклопластика, врезались простые,   сильно  отличаться  друг  от  друга  по  ка-  этому для придания необходимой жестко-
           «стальные» автомобили и результат был   честву. На свойства смол и на их рабочие   сти стеклоткань укладывается под разны-
           не в пользу последних. Конечно, речь идет   параметры довольно сильно влияют тем-  ми углами. Качество стекловолокна также
           о специальных деталях, где осуществля-  пературные характеристики помещения, в   играет немаловажную роль. Оно должно
      38   ется специальное упрочнение, но в любом   котором производятся работы, и его про-  хорошо пропитываться смолой и удержи-
           случае стеклопластиковые детали – доста-  ветриваемость.                вать ее между волокнами.
           точно крепкая штука.                   Порой для лучшего застывания матри-  Для придания изделиям с большими
                                               цу с изделием помещают в специальную   плоскостями прочности и стабильности,
              Что же такое                     сушильную камеру. Это помогает значи-  а также для снижения массы готового из-
              стеклопластик?                   тельно ускорить процесс получения гото-  делия применяются специальные вставки
              Если просто, то этот материал пред-  вого изделия. Самые прочные изделия из-  из нетканых материалов. Это материал из
           ставляет собой стекловолокно, пропи-  готавливаются в автоклавах под большим   непрерывного полиэфирного волокна, со-
           танное  некой  смолой. Смолы  бывают   давлением и высокой температурой.  держащий в своей структуре микробалло-
           разные, для разных условий работы и    Как  было  сказано  выше,  смолы  –  не   ны. Он укладывается между несколькими
           необходимых характеристик готового   столь крепкий материал, и стекловолокна   слоями стекломата. Зачастую он вклеива-
           изделия. Есть смолы, которые застывают   выступают в качестве армирующего мате-  ется лишь армирующими полосками, а не
           при комнатной температуре, а есть та-  риала. Стекловолокно бывает различным   большими полотнищами. К слову, о проч-
           кие, которым необходим нагрев. Смола и   и по толщине, и по структуре. Есть два   ности. Как это ни странно прозвучит, но
           специальный  катализатор (отвердитель)   основных типа: стекломат и стеклоткань.   чем меньше смолы в стекловолокне (при
           тщательно смешиваются в определен-  Стекломат состоит из хаотично располо-  условии его полной пропитки и отсут-
           ной пропорции, и затем этим составом   женных волокон, а стеклоткань выглядит   ствии пузырьков), тем прочнее будет го-
           пропитывается  полотно, состоящее  из   как обычная ткань. Наибольшее упрочне-  товое изделие и тем меньше окажется его
           особых стекловолокон. Сама смола доста-  ние дают различные марки стеклотканей.   вес.
           точно хрупкая штука, и именно стекло-  Стекломаты дают меньшую прочность, но   Часто можно услышать об автомоби-
           волокно придает ей необходимую проч-  они более легки в обработке и по сравне-  лях со стеклопластиковыми кузовными
           ность и гибкость. Для получения изделий   нию со стеклотканью лучше повторяют   элементами, что они стойки к царапанью,
           из стекловолокна часто приходится изго-  форму матрицы.                 т.к. окрашены в массе. Это не совсем так.
           тавливать специальные матрицы, но об   Стекломат м.б. очень тонким, воздуш-  Поцарапать их можно, но цвет сохранит-
           этом далее.                         ным (такой материал называют стекло-  ся. Происходит это потому, что при изго-
                                               вуалью), а бывает толстым, как одеяло.   товлении деталей с качественной поверх-
                                               Стекломаты различаются по толщине и   ностью поначалу в матрицу наносится
                                               плотности, но разделяют их по весу одного   декоративный слой гелькоута. Этот поли-
                                               м²материала в граммах: 300, 450, 600, 900.   эфирный состав и освобождает изделия
                                                  Стекловуаль с плотностью 32 г/м² по-  от дальнейшей покраски. Его можно по-
                                               зволяет вывести поверхность очень высо-  добрать по цвету или создать свой оттенок
                                               кой сложности, с большим количеством   колеровочными  составами.  Кроме  того,
                                               граней и резких переходов. Толстый мат   гелькоутный слой увеличивает срок служ-
                                               (600 или 900) позволяет набрать толщину   бы изделия, защищает от воздействий
   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45