Page 50 - TEHSOVET premium #4-2019
P. 50

2019 апрель
           ТЕХСОВЕТ премиум

           Спецтехника

           Факторы роста и сдерживания

           на рынке спецтехники: что перевесит в 2019-м?



           В 2018 г. рынок спецтехники резко пошел вверх – продажи за год вы-        По мнению участников рынка, на си-
           росли на 31%, хотя до докризисных цифр еще далеко. Ряд экспертов        туацию повлияли меры государственной
                                                                                   поддержки производителей и стимулиро-
           отмечает, что потребители вышли из «режима экономии» и стали поку-      вания внутреннего спроса: льготное кре-
           пать новую технику вместо бывшей в эксплуатации. Так ли это на самом    дитование, частичная компенсация затрат
           деле? И что изменится в 2019 г.?                                        на проведение НИОКР, субсидирование
                                                                                   затрат на уплату процентов по кредитам,
                                                                                   взятым на комплексные инвестпроек-
              Падение                          либо поддерживать на ходу старую техни-  ты. Пожалуй, самое сильное позитивное
              в 2014-2017 годах                ку, либо покупать бывшую в эксплуатации   влияние оказали субсидии на уплату ути-
                                               (б/у). Однако уже к 2016 г. б/у техника в
              В 2014-2017 гг. на рынке спецтехники   хорошем  состоянии  стала  дефицитной,   лизационного сбора российским пред-
           наблюдалось падение спроса более чем   главным образом, из-за введения утили-  приятиям и льготный лизинг, благодаря
           на 70% и повышение цен в два раза. Сре-  зационного сбора. Так, если в 2015 г. доля   которому в 2018 г. было заключено в четы-
           ди  основных  причин  –  введение  утили-  подержанной техники составляла 21%, то   ре раза больше лизинговых договоров, чем
           зационного сбора, падение курса рубля,   к 2016 г. она снизилась до 8%. В резуль-  год назад.
           череда экономических санкций, в том   тате, на фоне вынужденного снижения   «На наш взгляд говорить о том, что
           числе в отношении специализированной   инвестиционной активности во многих   потребители  переключились  на  новую
           техники, технологий и запасных частей,   отраслях изношенность некоторых видов   спецтехнику, некорректно. На вторичном
           которые очень больно ударили по этой   спецтехники достигла 70-80%, и, таким   рынке всегда был и будет свой покупа-
           импортозависимой отрасли. Как след-  образом, сформировался отложенный   тель, для которого покупка б/у техники
           ствие – существенное снижение доступа к   спрос.                        – единственный способ решить проблему
           дешевым кредитам и инвестиционной ак-                                   изношенности  парка  при  ограниченном
           тивности. Так, по данным Росстата, доля                                 финансировании или сформировать его с
           затрат на приобретение машин, оборудо-  Стремительный рост              нуля. Прежде всего, это малые и средние
      48   вания и транспортных средств в общем   в 2018 году                      предприятия. Крупным компаниям чаще
           объеме инвестиций в основной капитал в   По данным Ассоциации европейского   всего также выгоднее продать технику,
           2017 г. составила всего 28,3%, это на 4,2%   бизнеса (АЕБ), в 2018 г. объем продаж им-  чем сдавать ее в аренду, поскольку арен-
           меньше по сравнению с докризисным   портной спецтехники в России увеличил-  додатели несут дополнительную нагрузку
           2013 г., на 15,5% ниже, чем 12 лет назад.   ся на 31%. Тем не менее, до показателей 2013   по техническому обслуживанию, кадро-
           Причем ситуация в субъектах разитель-  г. еще далеко. Что касается отечественных   вому обеспечению и т.д.», – комментирует
           но отличается. Так, в Дальневосточном   производителей дорожно-строительной   Андрей Ковалев, руководитель компании
           федеральном округе финансирование со-  техники (ДСТ), то, по данным «Росспец-  Heavy Fair, ведущего оператора на рынке
           кратилось на 10%, а в Северо-Кавказском   маш», продажи за год выросли на 31,5%, а   продаж подержанной спецтехники».
           увеличилось почти вдвое. Стабильно вы-  объем производства за два года – на 52%.
           сокие показатели в Сибирском, Поволж-  По данным ассоциации, больше всего   Прогноз на 2019 год
           ском и Центральном ФО.              было продано экскаваторов-погрузчиков   Эксперты в оценке прогноза на 2019
              Начиная с 2014 г. потребители в усло-  (плюс 70%), экскаваторов (плюс 49%), до-  г. достаточно осторожны. С одной сто-
           виях жесткой экономии были вынуждены   рожных катков (плюс 40%).        роны, в качестве стимула они называют
                                                                                   отложенный спрос и большое количе-
                                                                                   ство запланированных инфраструктур-
                                                                                   ных государственных проектов, которые
                                                                                   потребуют качественной ДСТ. Также об-
                                                                                   суждается возможность увеличения раз-
                                                                                   мера субсидий на компенсацию затрат
                                                                                   на лизинг в удаленных регионах с 15 до
                                                                                   20%. С другой стороны, многие участни-
                                                                                   ки рынка опасаются  рисков  изменения
                                                                                   сценария государственной поддержки,
                                                                                   а также введения новых санкций и осла-
                                                                                   бления рубля.
                                                                                     Неоднозначная ситуация сложилась
                                                                                   в отношении импортных машин и обо-
                                                                                   рудования. К примеру, в 2018 г. на 15%
                                                                                   была  повышена  ставка  утилизационно-
                                                                                   го  сбора,  но  на  компенсацию  государ-
                                                                                   ства могут претендовать компании с
                                                                                   определенным процентом локализации
           Динамика рынка спецтехники 2014-2017                                    производства в России. Кроме того, 19
   45   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55