Page 50 - TEHSOVET premium #4-2019
P. 50
2019 апрель
ТЕХСОВЕТ премиум
Спецтехника
Факторы роста и сдерживания
на рынке спецтехники: что перевесит в 2019-м?
В 2018 г. рынок спецтехники резко пошел вверх – продажи за год вы- По мнению участников рынка, на си-
росли на 31%, хотя до докризисных цифр еще далеко. Ряд экспертов туацию повлияли меры государственной
поддержки производителей и стимулиро-
отмечает, что потребители вышли из «режима экономии» и стали поку- вания внутреннего спроса: льготное кре-
пать новую технику вместо бывшей в эксплуатации. Так ли это на самом дитование, частичная компенсация затрат
деле? И что изменится в 2019 г.? на проведение НИОКР, субсидирование
затрат на уплату процентов по кредитам,
взятым на комплексные инвестпроек-
Падение либо поддерживать на ходу старую техни- ты. Пожалуй, самое сильное позитивное
в 2014-2017 годах ку, либо покупать бывшую в эксплуатации влияние оказали субсидии на уплату ути-
(б/у). Однако уже к 2016 г. б/у техника в
В 2014-2017 гг. на рынке спецтехники хорошем состоянии стала дефицитной, лизационного сбора российским пред-
наблюдалось падение спроса более чем главным образом, из-за введения утили- приятиям и льготный лизинг, благодаря
на 70% и повышение цен в два раза. Сре- зационного сбора. Так, если в 2015 г. доля которому в 2018 г. было заключено в четы-
ди основных причин – введение утили- подержанной техники составляла 21%, то ре раза больше лизинговых договоров, чем
зационного сбора, падение курса рубля, к 2016 г. она снизилась до 8%. В резуль- год назад.
череда экономических санкций, в том тате, на фоне вынужденного снижения «На наш взгляд говорить о том, что
числе в отношении специализированной инвестиционной активности во многих потребители переключились на новую
техники, технологий и запасных частей, отраслях изношенность некоторых видов спецтехнику, некорректно. На вторичном
которые очень больно ударили по этой спецтехники достигла 70-80%, и, таким рынке всегда был и будет свой покупа-
импортозависимой отрасли. Как след- образом, сформировался отложенный тель, для которого покупка б/у техники
ствие – существенное снижение доступа к спрос. – единственный способ решить проблему
дешевым кредитам и инвестиционной ак- изношенности парка при ограниченном
тивности. Так, по данным Росстата, доля финансировании или сформировать его с
затрат на приобретение машин, оборудо- Стремительный рост нуля. Прежде всего, это малые и средние
48 вания и транспортных средств в общем в 2018 году предприятия. Крупным компаниям чаще
объеме инвестиций в основной капитал в По данным Ассоциации европейского всего также выгоднее продать технику,
2017 г. составила всего 28,3%, это на 4,2% бизнеса (АЕБ), в 2018 г. объем продаж им- чем сдавать ее в аренду, поскольку арен-
меньше по сравнению с докризисным портной спецтехники в России увеличил- додатели несут дополнительную нагрузку
2013 г., на 15,5% ниже, чем 12 лет назад. ся на 31%. Тем не менее, до показателей 2013 по техническому обслуживанию, кадро-
Причем ситуация в субъектах разитель- г. еще далеко. Что касается отечественных вому обеспечению и т.д.», – комментирует
но отличается. Так, в Дальневосточном производителей дорожно-строительной Андрей Ковалев, руководитель компании
федеральном округе финансирование со- техники (ДСТ), то, по данным «Росспец- Heavy Fair, ведущего оператора на рынке
кратилось на 10%, а в Северо-Кавказском маш», продажи за год выросли на 31,5%, а продаж подержанной спецтехники».
увеличилось почти вдвое. Стабильно вы- объем производства за два года – на 52%.
сокие показатели в Сибирском, Поволж- По данным ассоциации, больше всего Прогноз на 2019 год
ском и Центральном ФО. было продано экскаваторов-погрузчиков Эксперты в оценке прогноза на 2019
Начиная с 2014 г. потребители в усло- (плюс 70%), экскаваторов (плюс 49%), до- г. достаточно осторожны. С одной сто-
виях жесткой экономии были вынуждены рожных катков (плюс 40%). роны, в качестве стимула они называют
отложенный спрос и большое количе-
ство запланированных инфраструктур-
ных государственных проектов, которые
потребуют качественной ДСТ. Также об-
суждается возможность увеличения раз-
мера субсидий на компенсацию затрат
на лизинг в удаленных регионах с 15 до
20%. С другой стороны, многие участни-
ки рынка опасаются рисков изменения
сценария государственной поддержки,
а также введения новых санкций и осла-
бления рубля.
Неоднозначная ситуация сложилась
в отношении импортных машин и обо-
рудования. К примеру, в 2018 г. на 15%
была повышена ставка утилизационно-
го сбора, но на компенсацию государ-
ства могут претендовать компании с
определенным процентом локализации
Динамика рынка спецтехники 2014-2017 производства в России. Кроме того, 19