Page 40 - TEHSOVET premium #5-2018
P. 40
май 2018
ТЕХСОВЕТ премиум
Спецтехника
Обзор крупнейших производителей
карьерных самосвалов
БЕЛАЗ го и бокового видеообзора, двухместной
Говоря о самосвалах, мы вспоминаем, кабиной с системой безопасности ROPS,
в первую очередь, БЕЛАЗ. Гиганты бело- что обеспечивает высокий уровень безо-
русского происхождения всегда были гор- пасности и комфорта работы водителя, а
достью советского автомобилестроения. так же низкую трудоемкость технического
С каждой новой моделью их грузоподъем- обслуживания и ремонта. Грузовик про-
ность и размеры росли, и сегодня выпуска- изводства Белорусского автомобильного
ются БЕЛАЗ-75306, способные принять в завода способен развивать скорость до 64
свой кузов 220 тонн породы. Сама машина км/ч.
при этом весит 156 т. Как и большинство
суперсамосвалов, БЕЛАЗэтой модели име- Terex
ет электротрансмиссию: дизельный двига- Но БЕЛАЗы – далеко не самые большие Первый карьерный самосвал Terex TR100-RM
тель в 2300 л. с. вращает генератор, кото- самосвалы в мире. Старейшим из работа- российской сборки
рый дает ток на ведущие электродвигатели. ющих зарубежных автогигантов по-преж- нии Terex, главным центром их производ-
Этого хватает, чтобы автомобиль развивал нему остается Terex 33-19 Titan, созданный ства остается британское отделение Terex
скорость 45 км/ч – больше и не нужно, учи- еще в 1974 году компанией General Motors, Equipment Ltd. с крупным и современным
тывая сложность управления подобной США. Этот трехосный богатырь высотой заводом в шотландском городе Мазеруэ-
техникой и особенности грунтовых дорог. семь метров с полным кузовом может до- лл. Отдельные самосвалы Terex, выпускав-
Впрочем, специальные электронные систе- стигать веса в 650 тонн, так что для управ- шиеся там еще в 1970-е гг., стали основой
мы, управляющие гидроусилителями руля ления им требуется хорошая сноровка. современной программы, которую допол-
и тормозов, освобождают водителей от из- Компания Terex появилась в 1968 году нили новые более совершенные карьерные
лишних усилий, так что главное для них – в результате организационных преобразо- и шарнирно-сочлененные машины. Круп-
38 не зевать. ваний в американской промышленности, нейшей карьерной машиной в мире дол-
когда по решению антимонопольной ко- гое время считался гигантский Terex 33-19
миссии Министерства юстиции США кон- Titan, детище канадского филиала концерна
церн General Motors был вынужден усту- General Motors. Автомобиль был произведен
пить корпорации White принадлежавшие в единственном экземпляре в 1974 году. При
ему американские предприятия Euclid. При собственной массе в 260 тонн, гигант мог
этом отделения Euclid в Великобритании и поднять «на борт» 350 тонн породы. Таким
Канаде остались в распоряжении General образом, его полный вес составлял целых
Motors, но выпускавшимся там грузови- 610 тонн. Впечатляет не только грузоподъ-
кам и дорожно-строительным машинам емность гиганта, но и его размеры: 20,09 х
присвоили марку Terex. Впоследствии 7,57 х 6,88 м; а при поднятом кузове высота
Белорусский производитель карьерных самосва- производство такой техники разверну- Titan достигала 17 метров. Карьерный само-
лов «БЕЛАЗ» лось и в США, а к концу XX века Terex уже свал приводился в движение двухтактным
представлял собой одну из крупнейших в шестнадцатицилиндровым дизелем от те-
Первый карьерный самосвал БЕ- мире корпораций, состоящую из четырех пловоза мощностью в 3300 л. с.
ЛАЗ-540 появился на свет в 1961 году, его десятков производителей строительной и В составе Terex есть несколько фирм,
грузоподъемность была около 40 тонн, дорожной техники, которая работает в 120 выпускающих карьерные грузовики. Са-
по тем временам это было внушительно. странах мира. мые мощные машины производит Unit Rig
Однако конструкторы продолжили совер- Одним из основных подразделений (в России эту марку представляет «Глобал
шенствовать свое детище в направлении концерна Terex Corporation является сектор Технолоджи Групп»). Модельный ряд ТМТ
увеличения его размеров, а главное, грузо- карьерных и внедорожных строительных состоит из девяти дизель-электрических
подъемности. В 1968 году БЕЛАЗы могли машин. Как и в момент образования компа- самосвалов грузоподъемностью 109-326 т.
перевозить уже 80 тонн груза, в 1978 – 100 Новинкой являются дизель-электрические
тонн, в 1982 году – 170 тонн. БЕЛАЗ 1990 автомобили с приводом колес, работаю-
года выпуска был рассчитан на груз 280 щим на переменном токе (индекс моделей
тонн. Первый супермощный грузовик БЕ- АС). Такие агрегаты более компактны и
ЛАЗ-75600 грузоподъемностью 320 т был экологичны, чем применявшиеся ранее
создан в 2005 году. приводы постоянного тока. Они резко
БЕЛАЗ-75600 оборудован дизельным уменьшают расход масел для охлаждения
двигателем с электронной системой управ- и защиты от износа механических передач
ления, трансмиссией с микропроцессор- трансмиссии, меньше требуют быстроизна-
ным устройством управления, центра- шиваемых электротехнических деталей:
лизованной системой смазки, системой щеток, коллекторов, выпрямителей. Масса
комбинированного пожаротушения с авто- В составе Terex есть несколько фирм, перевозимого груза в зависимости от моде-
матическим управлением, системой задне- выпускающих карьерные самосвалы ли варьируется от 109 до 326 т. Мощность