Построение Системы менеджмента качестваДобавлено: 26.03.2007, Изменено: 03.12.2024 Конкретный алгоритм на основе практики российских предприятий 1. Управленческое взаимодействие Управленческое взаимодействие базируется на распределении функций и ответственности между руководителями при осуществлении надзора за исполнением всех решений в области качества. Назначить ответственное лицо, наделенное полномочиями для принятия решений в области качества. Одновременно сформировать группу, способную осуществить подготовку решений в области качества. Предать данному лицу статус Заместителя генерального директора при сохранении других обязанностей. Группу по реализации в области качества сформировать из руководителей и специалистов различных подразделений, которые кроме своих обязанностей в данном подразделении будут наделены полномочиями по работе в области качества. Принятие решений в области управления качеством построить на основе разработанной и принятой к исполнению Политики в области управления качеством. Политика в области управления качеством является документом с конкретным практическим содержанием по обязательствам. Она содержит описание тех целей, которые будут достигаться в ходе ее осуществления, а также определяет механизмы и структуры, которые нацелены на практическую реализацию Политики в области управления качеством. Работа Руководителя и Группы осуществляется в соответствии с документом "Политика в области управления качеством в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001". Начальный этап работы группы спланировать с разработки/доработки функциональных обязанностей: Согласованные данные положения использовать для включения их в дальнейшем в следующие документы: Запланировать:
2. Система качества Система качества основывается на понимании каждым на своем рабочем месте всей важности проводимой работы. Она не может быть внедрена одномоментно или директивным образом. Постановка системы качества требует планирования процесса внедрения и дальнейшего поддержания ее в соответствии с разработанной Политикой в области управления качеством. Формальное выполнение требований разработанных документов может привести к искажению получаемой информации, что в свою очередь будет приводить к ошибкам в анализе для принятия решений. Только четкое осознание каждым на своем рабочем месте необходимости осуществления всех разработанных процедур позволяет осуществлять Политику в области управления качеством. Запланировать:
3. Контрактная практика Отлаженная система контрактов должна позволить получать качественную продукцию и создавать условия, чтобы нарушений при выполнении контрактов. Необходимо наладить сбор данных невыполнения обязательств по контрактам. Работа должна быть нацелена на поиск причин, которые порождают возможность нарушения контрактов, и ликвидацию данных причин. Запланировать:
4. Управление проектированием Выпуск продукции связан с рисками для потребителя, что она не будет соответствовать объявленным качествам или не будут выдержаны иные условия контрактов. Необходимо продемонстрировать, что управление отлажено таким образом, что все обязательства будут выполнены точно и в срок. Проектирование новой продукции должно исходить из потребностей рынка. В первую очередь необходима ориентация на тех потребителей, которые уже потребляли определенные виды продукции и обращаются к новой продукции для достижения своих целей. Запланировать:
5. Управление разработкой документации по качеству Документация, связанная с управлением качества может устаревать, изменяться после выявления причин, препятствующих повышению уровня качества, после перехода на другие источники сырья, после изменения требований к выходной продукции и т.д. Управление разработкой документации по качеству - одна из важнейших задач менеджмента качества. В случае наличия факта выпуска бракованной продукции должна быть установлена ее причина. Должны приниматься оперативные решения по изменению существующих инструкций. В случае, если брак произошел по причине человеческого фактора, а причину технологическим путем ликвидировать в настоящее время не предоставляется возможным, то принимается решение по дополнительному обучению персонала. Различные виды информации скапливаются в различных подразделениях. Информация полученная и обработанная в одних подразделениях должна беспрепятственно поступать в другие подразделения, если та необходима для их работы. Информация должна поступать в другие подразделения в том виде, которая понятна для данного подразделения и легко может быть использована в работе. Необходимо стремиться к безбумажной технологии, что повышает качество информационного обмена, позволяет сделать его полным и своевременным. Безбумажная технология снижает издержки информационного обмена, позволяет оперативно находить необходимую информацию для анализа и подготовки решений. Запланировать:
6. Управление закупками При проведении закупок необходимо осуществлять контроль качества поставляемой продукции. Необходимо проводить анализ не только на удовлетворение требований контракта, но также представлять другие возможности поставщиков на случай увеличения объемов закупок или на возможность производства продукции с другими свойствами, которые могут потребоваться при реализации программ по повышению качества выпускаемой продукции или программ по реализации новых видов продукции. Одна из целей управления закупками - это отладить четкий механизм взаимодействия с постоянными поставщиками и создать условия для долговременного партнерства. Долговременное партнерство строится за счет понимания целей поставщиков продукции и реализации взаимовыгодных контрактов. Долговременное партнерство является гарантией качества продукции, позволяет снижать цены на закупаемую продукцию и получать продукцию, снижающую издержки производства. Запланировать:
7. Управление поставками Контрактная система обязывает выполнять свои обязательства по срокам, объему и характеристикам продукции. Сбои могут происходить, когда не набирается продукция в объемах, которые позволяют снизить транспортные издержки, когда условия перевозки могут не соответствовать разработанным требованиям, когда продукция возвращается потребителем и т.д. Все случаи, которые препятствуют своевременному и качественному выполнению обязательств перед покупателем, должны фиксироваться и анализироваться с целью принятия решений по недопущению подобных ситуаций в дальнейшем. Все это порождает условия, когда должно приниматься решение вышестоящим менеджером. Необходимо вести анализ с целью выявления причин, препятствующих качественной и своевременной доставке продукции потребителю. Необходимо работать с потребителем с целью составления прогноза по их развитию и по возможностям удовлетворять его возрастающие требования. Одна из целей по управлению поставками - это формирование устойчивых партнерских связей, удержание рынка продаж и демонстрация перспективной клиентуре возможностей по выгодному сотрудничеству при закупках продукции предприятия. Удержание рынка продаж возможно, если максимально учитываются интересы потребителей и формируются программы по выпуску новой продукции и по повышению качества производимой продукции с учетом развития потребителей продукции предприятия. Производимая продукция может быть экологически вредной в случаях нарушения технологий по ее применению. В самой сопроводительной документации указываются нормы применения, но не указываются те выгоды, которые при соблюдении данных норм получает потребитель. Данные документы желательно доработать, приближая ее к пониманию выгод потребителя и к осознанию им того ущерба, который может быть нанесен природе и его хозяйству при нарушении технологий использования продукции предприятия. Запланировать:
8. Управление логистикой Процесс логистики должен быть описан. Описание логистики должно стать основой для выработки решений по управлению качеством. При описании логистики должны быть прописаны точки контроля и документация, которая при этом ведется. Точки контроля и документация должны быть такими, чтобы для каждой партии, хранящейся на складе или отправляемой потребителю, при необходимости можно было бы однозначно определить тех лиц, которые выпускали продукцию и несли ответственность за контроль по качеству. В процессе работ должны составляться браковочные ведомости и акты, которые позволяют принимать решения по переработке продукции, иному ее использованию, утилизации или уничтожению. Запланировать:
9. Управление процессами обновления технологий При смене процессов необходимо совершить технологические работы, в частности, произвести промывку оборудования, осуществить правильное складирование, сформировать условия, когда смесевые компоненты одного процесса не окажутся в среде при изготовлении другой продукции. Запланировать:
10. Управление субконтрактацией Субконтрактация используется в тех случаях, когда появляется необходимость часть работ поручить другим производителям. Запланировать:
11. Управление контролем качества поступающей продукции Качество поступающей продукции должно контролироваться в момент приемки данной продукции от производителя. Она может потерять свои качества при транспортировке, разгрузке и складировании. При этом транспортировка может производиться не самим предприятием, а также могут использоваться склады другого предприятия. Отсутствие должного качества поступающей продукции может привести к снижению качества продукции предприятия, к задержкам по выполнению обязательств перед потребителем, к удорожанию производства. В любых случаях поставщик продукции, которая не соответствует оговоренным нормам, должен компенсировать нанесенный ущерб. Необходимо четко определить свои отношения с поставщиками в случае, если порча продукции произошла не по его вине. В случае, если сырье оказалось не в кондиции, то необходимо описать порядок действий в этом случае. Сырье может быть использовано с изменением технологического процесса или возвращено. Использование сырья с другими свойствами может быть только в том случае, если это не ведет к снижению качества продукции предприятия. Процедура принятия решений должна быть подробно описана. Контроль качества поступающей продукции должен осуществляться и фиксироваться таким образом, чтобы были неоспоримые доказательства виновности поставщика. Запланировать:
12. Управление визуализацией результатов Все результаты, получаемые в ходе контроля по управлению качеством должны заноситься в компьютеры и анализироваться. Анализ не должен занимать длительного времени. Необходимо проводить сравнительный анализ с учетом только основных факторов. Большой объем информации руководитель по управлению качеством может осмыслить только при наличии удобных визуальных форм. С этой целью информация преобразуется в форме графиков, диаграмм, схем, которые позволяют быстро оценить ситуацию. Это позволяет руководителю за несколько минут оценить оперативную обстановку по управлению качеством, а при необходимости быстро сформулировать задание аналитику для проведения дополнительного анализа с целью поиска причин, послуживших причиной брака. Запланировать:
13. Управление несоответствующей продукцией Бракованная продукция, полученная по вине производителя, может быть продана по другой цене, переработана или утилизирована/уничтожена. Выбор должен определяться экономической целесообразностью. Решения в случае выхода несоответствующей продукции должны четко регламентироваться. Возврат продукции может происходить по причине производства, при складировании, доставке или при не правильном хранении/использовании потребителем. Запланировать:
14. Управление профилактическими действиями Необходимо проводить профилактические мероприятия, способствующие поддержанию высокого уровня качества производимой продукции. Необходимо предусмотреть действия для предупреждения подобных дефектов и по не допущению дефектов в целом. Запланировать:
15. Управление процессами погрузочно-разгрузочных работ, хранения, упаковки, консервации и поставки Погрузочно-разгрузочные работы, сроки и условия хранения, форма упаковки играют существенную роль для сохранения продукции в том виде, который необходим для удовлетворения требований потребителя. Кроме этого, нарушение технологий может привести к экологическому заражению местности и к нанесению ущерба здоровья людей. Это накладывает требования четкого соблюдения технологий перевозки и доставки как самим предприятием, так и его клиентом. Запланировать:
16. Управление регистрацией данных о качестве Регистрация данных о качестве является одним из основных требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Регистрационные данные должны строго соответствовать показаниям измерений. Они должны храниться несколько лет и быть доступны при проведении проверок и для анализа. При регистрации на электронных носителях есть возможность случайного стирания информации, поломки оборудования, уничтожение информации вирусами или умышленно. Необходимо предусмотреть порядок сохранения информации. Данная информация предоставляется потребителю для того, чтобы он мог убедиться в том, что на предприятии отлажен процесс управления качеством. Запланировать:
17. Внутренние проверки качества Осуществление надзора за эффективностью управлением качеством со стороны руководителей предприятия требует проведения внутренних проверок качества. Внутренние проверки качества способствуют поддержанию управления качества на таком уровне, которые позволяют получать сертификат по ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Кроме задач по устранению причин, препятствующих получению сертификата, внутренние проверки качества должны предлагать мероприятия, которые позволяют снизить затраты при управлении качества. Внутренний аудит должен предлагать решения по улучшению управлением качеством, в том числе предлагать внести изменение в существующую документацию, влияющую на управление качеством. Внутренний аудит в первую очередь оценивает управление качеством с точки зрения соответствия требованиям ИСО 9001, а в дальнейшем и ИСО 9004. Внутренний аудит в области управления качеством не должен подчиняться руководителю, ответственному за управление качеством, а также не должен привлекаться к реализации решений в области управления качеством. Аудиты должны выполняться персоналом незадействованным в работах, подлежащих аудиту. Внутренний аудит проводит проверки и участвует в процессе подготовки решений по совершенствованию системы управления качеством. Выводы при проверках со стороны внутреннего аудита и формулируемые рекомендации происходят на основе тех целей и результатов, которые сформулированы в Политике в области управления качеством. Запланировать:
18. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров Подготовка кадров до заступления на должность должна обязательно проводиться по полной учебной программе. В случае разработки новых документов и внесения в них изменений должна проводиться переподготовка/доподгтовка. Все учебные мероприятия, присутствие на них и сдача квалификационных экзаменов должны фиксироваться в специальном журнале. Руководители и персонал должны четко понимать свою личную ответственность, знать, за что именно в области качества они отвечают, и полностью освоить порядок действий. Запланировать:
19. Техническое обслуживание Это требование со стороны ГОСТ Р ИСО 9001-2001 осуществляется в случаях послепродажного обслуживания клиентов. Запланировать:
20. Статистические методы Статистические методы должны соответствовать задачам управления качеством. Запланировать:
« Назад
|
Для регистрации на сайте необходимо разрешить использование Cookies
|