http://www.tehsovet.ru/smfs1.html
http://www.tehsovet.ru/smfs2.html
http://www.tehsovet.ru/smfs3.html
http://www.tehsovet.ru/smfs4.html
http://www.tehsovet.ru/smfs5.html
http://www.tehsovet.ru/smfs6.html
http://www.tehsovet.ru/smfs7.html
http://www.tehsovet.ru/smfs8.html
http://www.tehsovet.ru/smfs9.html
http://www.tehsovet.ru/smfs10.html
http://www.tehsovet.ru/smfs11.html
http://www.tehsovet.ru/smfs12.html
http://www.tehsovet.ru/smfs13.html
http://www.tehsovet.ru/smfs14.html
http://www.tehsovet.ru/smfs15.html
http://www.tehsovet.ru/smfs16.html
http://www.tehsovet.ru/smfs17.html
http://www.tehsovet.ru/smfs18.html
http://www.tehsovet.ru/smfs19.html
http://www.tehsovet.ru/smfs20.html
http://www.tehsovet.ru/smfs21.html
http://www.tehsovet.ru/smfs22.html
http://www.tehsovet.ru/smfs23.html
http://www.tehsovet.ru/smfs24.html
http://www.tehsovet.ru/smfs25.html
http://www.tehsovet.ru/smfs26.html
http://www.tehsovet.ru/smfs27.html
http://www.tehsovet.ru/smfs28.html
http://www.tehsovet.ru/smfs29.html
http://www.tehsovet.ru/smfs30.html
http://www.tehsovet.ru/smfs31.html
http://www.tehsovet.ru/smfs32.html
http://www.tehsovet.ru/smfs33.html
http://www.tehsovet.ru/smfs34.html
http://www.tehsovet.ru/smfs35.html
http://www.tehsovet.ru/smfs36.html
http://www.tehsovet.ru/smfs37.html
http://www.tehsovet.ru/smfs38.html
http://www.tehsovet.ru/smfs39.html
http://www.tehsovet.ru/smfs40.html
http://www.tehsovet.ru/smfs41.html
http://www.tehsovet.ru/smfs42.html
http://www.tehsovet.ru/smfs43.html
http://www.tehsovet.ru/smfs44.html
http://www.tehsovet.ru/smfs45.html
http://www.tehsovet.ru/smfs46.html
http://www.tehsovet.ru/smfs47.html
http://www.tehsovet.ru/smfs48.html
http://www.tehsovet.ru/smfs49.html
http://www.tehsovet.ru/smfs50.html
http://www.tehsovet.ru/smfs51.html

Развитие трибологии на Урале


Добавлено: 23.11.3700, Изменено: 23.11.2632


 

К 85летию со дня рождения профессора Разикова М.И.

 

Профессор Уральского политехнического института Разиков Михаил Иванович  родился  в 1922 году в Новосибирской области. В 1947г. окончил УПИ, в 1952г. защитил кандидатскую, а в 1964г. – докторскую диссертации; член координационного Совета по сварке при ЦК КПСС. Известный как создатель «Уральской школы наплавки» он, может быть того не осознавая, положил начало развитию в нашем регионе новой, в то время только народившейся, науки – трибологии.

В конце 50-х Разиков М.И. организует работы по созданию высоколегированных проволок для наплавки в углекислом газе. Замена флюса, защищающего дугу, на углекислый газ существенно расширила область применения наплавки. Появилась возможность наплавлять отверстия и др. ранее недоступные наплавке места. Основы этой технологии профессор Разиков М.И. изложил в монографии. Благодаря новому способу, на предприятиях  стали получать значительный экономический эффект. Чтобы развивать это направление, совместным приказом Минцветмета СССР и Минвуза РСФСР от 16.02.1968г  в УПИ была создана «Отраслевая лаборатория наплавки».

В работе над совершенствованием наплавки Михаилу Ивановичу удалось преодолеть узкопрофессиональный подход к теме. Стремясь к всестороннему её охвату, он внёс существенный вклад, по сути дела, в науку об износостойкости, или как её у нас тогда называли – в науку о «контактной прочности металлов». Был составлен перечень видов изнашивания наиболее ответственных деталей машин горно-металлургической отрасли. Для защиты от тех или иных видов износа  разработаны соответствующие (более 20) износостойкие наплавочные материалы.

Проблему внедрения в производство износостойкой наплавки, профессор Разиков М.И начинает решать через подготовку кадров. Еще в 60х годах он издает справочник «Мастер наплавочного участка», а в 1972г.  открывает кафедру «Металлургия сварки», выпускники которой проходят специализацию «Восстановление и упрочнение быстроизнашивающихся деталей наплавкой и напылением». Одновременно, на Всесоюзной конференции по наплавке в Челябинске он инициирует обращение к «Главному управлению политехнических ВУЗов» – распространить эту специализацию во всех институтах страны. Однако преждевременная кончина в расцвете сил (1975 г.) прервала плодотворную деятельность выдающегося уральского ученого.

Здесь важно отметить, что примерно в это же время (1968г) в Великобритании исследования в области износостойкости машин были выделены в отдельную дисциплину – «трибологию», которую начали преподавать на всех уровнях. Примеру Великобритании последовали и другие страны. Благодаря достижениям в этой области и широкой подготовке специалистов, «запад» столь существенно повысил гарантийный ресурс машин и механизмов, что их стали называть «безремонтными». Это означает, что новое направление в науке и обучении, развиваемое профессором  Разиковым М.И, было новаторским и совпадало с мировой тенденцией в машиностроении.

К сожалению, в наших ВУЗах так и не приступили к широкому преподаванию вопросов износостойкости машин. Поэтому основная масса инженеров остаётся не осведомлённой даже в элементарном, что касается защиты от изнашивания. В этом видится главная причина, что отечественная машиностроительная продукция по надёжности и срокам безремонтной эксплуатации уступает западной.

Стремясь к преодолению этой негативной тенденции,  в 1989г  в Нижнетагильском институте УГТУ-УПИ под руководством одного из учеников проф. Разикова М.И.  – доцента Толстова И.А., был разработан для сварочной специальности курс «Износостойкость машин». В 2005г из узко-специальной дисциплины он был преобразован в обще-профессиональную, которая стала преподаваться не только сварочной, но и другим инженерным специальностям. Ежегодный охват студентов триботехнической подготовкой существенно увеличился с 20…30 чел до 150…200чел. Кроме того, базовый набор машиностроительных дисциплин приобрел завершенность. Курсы, в которых изучается, как рассчитать движение механизмов (ТММ) и  не допустить их поломок (Сопромат), логично дополнены дисциплиной, показывающей, как еще и защитить  их от скорого износа.

Учебный предмет «Износостойкость машин» содержит следующие разделы.

1. Основы трибологии (виды износа).

2. Износостойкие материалы.

3. Конструирование узлов трения, смазка.

4. Инженерия поверхности (методы упрочнения).

5. Рециклинг (восстановление изношенных деталей).

6. Экономика износостойкости и рециклига.

Актуальность, изучаемых в новой дисциплине, вопросов побуждает предприятия  направлять своих инженеров в Нижнетагильский ирститут УГТУ-УПИ на повышение квалификации «по износостойкости и рециклингу». Она обычно занимает одну неделю с отрывом от производства. Переподготовку прошли группы от таких предприятий как Уралвагонзавод, ВСМПО-АВИСМА, Высокогорский ГОК, Машпром.

Не только не уменьшается, но увеличивается интерес к вопросам восстановления изношенных деталей. Если раньше восстановление рассматривали как вынужденную меру при нехватке запчастей, то теперь уже при проектировании машин рекомендуется предусматривать, возможность восстановления их составляющих частей и деталей  для повторного употребления по прямому или альтернативному назначению. Это получило название «индустриальный кодекс рециклига», которым руководствуются на государственном уровне. В  2003 г  резолюцией А.962(23) морского органа (IMO) при ООН кодекс рециклинга был утвержден для морских судов. Во исполнение его Европарламент в апреле 2005 года принял запрет на отправку для переплава в «третьи» страны списанных танкеров. Теперь их надлежит в Европе разбирать на части, которым после восстановления находить повторное употребление.

  В группах переподготовки слушатели помимо лекций знакомятся с видео материалом, работают с переносными приборами по определению свойств рабочих поверхностей, получают консультации по своим производственным вопросам. Их знакомят с достижениями специализированного предприятия по восстановлению и упрочнению быстроизнашивающихся деталей ООО «Композит», получившему, благодаря высокой эффективности своих разработок, статус «инновационного». Переподготовка проходит под руководством профессора, доктора технических наук, действительного члена РИА, топ-менеджера России 2006 г  Короткова В.А. По окончании слушатели имеют возможность проверить полученные знания на компьютерных тестах и получают сертификат государственного образца.

 

По вопросам переподготовки инженеров по теме «Износостойкость машин» обращаться в Нижнетагильский институт УГТУ-УПИ.

Адрес: 622031. Н.Тагил, ул. Красногвардейская, 59

Тел-факс: (3435) 25 – 05 – 42

 

Директор Н.Тагильского института УГТУ-УПИ, д.т.н., профессор, действительный член АИН Пегашкин В.Ф.



« Назад

 

 

 

*
E-mail:
Пароль:
Регистрация »
Для регистрации на сайте необходимо разрешить использование Cookies

 

 

                700 100


 

?

 

Rambler's Top100     Яндекс цитирования       
-
www.webmotor.ru