Округ стратегического назначенияДобавлено: 31.01.2007, Изменено: 03.12.2024 Экономика Уральского федерального округа (УрФО) вызывает стабильно высокий интерес инвесторов. Упрочить позиции региона призвана программа освоения месторождений полезных ископаемых Полярного и Приполярного Урала. По объему инвестиций в основной капитал УрФО занимает второе место среди федеральных округов, а в расчете на душу населения – первое. Инвестиционная активность растет. Физический объем инвестиций в основной капитал (то есть выраженный в машинах, постройках и т.д.) увеличился за январь – август2006 на 12,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, превысив среднероссийский уровень. Подъем в действующих ценах – 39,5%. Общий объем инвестиций в основной капитал за указанный период – 406,6 млрд рублей. Объем иностранных вложений в 2000 – 2005 годах увеличился в шесть раз. По итогам прошлого года этот показатель составил 5,364 млрд долларов, а по итогам первого полугодия2006 – 2,42 млрд долларов: вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Среди лидирующих стран-инвесторов Великобритания, Германия, Нидерланды, Франция. Какие особенности экономики УрФО привлекают инвесторов? Об этом в интервью «Э-У» рассуждает полномочный представитель президента РФ в УрФО Петр Латышев. – Достижения обусловлены, во-первых, тем, что концентрация промышленного производства на Урале в четыре раза выше, чем в среднем по России. Такие масштабы основаны на богатых запасах природных ресурсов. Здесь добывается 68% российской нефти, 92,2% природного газа. Округ обладает третью всех разведанных запасов минерального топлива России, шестой частью железных руд. Значительны лесные ресурсы: свыше 8 млрд кубометров, то есть более 10% от общероссийских. УрФО обеспечивает около 45% отечественного производства рафинированной меди, 40% – стали, проката черных металлов и алюминия, почти 10% – машиностроительной продукции. Во-вторых, удачно экономико-географическое положение: округ находится на границе обширных рынков сбыта Европы и Азии, на пересечении разнообразных транспортных коридоров, широтных и меридиональных. УрФО отличается развитой сетью автодорог с твердым покрытием, железнодорожных и водных магистралей, связывающих его со всеми регионами России. В Свердловской области располагается аэропорт Кольцово, один из крупнейших в стране, пятый по общему объему пассажирских перевозок и шестой – по объему грузовых. Всего на территории УрФО четыре международных аэропорта. Уникальное географическое положение УрФО придает ему особую роль во внешнеэкономических связях России. Учитывая, что ведущие промышленные предприятия округа являются экспортно-ориентированными, УрФО приобретает одно из наиболее значимых мест во внешней торговле России. Для всех субъектов округа характерно существенное превышение экспорта над импортом, в целом по округу в 2005 году – более чем в 13 раз. Внешнеторговый оборот УрФО в прошлом году составил 45,6 млрд долларов. Геоэкономика, богатство и разнообразие природных ресурсов, характер их распределения, высокий производственный потенциал, своеобразие регионов позволяют назвать УрФО моделью Российской Федерации. Здесь в наличии практически все отрасли, присущие развитой экономике: от мощной сырьевой базы Западной Сибири и индустриального ядра Среднего и Южного Урала до аграрного пояса юга Тюменской, а также Курганской, Челябинской и Свердловской областей. Кроме того, в округе сосредоточен огромный научно-исследовательский и технологический потенциал: 260 научных организаций, Уральское отделение РАН, десятки НИИ, конструкторских бюро, свыше 70 вузов, выпускающих ежегодно более 85 тыс. студентов. Средняя заработная плата в УрФО превышает 14,5 рублей в месяц: это самый высокий показатель среди федеральных округов, предопределивший значительную емкость местного рынка. Как видим, округ обладает серьезным ресурсно-сырьевым, производственным, инфраструктурным, интеллектуальным, инновационным, кадровым, потребительским потенциалом. Это и создает его особую инвестиционную привлекательность. Что подтверждается деятельностью на территории УрФО представительств крупных мировых корпораций: British Petroleum, Schlumberger, Duferco, British Airways, Lufthansa и других. Экспортирую – значит живу – Петр Михайлович, как вы оцениваете готовность экономики УрФО ко вступлению России в ВТО? Какие отрасли испытывают наибольшие риски в этом процессе? Каким образом региональное руководство способствует недискриминационной интеграции окружной экономики в глобальные рынки? – Во Всемирной торговой организации состоят более 140 государств, ее правилами охвачено более 90% объема мировой торговли. Еще более 20 стран находятся на разных стадиях присоединения. Таким образом, нельзя не признать, что дальнейшее экономическое и социальное развитие национальной экономики при игнорировании ВТО невозможно. Общеизвестно, что от процессов глобализации, как правило, выигрывают те регионы, что либо имеют международную специализацию, либо могут предложить на внешнем рынке товаров, работ, услуг больше, чем покупают на нем. А такое положение дел характерно и для УрФО, и для России в целом. Между тем по-прежнему проявляются негативные настроения по поводу присоединения России к ВТО. Причины, заставляющие часть российского общества выступать против, универсальны. Это необходимость проведения серьезных преобразований для соответствия общемировым экологическим и техническим стандартам, что ведет к повышению себестоимости продукции и услуг, а также возможный конкурентный передел устоявшегося рынка при появлении новых мощных игроков. Перечисленные опасения прежде всего отражают точку зрения производителей-монополистов и игнорируют интересы потребителей. Конечно, следует признать, что присоединение к ВТО несет в себе не только плюсы, но и минусы. Краткосрочные последствия интеграции в ВТО благоприятны для экспортеров. Больше остальных к вступлению готовы металлургические предприятия: они реализовали масштабные инвестиционные проекты модернизации и расширения производства. Присутствие в ВТО только упростит для них реализацию продукции. Высока степень готовности к вступлению России в ВТО у ряда машиностроительных предприятий, опирающихся на высокие технологии. Это, например, Уральский оптико-механический завод и Уралвагонзавод. Это же справедливо в отношении большинства предприятий горнорудной, топливной, лесной, химической промышленности. Однако последствия глобализации вполне могут оказаться негативными для некоторых отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Им будет трудно, возможно падение производства и уровня занятости. К примеру, легкая промышленность исторически развита относительно слабо. Отстоять рынок местной обуви, трикотажа, при том что магазины уже на 90% наполнены импортом, будет нелегко. В регионах УрФО принимаются меры по защите птицеводства и животноводства. И сами предприятия вынуждены улучшать качество продукции, вводить европейские стандарты. Но все же для сельхозпроизводителей ситуация будет неоднозначной. Вопрос нужно ставить так: как сделать процесс присоединения к мировому экономическому пространству наиболее безболезненным? Мы ведем активную информационно-разъяснительную работу. Ведь степень информированности различных социальных и бизнес-групп о ВТО и условиях вступления в нее оставляет желать лучшего. Далеко не во всех коммерческих структурах есть специалисты, владеющие этой тематикой. Соответственно, не все предприятия готовы работать по правовым стандартам ВТО и принятым в этой организации нормам финансовой отчетности. В целом присоединение России к ВТО сулит Уральскому федеральному округу неплохие перспективы. Конкуренция ужесточится, но открытие экономических границ даст нашим предприятиям и существенные преимущества, такие как снятие квот и уменьшение пошлин на экспорт продукции. Высокий сравнительно с другими регионами рейтинг инвестиционной привлекательности, интенсивная торгово-промышленная жизнь, преимущества геополитического положения региона, наличие в округе ряда крупнейших российских предприятий, выпускающих востребованную на мировом рынке продукцию, достаточное число квалифицированных кадров, развитая система их подготовки и переподготовки – эти обстоятельства делают наш регион устойчивым к происходящим в экономике переменам, в том числе связанным со вступлением в ВТО. – А как обстоят дела в машиностроительном комплексе? Львиная доля его продукции реализуется на внутреннем рынке. – Действительно, доля машиностроения в общем объеме экспорта УрФО составляет лишь 1,9% (774 млн долларов в 2005 году). При дальнейшем удорожании сырья и металлов машиностроительную отрасль старопромышленного Урала ожидает стагнация с последующим падением производства, банкротством и сворачиванием площадей. Причина такого положения дел – неконкурентоспособность продукции и производственной базы. До 1990 года более 50 крупнейших машиностроительных предприятий Урала были ориентированы на нужды топливно-энергетического комплекса Западной Сибири, включая производство бурового оборудования, труб, специальной техники. Индустрия Урала была базой воспроизводства основных фондов в добывающих и металлургических отраслях. Однако затем происходит выбытие машиностроительных предприятий из кооперации с ТЭКом и металлургией. Отечественные машины и оборудование замещаются зарубежными. Производство в УрФО машин непрерывного литья заготовок по сравнению с 1985 годом упало в 3,5 раза, доменного и сталеплавильного оборудования – в 7 раз, экскаваторов – в 13 раз. А импорт машин и оборудования, напротив, растет: с 937 млн долларов в 2004 году до 1,260 млрд долларов в 2005м. Превышение импорта машин и оборудования над их экспортом увеличилось по УрФО с 1,37 раза в 2004 году до 1,62 раза в 2005м. В силу тяжелого финансового положения предприятий машиностроительного комплекса (в среднем по округу 40% убыточны) они не в состоянии проводить модернизацию производства, внедрять новые конкурентоспособные образцы продукции. 60% основных фондов исчерпало эксплуатационный ресурс. При этом в машиностроение направляется всего 2,1% от общего объема ежегодных инвестиций в основной капитал предприятий УрФО: около 12 млрд рублей. Источником значительных вложений в машиностроительный комплекс может стать лишь стимулирование перетоков финансовых средств из сырьевых отраслей. На это нацелена программа вовлечения в хозяйственный оборот новой ресурсной базы ТЭК и металлургии – месторождений твердых полезных ископаемых Полярного и Приполярного Урала. Строительство горнодобывающих предприятий на восточном склоне Уральских гор потребует производства значительного количества машиностроительной продукции: 140 – 150 экскаваторов, порядка 130 локомотивов, 110 – 120 автосамосвалов большой грузоподъемности, 90 – 100 буровых станков, а также тысяч железнодорожных вагонов, автомобилей, других станков и оборудования. Таким образом, заказы металлургии послужат источником возобновления опережающего роста машиностроения и металлообработки в старопромышленных регионах УрФО. Север манит – Программа освоения полезных ископаемых, сконцентрированных на восточном склоне Уральских гор, «Урал промышленный – Урал Полярный», – крупнейший инвестиционный проект УрФО. Какой экономический эффект планируется от его реализации? – Начну с того, что за 300 лет эксплуатации традиционная ресурсная база полезных ископаемых Среднего и Южного Урала в значительной степени истощена. Следствие – низкая обеспеченность предприятий металлургии местным сырьем: лишь на 20% – медью, на 28% – хромом, на 35% – железной рудой. На 100% завозится марганцевая руда. Сырье поступает из Грузии, Украины, Турции, Казахстана, среднее расстояние доставки – 2,5 тыс. километров. сырье уральским предприятиям реализуется исключительно по мировым ценам. Все затраты неизбежно закладываются в себестоимость продукции уральской промышленности. В то же время территория Полярного и Приполярного Урала обладает значительным неиспользуемым запасом твердых полезных ископаемых. По оценкам многих исследователей, потенциал этой территории значительно превышает показатели, поставленные на учет министерством природных ресурсов (см. справку). При этом геологическая изученность территории остается слабой – порядка 12%. Однако уже сейчас специалисты считают, что разработка полезных ископаемых на Полярном и Приполярном Урале позволит на 100% обеспечить промышленность России хромом, в значительной степени – марганцем, железом, фосфоритами. Прогнозных запасов хватит для обеспечения сырьем отечественной металлургии в течение 300 лет. Общая стоимость запасов и прогнозных ресурсов основных видов твердых полезных ископаемых Полярного и Приполярного Урала оценивается более чем в 40 трлн рублей. Освоение новой ресурсной базы будет максимально эффективно, поскольку все полезные ископаемые доступны к разработке открытым способом. В сочетании с близостью предприятий-потребителей это позволит получать сырье по более низким ценам по сравнению с существующими: например, себестоимость железорудного концентрата, по оценкам, в четыре раза ниже мировой цены. Колоссальные запасы энергетических углей позволяют планировать строительство на территории добычи новых электростанций. Они станут энергетической базой освоения природноресурсного потенциала Полярного и Приполярного Урала и смогут обеспечить надежное электроснабжение всех существующих и новых потребителей в этом регионе. Кроме того, здесь просматриваются перспективы организации нефтегазодобывающего производства. Одновременно в хозяйственный оборот будут вовлечены большие объемы лесных ресурсов – сотни миллионов кубометров. С учетом развития транспортной инфраструктуры процент не вовлеченных в хозяйственный оборот запасов древесины сократится с 87 до 38%, а объемы заготовки древесины в УрФО вырастут в 1,5 раза. Таким образом, прямой экономический эффект от снижения цен на сырье для металлургов и уменьшения расстояний перевозки по основным видам твердых полезных ископаемых может составить десятки миллиардов рублей в год. Это около 10 трлн рублей за все время эксплуатации месторождений. А косвенный эффект, связанный с тем, что планируемая вдоль восточного склона Уральских гор железная дорога даст импульс для развития различных сфер экономики и социальной инфраструктуры ЯмалоНенецкого и ХантыМансийского автономных округов, севера Свердловской области, может в разы превышать прямой. Инвестиции в строительство железной дороги оцениваются в объеме 60 – 90 млрд рублей, а капиталовложения в целом в проект «Урал промышленный – Урал полярный» – в 357 млрд рублей. – Каким образом распределится инвестиционная нагрузка между федеральными, региональными органами власти и частными инвесторами? Кто из частных инвесторов выразил готовность инвестировать в данный проект? – В сентябре президент России дал поручение федеральному правительству подготовить предложения по комплексному освоению территории Полярного и Приполярного Урала посредством разработки и реализации специальной федеральной целевой программы. Она даст обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации проекта, возможностей привлечения, кроме средств федерального и регионального бюджетов, внебюджетных источников. Пока могу сказать, что программа геологоразведочных работ, намеченная на три ближайших года, оценивается в 11 млрд рублей. По 3 миллиарда будет выделено из инвестиционного фонда РФ и субъектами РФ, входящими в УрФО, остальное – частные инвестиции. Крупный бизнес уже заявил об интересе к проекту. Это металлургические предприятия: Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский электрометаллургический комбинат, Мечел, Уральская горно-металлургическая компания. А также РАО ЕЭС, Газпром и другие газо- и нефтедобывающие российские компании, предприниматели Японии, Китая, Германии, Франции. Контуры новой экономики – Наибольшей конкурентоспособностью и, следовательно, добавленной стоимостью характеризуются высокотехнологичные продукты. Какие инновации может предложить округ глобальному рынку? – На Белоярской атомной электростанции (Свердловская область) на базе реактора БН600 накоплен уникальный опыт развития атомной энергетики с реакторами на быстрых нейтронах. При должной поддержке федерального центра может быть обеспечен ввод в эксплуатацию более мощного реактора БН800, успешно продолжатся работы по реализации одного из наиболее инновационных направлений развития атомной энергетики на базе опытно-экспериментального энергоблока БРЕСТОД300. Естественно, при этом требуется активное участие Росатома и его ведущих научных институтов. Это позволит практически обеспечить эффективное осуществление ядерного замкнутого топливного цикла, решить комплекс экологических проблем по переработке ядерных отходов и проблем безотходного использования ядерного топлива. Кроме того, в УрФО развернуто опытно-экспериментальное производство новых материалов с заданными свойствами, различных сплавов и нанопорошков. У нас имеются большие запасы техногенных отходов, содержащих в себе практически всю таблицу Менделеева, включая материалы стратегического назначения. Ведется отработка комплексных уникальных технологий, обеспечивающих полномасштабное производство высокорентабельной продукции из них. Мы надеемся на финансовую поддержку федерального агентства по науке и инновациям в рамках ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники на 2007 – 2012 годы». В рамках этой же программы может быть предложено завершение других инновационных разработок, например, различных иммуносорбентов и сорбирующих систем для лечения сердечнососудистых, желудочно-кишечных и токсикологических заболеваний. Все наши предложения по организации серьезных инновационных производств, а я назвал лишь часть их, требуют инвестиций. Пока основным сдерживающим фактором является несовершенство механизмов государственной поддержки как крупных, системообразующих, так малых и средних инновационных проектов. В настоящее время действует система инвестирования проектов в рамках федерального инвестиционного фонда, но она предусматривает наличие у заявителя не менее 50% собственных средств. Их у разработчиков, как правило, нет. Отработка механизмов, обеспечивающих инвестирование высокотехнологичных, инновационно значимых проектов на возвратной льготной основе, как никогда актуальна. Александр Задорожный http://www.expert.ru/printissues/ural/2006/38/ « Назад
|
Для регистрации на сайте необходимо разрешить использование Cookies
|