Масла для дизельных двигателей: структура российского спросаДобавлено: 26.11.2007, Изменено: 21.12.514 Большая часть моторных масел, производимая и потребляемая в нашей стране – это масла для дизельных двигателей. Учитывая тот факт, что в структуре российского парка автомобилей с дизельными двигателями доля легковых автомобилей пренебрежительно мала (отечественные легковые автомобили с дизельными двигателями производятся в незначительном объеме, а импортные автомобили не получили распространение из-за низкого качества производимого в России дизельного топлива), то основные основная часть потребления сосредоточена в сегменте грузовых, опять же, отечественных автомобилей (по той же причине), сельскохозяйственной, строительной и военной техники, общественном (автобусы) и железнодорожном транспорте (железнодорожные масла, как и судовые, мы не стали выделять особо из моторных) и флоте. В таблице ниже представлена региональная структура российского парка техники с дизельными двигателями. Региональная структура и численность российского парка техники с дизельными двигателями в 2006 году
Источник: оценка на основе данных ГИБДД
Стоит учесть, что, на самом деле, количество грузовых автомобилей, зарегистрированных в г. Москве ниже. Однако мы сделали поправку на фактическое количество, в том числе на ту технику, которая зарегистрирована в соседних субъектах, но ежедневно эксплуатируется и обслуживается в Москве. На диаграмме (рис. 1.) графически представлена структура техники с дизельными двигателями в Федеральных округах. Однако представленная выше структура не отражает реальных объемов потребления масел. Причин на это две. 1) Ключевая причина заключается в том, что техника с дизельными двигателями в различных субъектах Федерации весьма разнородна. Этим обусловлено различные объемы ее потребления на единицу техники. В Центральном ФО и Северо-Западном ФО, наряду с грузовыми автомобилями, строительной и сельскохозяйственной техникой, порядка 15-25% от совокупного количества, по нашим оценка, представляют собой легковые автомобили; в Южном ФО наиболее велика доля сельскохозяйственной техники; в Уральском ФО, в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе основная часть – техника с высокофорсированными двигателями – карьерные грузовики; и т.д. 2) Не учтена часть техники, использующая моторные масла, в армии и на флоте, железнодорожный транспорт, использующий ж/д. – масла, которые также нами отнесены к моторным. Таким образом, структуру потребления дизельных масел необходимо строить с учетом и этих двух параметров. Отраслевая структура использования дизельной техники, построенная нами на основе данных опроса производителей масел, отраслевых потребителей, а также собственных оценок, структуре и динамике развития отраслей, выглядит следующим образом (рис. 2). Так, отраслевая структура использования техники с дизельными двигателями в целом отличается от реальной отраслевой структуры потребления. Представим ее в следующем пункте главы.
Отраслевая структура потребления дизельных моторных масел На основе данных опроса производителей, нами была выявлена следующая отраслевая структура потребления дизельных масел. Основные выделенные нами отрасли – строительство, промышленность (преимущественно добывающие отрасли – карьерные самосвалы, трактора буровая техника и т.д.), автомобильный и железнодорожный транспорт, сельское хозяйство. Помимо этих отраслей, отдельно мы выделили армию и флот. Нами была получена следующая структура (рис. 3). Таким образом, порядка 26% от совокупного объема дизельных масел используется дизельной техникой в строительстве, 20% - сельскохозяйственной техникой, 19% - в промышленности (в добывающих и сырьевых отраслях), 16% - в сфере автомобильных перевозок, 5% от совокупного объема дизельных масел потребляется железнодорожным транспортом. Армия и флот используют 7% и 3% соответственно. В прочих отраслях и физическими лицами потребляется примерно 4% от потребляемых в России дизельных масел. В абсолютных значениях те же данные представлены на диаграмме (рис. 4). Так, в строительная техника использует порядка 140 тыс. тонн дизельных масел, сельское хозяйство – около 107,5 тыс. тонн, промышленность – 102 тыс. тонн, а автомобильный транспорт – порядка 86 тыс. тонн. Во всех остальных отраслях совокупный объем потребления дизельных масел составил около 102 тыс. тонн в 2006 году. Региональная структура потребления дизельных моторных масел
При оценке региональной структуры потребления дизельных масел нами были учтены как представленная ранее региональная структура парка дизельной техники, так и примерные коэффициенты развития тех или иных отраслей. Нами была получена следующая региональная структура потребления масел (рис. 5). Примерно четверть дизельных масел используется в Центральном ФО. На Приволжский и Сибирский ФО приходится 17% и 16% соответственно. В Южном ФО используется порядка 14% от совокупного объема потребления дизельных масел, в Уральском – около 13%, в Северо-Западном – порядка 9%, а в Дальневосточном – около 6% от совокупного объема дизельных масел. В абсолютных величинах диаграмма выглядит следующим образом (рис. 6). Так, объем потребления в Центральном ФО превысил 150 тыс. тонн, в Приволжском он составил 97 тыс. тонн, в Сибирском – 59 тыс. тонн. Примерно столько же было потреблено дизельных масел в 2006 году Уральском ФО. В Южном ФО объем потребления составил около 86 тыс. тонн, в Северо-Западном – 54 тыс. тонн. В Дальневосточном ФО объем потребления в 2006 году составил всего 32 тыс. тонн.
C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка смазочных масел можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок смазочных масел в России».
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70 E-mail: mail@akpr.ru Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. · Маркетинговые исследования · Технико-экономическое обоснование · Бизнес-планирование Рис. 1. Структура численности парка техники с дизельными двигателями по федеральным округам РФ в 2006 году (Источник: оценка на основе данных ГИБДД) Рис. 2. Оценочная структура использования дизельной техники в отраслях народного хозяйства в 2006 году (Источник: данные опроса производителей и потребителей масел, собственные оценки) Рис. 3. Отраслевая структура потребления дизельных масел в 2006 году (Источник: оценка основана на данных опроса производителей) Рис. 4. Отраслевые объемы потребления дизельных масел в 2006 году (Источник: оценка основана на данных опроса производителей)
Рис. 5. Структура потребления дизельных масел по федеральным округам в 2006 году (Источник: оценка на основе дынных опроса производителей и потребителей масел, ж/д-стат.) Рис. 6. Оценка объемов потребления дизельных масел в федеральных округах РФ в 2006 году (Источник: оценка на основе дынных опроса производителей и потребителей масел, ж/д-стат.)
« Назад
|
Для регистрации на сайте необходимо разрешить использование Cookies
|