Page 6 - TEHSOVET premium #1/2-2021
P. 6
2021 январь-февраль
ТЕХСОВЕТ премиум
Люди дела
Российские разработки турбореактивных
двигателей опередили свое время
Редакция подготовила очередную публикацию под рубрикой «Люди
дела». В этот раз наш выбор пал на ОАО «АМНТК «Союз»». В роли
главного героя – генеральный конструктор ОАО «АМНТК «Союз»
Мкртич Окроян.
В 1943 г. постановлением Госкомитета оборо- – Первый турбореактивный двухконтур-
ны № 2916 был создан «Опытный завод №300». С ный двигатель, по сути, был создан у нас, –
этого началась история ОАО «АМНТК «Союз», осведомляет Мкртич Окроян. – Но знаете, от
мирового лидера по количеству турбореактив- того самого 300-го завода отпочковалось много лет на 50. А в «Союзе» уверяют, что в ближайшее
ных двигателей, произведенных по его чертежам. бюро. Они модернизировали двигатели, кото- время Россия может получить даже модифици-
О предприятии и его работе рассказыва- рые были разработаны АМНТК. А «Союз» как рованный двигатель, который уж точно надолго
ет Генеральный конструктор ОАО «АМНТК разрабатывал, так и разрабатывает образцы но- обеспечит ей преимущество в этой сфере.
«Союз» Мкртич Окроевич Окроян. вого поколения. Немало многообещающих разработок КБ
АМНТК – Авиамоторный научно-техниче- В этом и заключается его главное отличие представило и в сфере вертолето- и судострое-
ский комплекс. За этими словами кроется вели- от многих других КБ – тут конструкторы всегда ния. Это пусть Запад грезит о кораблях, работа-
кая история и гордость нашей страны. работали только на перспективу. Они создава- ющих на экономных и мощных электродвига-
– Это одно из тех научно-технических кон- ли будущее. Именно это вкупе с их искренней телях. А для нас, как говорят специалисты, это
структорских бюро (КБ), которые создавали преданностью профессии и своей стране по- уже, по сути, – сегодня.
турбореактивное двигателестроение СССР, могло пережить «лихие 90-е». Говоря о планах, Мкртич Окроян подчер-
– говорит Генеральный конструктор ОАО – К началу 90-х перспективные разработки кнул: в современных условиях КБ надо бы об-
«АМНТК «Союз» Мкртич Окроян. – Оно раз- АМНТК «Союз» опережали конкурентов лет на ладать собственным производством. Ведь дви-
работало первые образцы практически всех ти- 25-30, – считает Мкртич Окроян. – В 90-е выжи- гатель – не конечный товар. Он идет как часть
пов турбореактивных двигателей. У нас и сей- вать стало сложно, потому что у большинства продукта, необходимого заказчику. Поэтому
час есть масса разработок, имеющих серьезные КБ не было своего серийного производства, за- АМНТК «Союз» взялся за разработку высоко-
4 конкурентные перспективы. водов, на которых можно было бы производить оборотного генератора. Вместе с двигателем
Первым главой завода был легендарный со- товар и продавать его. Пошло резкое сокраще- они составят конечный продукт. Вопрос лишь
ветский конструктор Александр Микулин. Это ние кадров. В начале 2000-х годов пришлось спа- в том, как выпустить его в серию.
он сумел убедить высшее руководство в необхо- сать АМНТК «Союз» от полного разорения. - У нас есть небольшое опытное производ-
димости основания первого в стране предпри- В те годы КБ спасло и наследие Советского ство, но его недостаточно, – объясняет Мкртич
ятия «для обеспечения опытных конструктор- Союза. Главной задачей тогда было сохранение Окроян. – Поэтому мы сейчас всерьез занялись
ских и экспериментальных работ по созданию научного потенциала и «старых» кадров. Она созданием независимых производственных
авиационных двигателей». Оно получило наи- была успешно решена. Предприятие сохрани- мощностей, которые позволят выйти на серий-
менование «Опытный завод №300». ло испытательные стенды, без которых оно не ное производство в рамках единого холдинга.
– Это номерное обозначение оказалось смогло бы столь эффективно работать сейчас, КБ планирует построить завод, который бу-
в чем-то символичным – за время существо- документацию и специалистов, за которыми, дет выпускать двигатели не только для граждан-
вания АМНТК «Союз» по его разработкам как и за технологиями, охотились многие. ской и военной авиации, но и для др. отраслей.
предприятиями было выпущено более 340 ты- Помогло и то, что «Союз» всегда разраба- Огромные перспективы открываются, напри-
сяч турбореактивных двигателей, – рассказал тывал технологии будущего, а не занимался мер, в энергетике. По словам Окрояна, это будет
Мкртич Окроян. – До сих пор никто в мире не модернизацией существующих агрегатов. Здесь, предприятие, которое обеспечит работой 2,5 ты-
превзошел это достижение. например, были созданы те удивительные со- сячи высококвалифицированных работников и
АМНТК «Союз» имеет серьезный бренд: ветские компрессоры последующих поколений, которое поможет вернуть «Союзу» былую славу.
люди понимают, что такой-то двигатель был практически основа двигателей по всему мо- Возрождение двигателестроения и кон-
разработан КБ, у которого понятие качества – дельному ряду от 180 кг до 45 тонн, которые на структорской школы в Российской Федерации
превыше всего. стыке времен мы просто не успели внедрить. Но стало для Мкртича Окрояна одним из основ-
При генеральном конструкторе Микулине, сегодня они снова в деле. К слову, в США, в рам- ных направлений работы.
далее при Туманском и Фаворском были созда- ках разработок для истребительной авиации,
ны турбореактивные двигатели АМ-3 (для са- такие агрегаты появились лет через 25 после нас.
молетов Ту-16, М-4 и Ту-104), АМ-5 (для Як-25), – Дефицит кадров имеется, – признает-
РД-9Б (для МиГ-19), Р11-300 (для Миг-21), после ся Окроян. – Но у нас по-прежнему работают
него – Р15Б-300 (для МиГ-25), Р95-300 (для до- очень интересные специалисты, нам удалось
звуковых крылатых ракет), Р79В-300 (для Як- сохранить академическую школу. Разработка
141), газотурбинные мощности 30 МВТ, Р-579- двигателей – это одно из самых привлекатель-
300 и многие др. Все они на момент создания ных инновационных направлений в инжене-
были лучшими в мире, и остаются таковыми по рии. Молодые специалисты с удовольствием
настоящее время. занимаются этим и охотно идут к нам.
«Союз» и сегодня – это знак качества. На АМНТК «Союз» переживает этап возрожде-
самолетах с его двигателями было установлено ния. Старые наработки получают новую жизнь.
свыше 100 мировых рекордов. А еще в копил- Например, в 90-е остался нереализованным 119270, Ðîññèÿ, Ìîñêâà,
ке достижений АМНТК – создание 18 базовых проект серийного производства двигателя для Ëóæíåöêàÿ íàáåðåæíàÿ, 2/4
двигателей и 44 модификации газотурбинных Як-141 – палубного самолета вертикального Tel. +7 (495) 647-27-74
двигателей. Модельный ряд – практически са- взлета и посадки. Аналогов в мире ему нет и Fax+7 (495) 639-94-31
мый полный в мире. сейчас. Считается, что он опередил свое время Email: info@amntksoyuz.ru