Page 48 - TEHSOVET premium #5-2019
P. 48
2019 май
ТЕХСОВЕТ премиум
Промзона
Комплексный подход к системе ТОиР,
или как увеличить добавленную
стоимость конечного продукта
можно этот риск снизить до минимума и
Перед тем, как перейти к описанию важности планирования и органи- как быстро можно устранить возникнове-
зации системы ТОиР уже на стадии проектирования, хотелось бы упо- ние аварийной остановки?
мянуть понятие «комплексного инжиниринга». Термин «Комплексный В первую очередь мы должны осозна-
инжиниринг» в России в течение последнего десятилетия на слуху, но вать, что затраты на все этапы инвести-
очень мало инжиниринговых компаний и особенно Служб Заказчика ционно- строительного проекта от идеи
предприятий понимают и внедряют его в полной мере. до строительства и ввода в эксплуатацию
составляют в среднем не более 20% от об-
щей стоимости всего жизненного цикла.
Введите термин в Гугле или Яндексе, иностранным оборудованием, а не- Остальные 80% приходятся на эксплуата-
и Вы найдёте ряд компаний, предлага- сколько месяцев спустя обнаружива- цию объекта и его вывода из эксплуата-
ющих комплексный инжиниринг. Но с лось, что определенные запчасти либо ции (рис. 2).
описанием значения все сложнее. Даже очень долго ждать, либо они очень Почему нужно уделять внимание
в Википедии мы найдём этот термин дорогие, что в одночасье приводило к планированию системы техобслужива-
только в качестве короткой заметки в значительному удорожанию себестои- ния и ремонта (ТОиР) до начала строи-
описании слова «Инжиниринг», где на- мости продукта. Случалось это потому, тельства? Именно системы! Системный
писано: «Включает полный комплекс что при проектировании, ответствен- подход к планированию ТОиР на протя-
услуг по обоснованию, разработке и ная компания за строительство и по- жении всего жизненного цикла не только
реализации проекта, включая поставку ставку имела границу проекта – «разре- оборудования, но и всего завода в целом,
объектов интеллектуальной собствен- зание ленты». Запустили завод, деньги как системы, до сих пор используется не
ности, оборудования и сдачу объекта получили, свободны. Но это не вина
46 многими Инвесторами. Прежде всего,
«под ключ». По моему мнению, данная генподрядчика, а именно самого заказ- потому что большая часть людей, при-
формулировка должна быть заверше- чика, так как он не выставлял требова- нимающих решения, смотрят на ТОиР,
на следующим дополнением: «с учетом ния о проведении анализа стоимости как на статью расходов. А должны смо-
полного жизненного цикла здания, ТОиР (рис. 1). треть как на статью, влияющую на до-
промышленного предприятия, цеха Планирование ТОиР должно осущест- ходы и в конечном итоге прибыльность
или технологической линии». Что это, вляться ещё на стадии проектирования всего предприятия. Цель ТОиР состоит
все-таки, значит? Это означает, что при завода, ведь именно от ТОиР в большей в том, чтобы обеспечить функциональ-
проектировании нужно учитывать так степени и будет зависеть последующая ность оборудования, минимизировать
же технико-экономические и эксплуа- добавленная стоимость конечного или простои, потребление энергии, экономя
тационные показатели применяемого промежуточного продукта. Сколько стоят материальные и человеческие ресурсы –
оборудования и систем, их надёжность, расходники, инструменты, запчасти, как создавая добавочную стоимость . Систе-
ресурс, издержки на организацию и быстро можно их получить, в какой срок ма подразумевает также взаимодействие
планированию ТОиР. Я несколько раз можно их заменить, то есть, какие пла- множества людей из самых различных
видел ситуации, когда был построен новые простои образуются и как часто? областей с разными компетенциями,
современный цех с суперсовременным А что с риском аварийного простоя, как работающих на максимальную отдачу
Рис. 1. Строительство раньше и сейчас