Page 34 - TEHSOVET premium #8-2018
P. 34
август 2018
ТЕХСОВЕТ премиум
Промзона
Обратный отсчет.
Тестовое оборудование
как средство обратного проектирования
В мае 1947 года свой первый полет совершил новейший советский стра-
тегический бомбардировщик ТУ-4. Созданный в кратчайшие сроки, он
стал локомотивом для нескольких отраслей советской промышленности,
а некоторые вообще обязаны ему своим рождением. Не будет преувели-
чением сказать, что над созданием этого самолета работала вся страна.
Чтобы понять, насколько масштабную перестройку пришлось пережить
отечественной промышленности, достаточно вспомнить, что «благода-
ря» разработке ТУ-4 в стране фактически появилось отсутствовавшее
до этого производство пластмасс. Целые секторы народного хозяйства
переводились на новые технологии — от легкой промышленности до тя-
желого машиностроения. Переписывались существующие нормативы, Рис. 3. Range Rover Evoque
появлялись новые ГОСТы, и все это ради одного изделия.
вот тут выясняется, что времени прошло
много, часть документации утеряна при
Вообще же термин «разработка» в дан- переезде несколько лет назад, людей, кото-
ном случае не совсем применим. В реаль- рые разрабатывали эти блоки, уже нет на
ности ТУ-4 (рис. 1) стал результатом мас- предприятии, а тех компонентов, которые
штабной работы, которую теперь принято использовались для изготовления этих
называть «обратным проектированием». блоков, уже не найти (элементная база
Проще говоря, советский самолет стал изменилась кардинально). В итоге имеем
результатом почти полного копирования весьма нетривиальную задачу для инже-
32 американского бомбардировщика B-29 нерно-технической службы предприятия.
(рис. 2). Сделано это было, как гласит ле- Чтобы локализовать неисправности и по-
генда, по личному приказу Иосифа Ста- нять их причины, необходимо точно пред-
лина. Стало ли катализатором процесса Рис. 2. Американский бомбардировщик B-29 ставлять принцип работы изделия. Вот
именно это, или же сам метод «обратного здесь и выходит на сцену метод обратного
проектирования» доказал в данном случае цене «Лады Приора», и целая плеяда «соб- проектирования. Имея готовый электрон-
свою состоятельность — история умалчи- ственных» китайских разработок (рис. 4), ный модуль, необходимо восстановить
вает. Однако сложнейший комплекс работ до боли напоминающих iPhone. хотя бы часть документации на него: элек-
был завершен в небывало короткие сроки: Но это, скорее, негативные примеры, трическую схему, топологию, перечни эле-
создание сверхсложного самолета заняло больше имеющие отношение к промыш- ментов, карты режимов работы и т.д.
всего два года. ленному воровству, нежели к какому-либо Это всего лишь один из примеров, ког-
От исторических свершений перейдем проектированию. да обратное проектирование может быть
в день настоящий. Примеров «обратного Обратное проектирование (reverse применено. В некоторых случаях альтер-
проектирования» на каждом шагу пруд engineering), особенно в сфере электрони- натива ему отсутствует.
пруди. Прежде всего, конечно, на виду у ки, в действительности весьма серьезный Как и любые инженерные изыскания
всех «трудовые подвиги» китайских про- инструмент разработки. Зачастую, един- обратное проектирование может осущест-
изводителей. Товарищи из Китая без стес- ственный. вляться различными методами, отлича-
нения применяют данные методы про- Вот простой пример, весьма актуаль- ющимися степенью автоматизации. Если
ектирования, не особенно скрываясь, и ный для многих российских предприятий, обычное, «прямое» проектирование — это
демонстративно не замечая протестов все- в особенности работающих в оборонной путь от программно-документальной ста-
го остального мира. Тут вам и копии поро- тематике. Какое-то время назад (предпо- дии до аппаратной, то проектирование
дистых британских Range Rover (рис. 3) по ложим, в 80-е годы прошлого века, а мо-
жет и раньше) предприятие выпустило
партию электронных модулей. Эти изде-
лия, в соответствии с их предназначением,
были отправлены заказчику (допустим,
для использования на кораблях ВМФ) и
добросовестно служили на протяжении
нескольких десятков лет. Постепенно эти
модули выходили из строя и заменялись
исправными из комплектов ЗИП. Разуме-
ется, со временем запас ЗИП истощился,
Рис. 1. Советский стратегический и вся партия изделий вернулась на пред-
бомбардировщик ТУ-4 приятие для диагностики и ремонта. И Рис. 4. Китайский клон Evoque - Landwind X7