Page 34 - TEHSOVET premium #8-2018
P. 34

август  2018
           ТЕХСОВЕТ премиум

           Промзона

           Обратный отсчет.

           Тестовое оборудование

           как средство обратного проектирования



           В мае 1947 года свой первый полет совершил новейший советский стра-
           тегический бомбардировщик ТУ-4. Созданный в кратчайшие сроки, он
           стал локомотивом для нескольких отраслей советской промышленности,
           а некоторые вообще обязаны ему своим рождением. Не будет преувели-
           чением сказать, что над созданием этого самолета работала вся страна.
           Чтобы понять, насколько масштабную перестройку пришлось пережить
           отечественной промышленности, достаточно вспомнить, что «благода-
           ря» разработке ТУ-4 в стране фактически появилось отсутствовавшее
           до этого производство пластмасс. Целые секторы народного хозяйства
           переводились на новые технологии — от легкой промышленности до тя-
           желого машиностроения. Переписывались существующие нормативы,           Рис. 3. Range Rover Evoque
           появлялись новые ГОСТы, и все это ради одного изделия.
                                                                                   вот тут выясняется, что времени прошло
                                                                                   много, часть документации утеряна при
              Вообще же термин «разработка» в дан-                                 переезде несколько лет назад, людей, кото-
           ном случае не совсем применим. В реаль-                                 рые разрабатывали эти блоки, уже нет на
           ности ТУ-4 (рис. 1) стал результатом мас-                               предприятии, а тех компонентов, которые
           штабной работы, которую теперь принято                                  использовались для изготовления этих
           называть «обратным проектированием».                                    блоков, уже не найти (элементная база
           Проще  говоря, советский  самолет  стал                                 изменилась кардинально). В итоге имеем
           результатом почти полного копирования                                   весьма нетривиальную задачу для инже-
      32   американского бомбардировщика B-29                                      нерно-технической службы предприятия.
           (рис. 2). Сделано это было, как гласит ле-                              Чтобы локализовать неисправности и по-
           генда, по личному приказу Иосифа Ста-                                   нять их причины, необходимо точно пред-
           лина. Стало ли катализатором процесса   Рис. 2. Американский бомбардировщик B-29  ставлять принцип работы изделия. Вот
           именно это, или же сам метод «обратного                                 здесь и выходит на сцену метод обратного
           проектирования» доказал в данном случае   цене «Лады Приора», и целая плеяда «соб-  проектирования. Имея готовый электрон-
           свою состоятельность — история умалчи-  ственных» китайских разработок (рис. 4),   ный модуль, необходимо восстановить
           вает. Однако сложнейший комплекс работ   до боли напоминающих iPhone.   хотя бы часть документации на него: элек-
           был завершен в небывало короткие сроки:   Но это, скорее, негативные примеры,   трическую схему, топологию, перечни эле-
           создание сверхсложного самолета заняло   больше имеющие отношение к промыш-  ментов, карты режимов работы и т.д.
           всего два года.                     ленному воровству, нежели к какому-либо   Это всего лишь один из примеров, ког-
              От исторических свершений перейдем   проектированию.                 да обратное проектирование может быть
           в день настоящий. Примеров «обратного   Обратное проектирование (reverse   применено. В некоторых случаях альтер-
           проектирования» на каждом шагу пруд   engineering), особенно в сфере электрони-  натива ему отсутствует.
           пруди. Прежде всего, конечно, на виду у   ки, в действительности весьма серьезный   Как и любые инженерные изыскания
           всех «трудовые подвиги» китайских про-  инструмент  разработки.  Зачастую,  един-  обратное проектирование может осущест-
           изводителей. Товарищи из Китая без стес-  ственный.                     вляться различными методами, отлича-
           нения применяют данные методы про-     Вот простой пример, весьма актуаль-  ющимися степенью автоматизации. Если
           ектирования, не особенно скрываясь, и   ный для многих российских предприятий,   обычное, «прямое» проектирование — это
           демонстративно не замечая протестов все-  в особенности работающих в оборонной   путь от программно-документальной ста-
           го остального мира. Тут вам и копии поро-  тематике. Какое-то время назад (предпо-  дии до аппаратной, то проектирование
           дистых британских Range Rover (рис. 3) по   ложим, в 80-е годы прошлого века, а мо-
                                               жет и раньше) предприятие выпустило
                                               партию  электронных  модулей. Эти  изде-
                                               лия, в соответствии с их предназначением,
                                               были отправлены заказчику (допустим,
                                               для использования на кораблях ВМФ) и
                                               добросовестно служили на протяжении
                                               нескольких десятков лет. Постепенно эти
                                               модули выходили из строя и заменялись
                                               исправными из комплектов ЗИП. Разуме-
                                               ется, со временем запас ЗИП истощился,
           Рис. 1. Советский стратегический    и вся партия изделий вернулась на пред-
           бомбардировщик ТУ-4                 приятие для диагностики и ремонта. И   Рис. 4. Китайский клон Evoque - Landwind X7
   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39