Page 48 - TEHSOVET premium 12-11-2018
P. 48

2018 декабрь
           ТЕХСОВЕТ премиум

           Промзона

           Применение многофункционального

           5-осевого портального обрабатывающего


           центра CMS при производстве корпусов


           судов из композитных материалов



           Композитные материалы для производства корпусов судов применяют-
           ся с первой трети ХХ века. А уже с середины прошлого века стеклопла-
           стик стал одним из основных материалов корпусов в малотоннажном
           судостроении. Несколько позже к стеклопластикам добавился другой
           вид неметаллических композиционных материалов – углепластики. В
           наши дни распространение композитов, помимо их эксплуатационных
           характеристик, обусловлено возможностью снизить массу изделий на
           25-30% при общем уменьшении стоимости конструкции.

                                                                                   Рис. 2. Нанесение пасты вручную
              Наиболее     распространенным       Изготовление матрицы – самая
           методом постройки судов из пласт-   сложная, затратная и долгая ста-    сократить трудоемкость данной
           масс является формирование кор-     дия технологического процесса  операции.
           пуса с монолитной оболочкой.  производства судов из композита.            Перед производителями компо-
           Обычно на поверхность матрицы  Затраты  на  эту  операцию  могут  зитных корпусов стоит задача по
           сначала наносят декоративный по-    превышать 70%  от  себестоимо-      построению высокорентабельного
           верхностный слой, а затем лами-     сти всего изделия. Ситуация ос-     производства целого ряда круп-
      46   нируют матом или тканью, пока не  ложняется тем, что, как правило,  ногабаритных деталей, которое к
           будет достигнута нужная толщина  матрица имеет сложную форму и  тому же должно быстро реагиро-
           обшивки или необходимая проч-       значительные размеры. Поэтому  вать на возможные изменения в
           ность на разрыв [1].                предприятия ищут возможности  конструкции.
                                                                                     Такое производство возможно
                                                                                   только  при  использовании самых
                                                                                   современных  подходов  на  всех  эта-
                                                                                   пах жизненного цикла изделия. На
                                                                                   стадиях проектирования и подго-
                                                                                   товки производства необходимо
                                                                                   применять связки из CAD/CAM
                                                                                   систем. Механическая обработка
                                                                                   матриц должна происходить на со-
                                                                                   временных многоосевых обрабаты-
                                                                                   вающих центрах (ОЦ). Подобные
                                                                                   станки – это сложное крупногаба-
                                                                                   ритное оборудование. Чтобы инве-
                                                                                   стиции в него были эффективными,
                                                                                   оно должно позволять совмещать
                                                                                   различные операции, быстро про-
                                                                                   изводить переналадку и работать с
                                                                                   минимальными временными поте-
                                                                                   рями.
                                                                                     Компания Ferreti специализи-
                                                                                   руется на постройке моторных яхт
                                                                                   класса «люкс». Чтобы оставаться на
                                                                                   этом конкурентном рынке, фирма
           Рис. 1. Обработка сделанной из пенополистирола основы для матрицы       вынуждена постоянно совершен-

           1. Романов А. Д., Чернышов Е. А., Романова Е. А. Обоснование выбора материала корпуса малого учебного судна из композитных материалов // Современные
           наукоемкие технологии. 2015. №3 С.76-80.
   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53