Page 38 - TEHSOVET premium #10-2018
P. 38

октябрь 2018
           ТЕХСОВЕТ премиум

           Спецтехника

           Испытания в «цифре»:


           почему промышленники

           выбирают виртуальные полигоны




           Проведение испытаний с помощью цифровых технологий постепенно           SaM146 все параметры оптимизировались за-
                                                                                   ранее с помощью информационных решений и
           набирает популярность на российских производствах. Промышленники        суперкомпьютера. Цифровые технологии рез-
           получают экономию ресурсов и сокращают сроки, которые требуются         ко сократили затраты на проектирование за
           на проектирование и тестирование изделий. В корпорациях подсчита-       счет ухода от натурной доводки», — отмечали
           ли, что по некоторым направлениям виртуальные испытания позволяют       представители «ОДК-Сатурн».
                                                                                     Обязательными для двигателя граждан-
           в два раза сократить число натурных, отказаться от изготовления де-     ского самолета, согласно авиационным нор-
           сятков пробных моделей. Как цифровые технологии меняют ход экспе-       мам, остаются лишь сертификационные испы-
           риментальных проектов? Какие российские IT-системы по данному про-      тания, уточнили в Siemens. Было подготовлено
           филю появились на рынке?                                                8  опытных  экземпляров  SaM146,  на  которых
                                                                                   отрабатывалось множество возможных ситуа-
                                                                                   ций (попадание в двигатель птицы, заброс льда,
                                                                                   обрыв турбинной лопатки и т. д.). Все сертифи-
              Один краш-тест                   жений, почти на 25% — для оценки аэродина-  кационные испытания были пройдены с перво-
              Использование виртуальной симуляции,   мических характеристик. Кроме того, удается   го раза — за счет высокой точности предвари-
           математические расчеты, 3D-моделирование   улучшить качество и безопасность испытаний.   тельных расчетов.
           изделий — все эти компоненты российские   Для этого привлекаются возможности новей-
           промышленники постепенно внедряют на сво-  ших суперкомпьютеров.          Сквозная технология
           их предприятиях. Тестирование продукции на   «Испытания современного боевого самоле-  Для  проведения  испытаний  в  авиастро-
           виртуальных полигонах позволяет компаниям   та поколений 4++ или 5 могут длиться от 5 до 10
           сэкономить ресурсы: и время, и бюджет, и тру-  лет. Если при испытаниях самолетов третьего   ительной отрасли появляются свои отече-
           дозатраты сотрудников.              или четвертого поколений укладывались в 0,5-  ственные IT-системы. Так, в 2018 г. Цен-
                                                                                   тральный аэрогидродинамический институт
      36      Цифровые испытания помогут смодели-  1 тыс. полетов, то современные самолеты, на-  им. профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ)
                                               пример, пятого поколения, должны совершить
           ровать различные ситуации, если, к примеру,                             презентовал новый цифровой комплекс, ос-
           нужно оценить, насколько целесообразна та   до 5 тыс. вылетов на полигонах, прежде чем
           или  иная  технология  на  реальном  производ-  изделие примут на вооружение. Учитываются   нованный на базе российских программных
           стве, или спрогнозировать внутренние дефек-  результаты предыдущих этапов испытаний,   средств. С помощью технологии промышлен-
           ты  изделий. При этом  промышленникам не   подобный опыт в ОАК уже получен при испы-  ники могут реализовать сквозные процессы
           нужно готовить предприятие к обкатке техно-  таниях спроектированных «в цифре» граждан-  моделирования, разработки, изготовления,
                                                                                   аэродинамических испытаний и обработки
           логии, тратить ресурсы на подготовку пробных   ских самолетов SSJ 100 и МС-21», — рассказали
           материалов.                         в корпорации.                       результатов.
              С помощью digital-технологий испытания                                 Ожидается, что комплекс позволит сокра-
           различной продукции — новых моделей авто-  Минимум                      тить время на проектирование, изготовление
           мобилей, ракет, самолетов и т. д. — будут про-                          и испытание аэродинамических моделей в два
                                                                                   раза и осуществить комплексирование натур-
           ходить быстрее и экономичнее, чем натурные.   натурных испытаний
              «После  выполнения                  Еще один пример использования виртуаль-  ных и цифровых испытаний.
           тысяч и десятков тысяч              ных полигонов для российских производств   «Такая разработка бу-
           виртуальных испытаний               — кейс двигателестроительной компании   дет востребована не толь-
           кузов  нового  автомо-              «ОДК-Сатурн», которая внедрила несколько   ко в нашем институте, но
                                                                                   и в опытном и инструмен-
           биля, к примеру, можно              IT-инструментов в проекте турбовентилятор-
           испытать  в  натурных               ного двигателя SaM146, предназначенного для   тальном  производстве
           краш-тестах один  раз,              семейства самолетов Sukhoi Superjet 100.   крупных  предприятий,
           естественно, после учета               К  работе  были  привлечены  технологии   НИИ,  конструкторских
           всех особенностей автомобиля и его производ-  Siemens PLM Software: продукт понадобился   бюро», — заявил гене-
                                                                                   ральный директор ЦАГИ Кирилл Сыпало.
           ства в цифровом виде», — передают РИА Ново-  для создания цифрового макета и формиро-
           сти заявление Алексея Боровкова, проректора   вания  виртуальной  среды  проектирования.   Отечественные и зарубежные IT-решения
           Санкт-Петербургского  политехнического  уни-  Использование суперкомпьютеров, а также   для производства, промышленных роботов и
           верситета им. Петра Великого.       возможностей таких IT-решений, как NX и   другие передовые технологии представители
                                               Teamcenter, позволило сократить сроки разра-  бизнеса могут оценить в рамках экспозиций
                                               ботки двигателя и заменить многочисленные   ИННОПРОМ. Организаторы и флагманские
              Безопасные испытания             натурные испытания.                 промышленные компании готовятся к юбилей-
              Возможности цифровых испытаний апро-  «Изменения оказались очень существен-  ной, десятой выставке, которая пройдет с 8 по
           бируют в промышленных концернах РФ. На-  ными: при разработке SaM146 не было из-  11 июля 2019 года. Крупные корпорации и стар-
           пример, в Объединенной авиастроительной   готовлено  ни  одного  двигателя  для  экспе-  тапы смогут показать свои новейшие digital-ре-
           корпорации (ОАК) проверяют системы своих   риментальной доводки, а ведь раньше они   шения и обсудить тенденции на рынке.
           самолетов с помощью таких методов, как моде-  исчислялись десятками. Например, при разра-
           лирование и сквозная зачетность результатов   ботке АЛ-31 Ф для истребителя Су-27, выпол-
           испытаний.                          ненной в 70–80 х годах, было построено и раз-
              Благодаря digital-инструментам появилась   рушено при испытаниях 50 полноразмерных   Статья подготовлена специально для ИННОПРОМ
           возможность почти в два раза сократить ко-  опытных  экземпляров,  не  считая  отдельных     Автор: Андрей Ким
           личество  полетов  для  отладки  систем  воору-  узлов и компонентов. Для нового двигателя   Использовано фото: GE.com
   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43