Статус страны-партнера помог нам в главном – показать миру, что Россия уже не только сырьевой колодец, что есть у нее и растет инвестиционная привлекательность.
В российском павильоне экспонаты, к которым зачастую применимо понятие «впервые». Это авиатехника, двигатели, способные развивать гиперзвуковую скорость, лазерная техника, принципиально новые материалы, информационные технологии и др.
Сегодня в экономической сфере Россия с Германией, да и с миром в целом, уже на «двух фронтах». Первый – энергетический и сырьевой. На нем боевая задача в повышении эффективности: от разведки, использования и до транзита в Европу. «Второй фронт» – гораздо более запущенный – обрабатывающие отрасли с задачей технического перевооружения на основе современных технологий.
Понятно, что энергетика как была базисом, так и останется, в т. ч. и по привлечению инвестиций. Представление гостям и прессе экспонентов руководитель российской экспозиции министр промышленности и энергетики Виктор Христенко начал с РАО «ЕЭС», Газпрома, Сургутнефтегаза, а также «Пермских моторов», НПО «Сатурн» как производителей энергетических установок для ТЭК.
Не на словах, а на деле западным инвесторам впервые предложены механизмы участия в энергетической и газовой реформах. По линии Газпрома Германии явно отдаются привилегии. Концерн BASF AG впервые получает допуск к добыче российского газа, а Газпром – 49% акций в транспортной системе на территории Германии. С концерном «E.ОN» стратегический проект – Северо-Европейский газопровод (в «обход славян», по дну морскому). Основной ресурсной базой станет Южно-Русское месторождение, на котором начаты разведочные работы.
Ганновер – столица земли Нижняя Саксония. В годы войны был почти стерт с лица земли: 88 авиационных бомбардировок, более 60% разрушений. Всемирную известность приобрел благодаря промышленным ярмаркам. Первая состоялась в августе
В целом в идеологии российской экспозиции (полторы сотни фирм) – экспортный потенциал. Попутно она отражает и процесс воссоединения отраслевых холдингов, а также и совсем новое явление – ГЧП, производная от т.н. «государственно-частных партнерств». В частности, объединенный стенд авиастроителей – прообраз будущей Объединенной авиастроительной компании. С ее созданием есть расчеты на актуализацию широкомасштабной программы в авиакосмической области с концерном EADS.
Холдинг «Сухой» разрабатывает региональный самолет RRJ в тесном взаимодействии с Европой. НПК «Иркут» привезла модель многоцелевого самолета-амфибии Бе-200, аналогов которого в мире пока не построено.
Основной продукт отечественного автопрома – грузовые автомобили «КамАЗ». Вместе со спортивным «Кам-АЗом-4911» – победителем январского
В легковом секторе, как известно, мы «не блещем», хотя и тут есть кое-что вне конкуренции. Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт представил двигатель для легковых а/м с автоматическим регулированием степени сжатия от 7,5 до 14 в зависимости от условий движения. Экологические качества соответствуют перспективным нормам
Между тем уже текущий год обещает стать поворотным для иностранной автосборки в России. «Зеленую улицу» открывает мартовское снижение пошлин в отношении автокомпонентов. Де-факто отечественный автопром получит… иностранные лейблы. При неопределенных перспективах кооперации с российскими смежниками. Кстати, по немецкому участию взгляды обращены, в первую очередь, к «Volkswagen».
Российские железные дороги и Siemens намерены совместно выпускать высокоскоростные поезда.
Верхне-Салдинское металлургическое производственное объединение – признанный партнер Boeing и EADS, сейчас выпускает штамповки всей шассийной группы для самого большого в мире самолета А-380. ВСМПО как манны небесной ждет положительного решения ФАС о слиянии с другим титановым производителем – АВИСМА.
КамАЗ и крупнейший производитель автомобильных компонентов «ZF Sachs AG» недавно создали СП «ZF Kama» по производству деталей грузовиков.
Институт робототехники и технической кибернетики представил ряд устройств, разработанных по заказу и в сотрудничестве с EADS и ESA.
Продукция оборонки традиционно в ведении «Рособоронэкспорта». На стенде модели морских судов, самые яркие – танкер «Итиль» (для перевозки нефтепродуктов), круизная яхта «Россиянка», пассажирское судно «Вега». Весьма заинтересованное внимание к экспонатам по линии МЧС.
Особо участливое отношение к высоким технологиям. Это лазерные комплексы для резки листовых материалов; мобильный робототехнический комплекс; материалы, произведенные с использованием нанотехнологий; ПО для промышленности, медицины, сферы услуг. Есть как чисто наши, так и «глобализированные». На острие развития новые материалы, биотехнологии для здравоохранения, нанотехнологии и т.д. На повестке дня совместные производства в сфере высоких технологий. Ганноверская ярмарка непременно должна их еще прибавить.
Михаил Бакин
e-mail: bakin@apress.ru