Журнал ТЕХСОВЕТ премиум

Нефтегазовая отрасль: курс на повышение эффективности


Добавлено: 22.04.2015, Изменено: 24.11.9259


Нефтегазовые тренды 2015-го

Текущая ситуация в нефтегазовой отрасли определяется рядом факторов. Многие из них лежат на поверхности и активно обсуждаются — это падение цены на нефть, секторальные санкции. Но не менее важным фактором является и состояние основных российских нефтегазовых активов.

Мы знаем, что большинство наших месторождений находится на стадии падающей добычи, и уже в ближайшие годы количество добываемой нефти ощутимо снизится. В связи с этим компаниям предстоит решить две задачи. Во-первых, удержать добычу на текущем уровне: для этого нужно увеличить коэффициент извлечения нефти и общую эффективность месторождений. Во-вторых, нужно пополнять ресурсную базу, а значит активно заниматься разведкой новых залежей углеводородов. Параллельно из эксплуатации должны выводиться старые и неэффективные участки.

К слову, некоторые участки, находящиеся на поздней стадии разработки, потеряв свою ценность для крупных компаний, могут оставаться рентабельными для малого и среднего бизнеса. Если на законодательном уровне будет предусмотрена возможность передачи таких участков, это позволит вдохнуть в них новую жизнь, и в итоге появится возможность увеличить совокупную добычу нефти в стране.

Конечно, сегодня всех волнует вопрос, смогут ли нефтегазовые компании инвестировать средства в собственное развитие с учетом экономической ситуации. Ни у кого нет иллюзий, что 2015 год будет простым в этом отношении. Уже сказываются секторальные санкции, перекрывшие доступ к «длинным» деньгам зарубежных банков. Часть инвестпрограмм отменена или сдвинута на более поздний срок.

Тем не менее, отказ от вложения денег в геологоразведку, разработку новых активов и повышение эффективности существующих — может иметь крайне негативные последствия: через несколько лет нашей стране просто нечего будет экспортировать. Сегодня в отрасли это все понимают. Это значит, что так или иначе инвестиции будут продолжаться, хотя и станут более избирательными.

Достаточная определенность в инвестпрограммах компаний появится, когда цены на нефть, наконец, стабилизируются. Пока мы видим обвал, но вряд ли кто-то сможет дать точный прогноз относительно дальнейшего развития событий. Со стабилизацией цены — на каком бы уровне это не произошло — придут и осознанные планы развития.

Понятно, что наибольшие проблемы возникнут в отношении новых проектов. Значительная часть еще неосвоенных российских месторождений представляют собой трудноизвлекаемые запасы. А здесь потребуются не только крупные вложения, но и привлечение зарубежных технологий, ряд из которых сегодня находится под санкциями США и Евросоюза.

 

С «умными» технологиями — к высокой рентабельности

В текущих условиях особенно актуальной становится задача повышения эффективности существующих месторождений. С одной стороны, добычные компании нуждаются в технологиях, позволяющих оптимизировать отдачу пласта. С другой стороны, — в инструментах, позволяющих максимально сократить издержки и время простоев.

Повысить рентабельность можно за счет внедрения систем автоматизации, позволяющих существенно снизить количество персонала и, соответственно, расходы на него. Другой метод связан с внедрением систем моделирования «пласт-поверхность» и систем управления насосами для добычи нефти — ШГН и ЭЦН. Эти системы дают экономию энергоресурсов и позволяют сбалансировать процесс добычи.

Но наиболее комплексный подход к вопросам повышения эффективности предполагает концепция «умное месторождение», или Smart Field. По сути это система управления процессом добычи в режиме реального времени, позволяющая оптимально использовать нефтяной пласт, продлевая его жизненный цикл. Кроме того, Smart Field управляет процессом энергоснабжения, оптимизирует потребление электроэнергии и воды, тем самым, снижая затраты. С помощью интеллектуальных технологий можно достичь максимальной производительности, свести к минимуму простои оборудования. Все это снижает стоимость владения активом и увеличивает объемы добычи.

В отличие от традиционных систем  автоматизации «умные» технологии позволяют вносить корректировки в режиме реального времени, гибко подстраиваться под существующие условия и даже прогнозировать их изменения в краткосрочной перспективе. Множество беспроводных датчиков (расхода, температуры, давления) обеспечивают надежную обратную связь, что позволяет видеть результаты управляющих воздействий и при необходимости менять тактику.

Smart Field дает возможность моделировать различные события и ситуации, испытывать новые сценарии в программе, достаточно точно симулирующей все особенности реального объекта. Это не только экономит время и средства, но и повышает безопасность, позволяет избежать аварий.

Пока в России единичны примеры внедрения всего комплекса интеллектуальных технологий, да и в мире это направление только начинает развиваться. Однако мы видим, что большинство крупных российских нефтегазодобывающих компаний проявляют серьезную заинтересованность во внедрении данной концепции. Отдельные компоненты Smart Field, разработанные Schneider Electric, уже сегодня успешно работают на многих месторождениях в нашей стране и за рубежом. И мы уверенны, что процесс освоения интеллектуальных технологий будет продолжаться.

 

Решения для нефтегазовой отрасли

В рамках концепции «умное месторождение» Schneider Electric предлагает системы моделирования, системы управления насосами различных типов (штанговых глубинных, погружных, винтовых), а также решения по системам телемеханики на основе проводных и беспроводных датчиков. Нами разработаны система диспетчеризации энергопотребления и система отображения и анализа данных для управления одной скважиной, группой скважин и целым месторождением. Предложение Schneider Electric в области автоматизации существенно расширилось с момента приобретения компании Invensys в 2014 г.

Помимо этого, мы традиционно предлагаем нефтегазовым компаниям широкую линейку электроэнергетического оборудования; проектируем системы низкого, среднего и высокого напряжения; работаем в области технического и коммерческого учета электроэнергии и диспетчеризации электроснабжения различных объектов отрасли.

Наш портфель включает системы автоматизации и видеонаблюдения для нефтеперерабатывающих заводов; контрольно-диспетчерский пульт с автономным питанием для удаленных месторождений. Также мы можем обеспечить бесперебойное питание для целых месторождений с нестабильным энергообеспечением.

Еще один востребованный продукт — система диспетчеризации нефтепроводов, выполненную на SCADA-платформе OASyS и включающая в себя систему определения утечек на нефтепроводах, что весьма актуально для России.

Schneider Electric постоянно работает над созданием новых решений. В направление R&D вкладывается порядка 5% годового оборота, это более миллиарда евро в год.

 

Комплексный подход — в интересах клиента

Сегодня одним из ключевых конкурентных преимуществ вендора становится способность предложить комплексный продукт. Не случайно Schneider Electric в большинстве договоров старается выступать в качестве MAC (Main Automation Contractor) и / или MEC (Main Electrical Contractor) контрактора. Это предполагает, что мы обеспечиваем полный спектр решений по энергоснабжению или автоматизации объекта, в том числе программное обеспечение.

Другое конкурентное преимущество нашей компании — активная политика по локализации бизнеса в странах присутствия. За последние три года Schneider Electric направила около $700 млн инвестиций в Россию. В свете обесценивания рубля и принятого в стране курса на импортозамещение правильность ставки на локализацию становится все более очевидной. Хотя на самом деле близость производства к потребителю определяет успех в любых экономических условиях, поскольку позволяет более полно и быстро удовлетворять спрос, адаптировать продукты и решения под местные стандарты, экономить на логистике.

На сегодняшний день у Schneider Electric в России семь производственных площадок. Локализация производства электрооборудования достигает 60%. Кроме того, у компании два исследовательских центра, в которых трудятся только российские инженеры. Все это свидетельствует о том, что Россия для Schneider Electric является одним из приоритетных рынков. Компания работает в Российском ТЭКе более 40 лет, верит в ее будущее и надеется и дальше укреплять свои позиции на этом рынке.

 

Михаил Черкасов, директор департамента «Нефть и газ» компании Schneider Electric в России



« Назад