Россия вступала в ВТО, заранее зная, что может позволить себе выходить за рамки ВТО по примеру Китая - исследование Grayling
Коммуникационное агентство Grayling опубликовало результаты исследования на тему «Восприятие последствий вступления России в ВТО бизнесом и экспертным сообществом». В его основе лежат более 20 глубинных интервью с генеральными директорами российских и иностранных компаний, экспертами, представителями кабинета министров России, Евразийской экономической комиссии и американского правительства. Партнером проекта выступает российская юридическая фирма «Муранов, Черняков и партнеры».
Вступительное слово
Идеалом и целью Всемирной торговой организации (ВТО) является свободная торговля в пределах всего мира. Основная ее задача — способствовать свободе торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью между членами ВТО за счет устранения всех тех мер и барьеров, которые установлены государствами для защиты их собственных национальных производителей.
В этой связи ВТО оказывается инструментом, при помощи которого в мире утверждаются единые, пока самые общие стандарты в отношении подходов членов ВТО к установлению и устранению внутренних ограничительных мер в сфере торговли товарами и оказания услуг иностранными лицами.
Таким образом, наряду с государствами, территория которых очерчивается политическими границами, начинают формироваться экономические пространства со своими собственными границами, возможно, с первыми не совпадающими. «Эпоха сложных границ» сегодня уже начала свое наступление.
Право ВТО также способствует развитию сетевого общества и сетевой экономики, которые функционируют на основе системы электронных сетей. Вокруг этой системы концентрируются прочие эффективные «горизонтальные» каналы взаимодействия, которые противопоставляются «вертикальным», «властным» каналам.
Это и является, возможно, одним из наиболее важных результатов вступления России в ВТО — получение доступа к сложному, противоречивому, развивающемуся по нелинейным правилам, многомерному организму мировой торговли, регулирование которого меняется вместе с динамично меняющимся миром. Для России это означает возможность практической интеграции в мировую торговлю в режиме реального времени на более менее равных условиях с другими странами, означающее новую реальность, где существующая система сдержек и противовесов, способствует дальнейшему развитию российского бизнеса и его переходу на качественно новый, еще более конкурентный уровень. Восприятие бизнесом и экспертным сообществом последствий выхода в открытый океан мировой торговли, представленное в данном исследовании1, заставляет задуматься. Но кто говорил, что будет легко?
Александр Муранов, Управляющий партнер, Коллегия адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры»
Исследование является второй частью совместного проекта юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры» (www.rospravo.ru) и коммуникационного агентства Grayling (www.grayling.com) по анализу последствий вступления в ВТО для бизнеса. Информация о первой части проекта с юридическим анализом обязательств России по 14 секторам услуг представлена на сайте
Резюме. Большинство участников опроса считают, что в ближайшее десятилетие ВТО сохранит свои позиции на международной арене, а ее институциональные основы не претерпят значительных изменений. Эффективность ВТО обусловлена наличием рабочих механизмов: разрешения споров, обзора торговой политики, защиты внутреннего рынка, принятия новых членов. Примечательный факт: когда исследование стартовало в мае 2012, и Россия еще не вступила в ВТО, большинство респондентов были более резкими в своих оценках ситуации и соглашались на то, чтобы мы их цитировали. Сегодня, когда Россия уже более 4 месяцев является членом ВТО, и в стране наблюдается тенденция ужесточения политического режима, большинство бизнесменов согласились остаться в исследовании лишь на условиях анонимности и серьезного смягчения их высказываний. А часть в принципе отказались от цитат и своего участия. Эксперты подтвердили гипотезу - Россия вступала в ВТО, заранее зная, что может позволить себе «выходить за рамки ВТО» по примеру Китая. Изменение направления движения мировых финансов и торговли в сторону развивающихся стран и их динамичный рывок на контрасте со странами развитыми станет для ВТО, как для международной организации, вызовом. В целом исследование показало, что экспертное сообщество пока не в состоянии прийти к единому мнению в оценке вступления в ВТО.
*** Мнения экспертов об условиях вступления России в ВТО и работе российской делегации во время переговоров разделились. Источник в правительстве США считает, что все получили наилучшие результаты из возможных. Ключевым эксперты считают вопрос о том, как условия вступления в ВТО будут реализовываться в законодательных актах и правоприменительной практике.
Один из экспертов считает, что вступление России в ВТО не являлось частью стратегии развития государства, которой нет как таковой, а на определенном этапе стало рассматриваться как самоцель. Некоторые эксперты указывали на политические причины принятия решения о вступлении.
*** По мнению большинства экспертов, роль Евразийского экономического пространства (Таможенного союза) как международной организации постепенно будет снижаться, и оно растворится в ВТО, как объективно более слабая организация. Приведение правовой базы Евразийского экономического пространства в соответствие с требованиями ВТО в рамках выполнения Россией своих обязательств должно упростить переговоры Белоруссии и Казахстана с остальными членами организации. Для присоединения к ВТО Казахстану потребуется еще полгода - год, а Белоруссия едва прошла половину пути. Некоторые эксперты прогнозируют появление многоуровневых конфликтов, направленных на защиту Россией собственных интересов. Разный уровень таможенного контроля, различные интересы в плане тарифной защиты, разные стандарты в области фармакопеи – все это потенциально может приводить к конфликтным ситуациям на уровне Евразийского экономического пространства. При этом конфликты реально покажут, кто как к кому относится. Система государственного управления пока окончательно не отстроена не только по тематике ВТО, но даже по вопросам, связанным с зоной ответственности Евразийского экономического пространства.
*** Мнения экспертов по тому, как отразится вступление России в ВТО на отдельных отраслях и бизнесе в целом, также серьезно разделились:
- Одна группа экспертов ожидает негативных последствий от вступления. В частности, пострадают легкая промышленность, сельское хозяйство, сельхозмашиностроение, машиностроение, трубопрокат, авиастроение, станкостроение.
- Другая часть экспертов полагает, что не проиграют от присоединения экспортеры -сырьевики и производители продукции первого передела. Потенциально ожидаются проблемы у газовых компаний, так как идет давление на цены, связанное, в том числе, с параллельными с присоединением к ВТО процессами появления сжиженного, сланцевого газа и диверсифицикацией источников получения газа со стороны Европы. Металлурги опасаются ужесточения требований к ним на внешнем рынке. Рынок юридического консалтинга станет более конкурентным. На российской индустрии программного обеспечения вступление в ВТО вряд ли отразится, а рынок защиты интеллектуальной собственности ожидает ослабления государственного внимания.
- Есть сектора, в которых последствия разделяются в зависимости от специализации. Например, в рыбохозяйственном комплексе тем, кто торгует рыбопродукцией, вступление в ВТО выгодно, а тем, кто добывает и ловит, – нет.
- Часть экспертов указывает на повышение конкуренции и прозрачности, а также на рост ВВП. Группа экспертов утверждает, что последствий вступления можно ожидать уже в течение первого года, а другая группа ожидает первых последствий в диапазоне от 2 до 10 лет. Часть респондентов считает, что первых результатов можно было ожидать уже к концу 2012 года в виде изменения пошлин. При этом негативным последствием для бизнеса может стать разрешение доступа к параллельному импорту, а позитивным - упрощение таможенных формальностей. Ожидается постепенное снижение цен на авиабилеты за счет снижения стоимости приобретения самолетов за границей. Тем не менее, существует мнение, что никаких результатов не следует ожидать в течение нескольких лет, а видимых результатов – в течение 10 лет, поскольку защита российского производства тарифными методами все еще остается приоритетом для правительства для сохранения российского бизнеса и рабочих мест.
*** Часть экспертов критикует правительство за недостаточное информирование предпринимательского сообщества и депутатов Государственной Думы относительно будущих изменений. Другая часть экспертов не согласна с ними. Проблемой остается отсутствие постоянно действующих двухсторонних каналов для диалога бизнеса и власти и отсутствие инициативы со стороны бизнеса. Директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Максим Медведков на предложение принять участие в исследовании от комментариев отказался.
*** «Мало кто действительно готовит стратегии по адаптации бизнеса к требованиям ВТО». Причина такого подхода в том, что обстановка в России нестабильная, все слишком быстро меняется, и мало кто думает на несколько лет вперед. Бизнес не получал однозначного политического сигнала о том, что Россия действительно стремится в ВТО, и поэтому полагал, что вопрос окончательно не решен. Эксперты считают, что к членству России гораздо лучше подготовились иностранные «конкуренты». В частности, Министерство торговли США подготовило отдельный раздел на своем сайте, где проанализированы условия вступления России в ВТО для своего бизнеса, и дан обзор открывающихся возможностей для бизнеса в плане улучшения доступа на российский рынок. Производители мясной и куриной продукции из Евросоюза также подготовились и выиграют от вступления России в ВТО, поскольку их импорт более не сможет подвергаться дискриминации. Некоторые представители бизнеса считают, что готовиться к ВТО можно не раньше 2015 года. «Стратегию начнем готовить, когда таможенники, налоговики и Минфин опубликуют изменения в законодательстве, которые будут влиять на бизнес, а пока все это оказывает непрямое влияние».
*** Наиболее вероятными направлениями, по которым Россия будет привлекаться в качестве ответчика при рассмотрении претензий со стороны других стран в рамках комиссии по спорам ВТО, являются использование антидемпинговых, санитарных и фитосанитарных мер и вопросы, связанные с защитой интеллектуальной собственности (TRIPS). По сложившейся практике истец, подающий жалобу, как правило, выигрывает дело. Однако 70% решений комиссии по спорам ВТО обжалуются, поскольку подача апелляции не влечет за собой значительных финансовых расходов. Это позволяет добиться отсрочки принятия окончательного решения и помогает политикам «сохранить лицо» у себя на родине. В результате рассмотрения претензии государство, которое признано виновным в нарушении правил ВТО, должно внести изменения в законодательство, чтобы убрать или изменить те его аспекты, которые противоречат интересам членов ВТО. Один из самых активных участников ВТО США весьма широко пользуется ее возможностями, в том числе механизмом решения торговых споров. В частности, США наиболее часто выступают как истцом, так и ответчиком. За весь период работы комиссии со времени создания ВТО было зарегистрировано 454 спора, однако в последнее время их количество снижается.
*** Привлечение российскими и иностранными компаниями к разработке стратегии адаптации своего бизнеса к правилам ВТО консультантов в сфере права и связей с государственными органами позволит более эффективно управлять рисками. Это также заложит фундамент для создания благоприятных условий для ведения бизнеса, как с точки зрения соответствия будущим требованиям законодательства, так и в плане построения долгосрочных отношений с ключевыми представителями органов власти, отвечающими за торговлю и инвестиции.
Методология исследования
Глобальное коммуникационное агентство Grayling (www.grayling.com) проводит исследования по проблемным направлениям2, и тема восприятия последствий вступления России в ВТО бизнесом и экспертным сообществом была выбрана именно по причине ее неоднозначности.
В основе исследования лежат более 20 глубинных интервью с руководителями российских или иностранных компаний, экспертами и чиновниками, которые занимаются темой ВТО.
Специалисты Grayling общались с генеральными директорами российских компаний в области авиации и металлургии, и руководителями иностранных компаний, производящих энергетическое оборудование; дискутировали с экспертами, представляющими российскую научную школу, и консультантами, работающими с китайским правительством; разговаривали с представителями Министерства сельского хозяйства России, Евразийской экономической комиссии и американского правительства.
Для получения наиболее откровенных ответов респондентам была предоставлена возможность остаться анонимными: ряд из них решили воспользоваться этим правом.
Временной период исследования покрыл полугодие с мая по декабрь 2012 года. Было решено охватить период до и после присоединения к ВТО 22 августа 2012 года, чтобы иметь возможность подтвердить или опровергнуть часть из наших гипотез не только на уровне ответов экспертов, но и на практике.
2 Реализация стратегии Фарма 2020: Вызовы с точки зрения российский производителей и что это значит для иностранных инвесторов (Июнь 2010); Переосмысливая инвестиции в Россию (Июнь 2011) и другие исследования, которые можно получить, прислав запрос на адрес pavel.melnikov@grayling.com
Исследование
Вступление в ВТО происходит на фоне ряда экономических и политических проблем.
Экономическая ситуация: вторая волна финансового кризиса все более ощутима; серьезный отток капитала (84,2 млрд долларов в 2011 году и 61 млрд долларов только за 10 месяцев 2012 года – по данным ЦБ РФ); большие социальные обязательства, которые взял на себя Владимир Путин в качестве кандидата в президенты; снижение собираемости налогов из-за повышения ставок налогов в 2011 году и растущий дефицит пенсионного фонда.
Политическая ситуация: президент вынужден считаться с «проснувшимся» средним классом, критически настроенным к возможностям Путина в вопросе реализации качественно новой политики, направленной на модернизацию России; долгое время откладываемая реформа по формированию сильных институтов в обществе и от
сутствие реального диалога между государством, бизнесом и обществом об актуальных проблемах.
Для реализации экономической политики кабинету министров, сформированному в мае 2012 года, потребуются значительные ресурсы для развития и поддержания стареющей инфраструктуры и выполнения бюджетных обязательств (социальное направление, сфера военного перевооружения, усиление правоохранительной системы).
В условиях вышеперечисленных проблем вопрос привлечения иностранного капитала становится одним из ключевых при рассмотрении темы выживания правительства и России в целом. Именно поэтому правительство заинтересовано в создании благоприятных условий для ведения бизнеса и дальнейшем улучшении инвестиционного климата.
Однако реализация задуманных планов наталкивается на серьезные ограничения. Среди основных: специфический характер владения правами собственности в России, когда более сильная группа влияния может изъять их, используя политико-административное давление. Преобладание неформальных отношений в экономике и главенствующая роль государственной власти в экономике являются очевидными узкими местами для осуществления инвестиций. Особенности судебной системы и ее зависимость от исполнительной власти или групп влияния и, конечно, скрепляющая все эти звенья коррупция, так же затрудняют ведение бизнеса для инвесторов (Двадцать лет реформ – промежуточные итоги? (российское общество как процесс). Г.А. Явлинский, А.В. Космынин. Мир России. 2011. №2)
Несмотря на все ограничения, со вступлением в ВТО ожидается повышение прозрачности ведения бизнеса для иностранных компаний и инвесторов, что позволит им чувствовать себя более комфортно на российском рынке в долгосрочном плане, а международный характер соглашения обеспечит равные правила игры для российских и иностранных компаний на внутреннем рынке. Последние смогут использовать целый ряд рычагов для защиты своих интересов: новые – в виде механизма разрешения споров, предлагаемого ВТО, и старые - такие, как информационное давление через международные СМИ и «инвестиционную вертикаль власти» (Подробнее об этом в нашем исследовании, посвященном прямым иностранным инвестициям «Переосмысливая инвестиции в Россию» (Июнь 2011). Исследование можно получить, прислав запрос на адрес pavel.melnikov@grayling.com)
Исследование демонстрирует, как бизнес и экспертное сообщество воспринимает ВТО и последствия присоединения России к этой международной организации на практике.
Насколько, по-вашему, перспективен механизм ВТО? Сохранит ли организация роль глобального регулятора в течение ближайшего десятилетия?
Большинство участников исследования считает, что в ближайшее десятилетие, как минимум, ВТО сохранит свои позиции на международной арене.
При этом «ВТО не является в привычном смысле административным регулятором. С правовой точки зрения, система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт - пакет двухсторонних соглашений». (Евгений Зверев, Ответственный секретарь Комиссии по текстильной и легкой промышленности РСПП)
«На сегодняшний день ВТО остается одной из наиболее эффективных международных организаций. При внушительном числе в 157 членов ВТО добивается, чтобы все страны–члены организации выполняли принимаемые решения. Это удается благодаря наличию межгосударственных механизмов: механизма разрешения споров, механизма обзора торговой политики, механизма защиты внутреннего рынка, механизма принятия новых членов. При этом первый играет ключевую роль в гарантии выполнения членами принятых обязательств и, следовательно, в обеспечении эффективности ВТО и безопасности многосторонней торговой системы». (Алексей Портанский, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН)
С одной стороны, внутренние механизмы достижения согласия играют позитивную роль, поскольку позволяют достигать консенсуса и принимать наиболее взвешенные решения. Но с другой стороны – они не исключают ситуации, когда организация может быть подвержена негативному воздействию со стороны стран-членов, поскольку их национальные интересы в отдельных ситуациях противоречат интересам ВТО в целом.
«Проблема в том, что другие страны-члены ВТО не знают, как себя будет вести Россия, став членом ВТО, поскольку между правилами и интересами ВТО и России существует конфликт». (Исполнительный директор крупной американской компании)
С ним согласен другой российский эксперт: «К ВТО я отношусь так же, как к Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Мы подписались под конвенциями, но не факт, что Россия выполняет все решения ВОЗ. Может быть, мы выполняем не более 5% решений. Думаю, что ВТО будет таким же». (Давид Мелик-Гусейнов, Директор Cegedim Strategic Data компании Cegedim)
В практическом ключе это выразится в применении норм, противоречащих ВТО и прорывающих систему ВТО, ослабляя ее роль: «В дальнейшем ВТО может утратить свое влияние по причине того, что государства-участники будут развивать практику применения скрытых субсидий, особенно в области сельского хозяйства». (Вячеслав Пронин, заместитель руководителя Аналитического центра «ВТО-Информ»). Подобная практика существует уже сейчас.
На парламентских слушаниях в июне 2012 года министр сельского хозяйства России Николай Федоров говорил, что программа поддержки сельского хозяйства в США составляет миллиарды долларов США. И общая атмосфера обсуждения сводилась к тому, что, если США позволяют себе оказывать подобный уровень поддержки в виде скрытых субсидий, то и Россия сможет найти выход из создавшейся в результате вступления в ВТО ситуации подобным же образом.
Эту же мысль недавно подтвердил и вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович: «…Все члены ВТО нарушают правила. Это как раз обычная ситуация, что все стараются делать то, что находится на грани или даже иногда за гранью, судятся между собой. Это нормально. И мы, конечно, знали заранее, что тоже будем судиться и где-то выходить за рамки ВТО, а потом постепенно приводить ситуацию в соответствие с правилами» (КоммерсантЪ, 22 ноября 2012).
Изменение направления движения мировых финансов и торговли в сторону развивающихся стран и их динамичный рывок на контрасте со странами развитыми станет для ВТО, как для международной организации, вызовом.
«Международный торговый клуб меняется, меняются и потребности его участников. Теперь ВТО становится менее важной организацией для международной торговли, поскольку торговля организована не между Севером и Югом, а между Югом и Югом, то есть внутри южного полушария. Китай (является членом ВТО с 11 декабря 2001 года), например, представляет собой, вероятно, самую быстро развивающуюся экономику мира, таким образом, предопределяя изменения в мировом порядке. Китай может покупать долги развитых стран и влиять на них, используя этот рычаг». Лоуренс Брам - экономист, советник премьер-министра Китая Чжу Жунцзи по вопросам подготовки Китая к вступлению в ВТО, основатель НКО Гималайский консенсус, Китай)
По мнению экспертов, институциональные основы ВТО не претерпят значительных изменений в ближайшие 10 лет. Хотя реформирования организации избежать не удастся в условиях, когда роль многих международных организаций продолжит меняться как в результате происходящих глобальных изменений, так и вследствие мирового финансового кризиса.
«В механизме принятия решения в рамках ВТО есть недостатки. Когда членами были десятки стран, использование механизма консенсуса не представляло особых затруднений. Но теперь, когда в организации 157 членов, достижение консенсуса стало намного более сложным делом. Варианты реформирования ВТО обсуждаются, и будут обсуждаться, но роль ВТО сохранится, и изменения ее фундаментальных основ не планируется». (Алексей Портанский, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН).
При этом, «ВТО консервирует текущую экономическую ситуацию – силу сильных и слабость слабых, консервирует господство транснациональных корпораций и в политике, и в экономике. Я думаю, что неолиберальную модель экономики ждет кризис, однако ВТО блокирует поиск и переход к новой модели. ВТО будет сохранять свою роль до тех пор, пока в мире не определились с новой моделью, которая придет ей на смену завтра». (Павел Кудюкин, доцент Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), эксперт Института глобализации и социальных движений (ИГСО).
Как Вы оцениваете условия вступления России в ВТО и работу российской делегации во время переговоров? Можно ли было бы добиться лучших позиций? Если да, то в чем?
Если кратко сформулировать результаты вступления в ВТО, то российский бизнес получил недискриминционный доступ на международные рынки, а иностранный - снижение тарифной защиты для экспансии на рынок России (треть тарифов была снижена 22 августа 2012, треть снизится - через 3 года после вступления в 2015 году, оставшаяся часть - к 2018 году). Ожидается, что эти сокращения значительно увеличат импорт товаров. Европейский союз, как основной торговый партнер России, оценивает, что снижение тарифов сэкономит на импортных пошлинах для европейских экспортеров 2,5 млрд. евро в год. Это позволит одному только Европейскому союзу экспортировать в Россию дополнительно товаров на сумму 3,9 млрд. евро в год (Europe Portal (2011), EU welcomes Russia's WTO accession after 18 years of negotiations.
В то же время Россия приняла на себя обязательства по 116 видам услуг из 155, предусмотренных классификатором услуг ВТО. Виды услуг включают в себя: банковские и услуги на рынке ценных бумаг; страхование; бухгалтерский учет и аудит; телекоммуникации и другие. Всемирный банк оценивает, что в результате присоединения к ВТО потребление услуг в России вырастет на 5,3% (Thomas Rutherford, University of Colorado and David Tarr, The World Bank. Russia’s WTO Accession: What are the macroeconomic, sector, labor market and household effects?)
«Вступление России в ВТО было экономическим приоритетом во внешней политике США по отношению к России. Американские чиновники уважают и высоко оценивают главу российской делегации переговорщиков - Макса Медведкова (Максим Медведков, Директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России
Это были долгие и сложные переговоры, однако все получили наилучшие результаты из возможных». (Источник в правительстве США).
«Вступление России поддерживали Евросоюз и США». (Арт Франчек, президент Американского института бизнеса и экономики).
Многие эксперты отмечали, что главным остается вопрос: как условия вступления в ВТО будут реализовываться в законодательных актах и правоприменительной практике.
Те, кто посчитали, что вступление является позитивным фактом для России, так же положительно оценивали и условия вступления и работу российской делегации.
«Россия выторговала прекраснейшие условия и поставила разумные сроки. По автомобильному сектору, например, – 7 лет. Для сельскохозяйственного сектора, вероятно, условия могли быть и лучше. Но в переговорном процессе часто такое бывает, что есть некий баланс». (Руководитель компании, занимающейся вопросами защиты интеллектуальной собственности)
В целом, ряд экспертов позитивно оценивает работу российских переговорщиков по вопросу вступления в ВТО.
«99% граждан не знают ни условий присоединения России, ни условий присоединения Китая к ВТО, на которое часто ссылаются в качестве положительного примера. Как вы думаете, сколько людей прочитало полторы тысячи страниц сложного текста по присоединению России к ВТО?
Условия Китая менее выгодные, чем наши. Например, Китаю было отказано в признании его страной с рыночной экономикой на 15 лет. За прошедшие десять лет Китай, с точки зрения других членов ВТО, неоднократно нарушал взятые на себя обязательства, и поэтому на него поступило немало жалоб. Условия присоединения к ВТО России можно
считать сбалансированными и оптимальными». (Алексей Портанский, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН).
«О том, что переговоры превратились в многолетний процесс согласования спорных моментов, известно всем. Достижение договоренностей - успех не только экономический, но и дипломатический. Что касается уступок - я не считаю, что уступки, принятые РФ, были слишком серьезными. А при эффективном администрировании вступление России в ВТО представляет широкие возможности для развития конкурентоспособных отраслей без господдержки и ориентации на несырьевой экспорт». (Алексей Мисаилов, управляющий партнер Parkline Group).
Однако другая группа экспертов настроена критически. Интересно, что некоторые представители нефтяной и газовой промышленности до вступления говорили, что считают решение о присоединении к ВТО ошибочным, а после того, как это уже произошло, попросили снять свои цитаты.
У респондентов присутствуют конструктивные замечания и предложения по организации процесса подготовки к присоединению. «До подписания протокола нужно было провести тщательный анализ по порядка 200 отраслям. И категоризировать их по трем группам: в первой группе А были бы приоритетные отрасли, которые нужно поддерживать, во второй группе B – отрасли, которые неплохо себя чувствуют, а в третьей группе С – все остальные, там, где мы проиграем конкуренцию в любом случае. Затем нужно было разработать отдельные стратегии для каждой группы, и тогда мы могли бы получить другие результаты и условия». (Вячеслав Пронин, заместитель руководителя Аналитического центра «ВТО-Информ»).
Возможно, что эти вопросы действительно необходимо было решать, но решать не группе переговорщиков, а экономическому блоку в правительстве.
«Считаю, что вступление России в ВТО на определенном этапе стало рассматриваться как самоцель. При этом у нашего Правительства есть формальная бумага вроде «Россия – 2020», а реальной стратегии развития - в принципе нет». (Павел Кудюкин, доцент Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), эксперт Института глобализации и социальных движений (ИГСО).
Имеется в виду не бумажная стратегия, а ценностная, конкретная и измеримая – когда вся деятельность государственных органов ориентирована на ее достижение, а не на решение проблем по мере их поступления.
«Не отработали настолько, насколько могли. Для меня в данном случае ключевой показатель эффективности - это готовность той или иной отрасли к вступлению в ВТО. Если не готовы, значит, не совсем эффективно отработали. К примеру, отрасль фармацевтики не была подготовлена». (Давид Мелик-Гусейнов, Директор Cegedim Strategic Data компании Cegedim).
«Переговорщикам была поставлена задача: сохранить национальные интересы в неприкосновенности и «не прогибаться». В целом вступление России в ВТО было политическим шагом, а не экономическим». (Исполнительный директор крупной американской компании в России)
«Для понимания ситуации следует поразмышлять над следующими вопросами. В чьих интересах они вели переговоры? Выступали ли они в интересах нефтегазовой элиты или российского фермера? Было ли это сделано в интересах бизнес элиты или 99% российского населения?» (Лоуренс Брам, Основатель НКО Гималайский консенсус, Китай).
«Сложно оценить работу российской делегации во время переговоров. Информация о работе делегации подавалась дозировано и следить непосредственно за ходом переговоров было весьма проблематично. В любом случае, учитывая длительность переговорного процесса, сложилось впечатление, что можно было бы завершить переговорный процесс раньше.
Что касается условий вступления – затрудняюсь ответить, так как информации о них нет, за исключением общих фраз, вроде «потребители выиграют от вступления в ВТО», «некоторым производителям придется побороться за долю рынка после вступления в ВТО». (Представитель крупнейшей европейской компании).
Некоторые бизнесмены указывали на негативные практические аспекты, которые еще могут проявиться. Например, ситуация с присоединением России к ВТО может развиваться так же, как в ситуации с образованием Таможенного союза чуть ранее: до сих пор не могут отменить странную норму, регулирующую ввоз личных вещей для иностранцев, приехавших работать в Россию. Они вынуждены платить по 4 евро за килограмм при ввозе личных вещей и багажа.
Россия вступает в ВТО и одновременно формирует Таможенный союз - Евразийское экономическое пространство с государствами, не входящими в состав этой организации. (Таможенный союз существовал до 2012 года и был преобразован в Евразийское экономическое пространство, которое к 2015 году планируется преобразовать в Евразийский экономический союз). Каким Вам видится наиболее вероятный выход из этой коллизии? А наиболее желательный?
По мнению большинства экспертов, роль Таможенного союза как международной организации, постепенно будет снижаться, и как объективно более слабая организация она растворится в ВТО.
«Создание Таможенного союза – это пережиток времен железного занавеса. Весь мир идет к тому, чтобы минимизировать влияние таможни, поэтому хорошо упростить таможенные процедуры не только со странами Таможенного союза, но и со всеми остальными». (Экс-региональный директор британской компании по России).
«В мае 2011 года было принято решение (Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, подписан 19.05.2011 в Минске)
о том, что правила ВТО будут преобладать над правилами Таможенного союза». (Арт Франчек, президент Американского института бизнеса и экономики).
Некоторые эксперты прогнозируют появление многоуровневых конфликтов, направленных на защиту Россией собственных интересов. «Будет конфликт между национальными интересами, которые Россия будет защищать с одной стороны, и интересами Союза и ВТО - с другой. Причины этого скрыты в геополитике: Россия - не страна НАТО и никогда ей не будет, но ей нужны страны-союзники на постсоветском пространстве. Зона влияния России в СНГ – это государственный приоритет. Придерживаться правил ВТО не в интересах России, поскольку это против интересов союзников - стран СНГ.
ВТО хотела видеть Россию в своем составе, но при этом Россия хочет на равных выступать за границей и сохранять свое собственное производство, поэтому конфликты реально покажут, кто как к кому относится». (Исполнительный директор крупной американской компании в России).
Эксперты ожидают, что для Белоруссии и Казахстана вступление России в ВТО даст скорее положительные результаты. «Россия – это локомотив, который поможет въехать в ВТО и Казахстану и Белоруссии. Речь идет о том, что приводя в соответствие с нормами и требованиями ВТО правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства (что проистекает из обязательств Российской Федерации перед ВТО), мы сводим на нет возможные претензии членов ВТО о несоответствии законодательства Казахстана и Белоруссии нормам ВТО в сферах, входящих в компетенцию Комиссии. Это, в свою очередь, должно в значительной степени упростить переговоры этих стран в ВТО по системным вопросам». (Виталий Аристов, Начальник отдела двустороннего и многостороннего сотрудничества Департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии).
Если же говорить о сроках, то «Казахстану потребуется еще полгода - год, а Белоруссия едва прошла половину пути». (Алексей Портанский, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН)
Практически для России это может привести и к негативным последствиям. «Таможенный контроль на границе Китая и Казахстана по контрафактным товарам слабее и менее качественный. Если такой товар ввозится в Казахстан, то по России - легко распространяется. Для индустрии товарных знаков и их защиты - это проблема». (Руководитель компании, занимающейся вопросами защиты интеллектуальной собственности).
«Казахстан в ВТО планировал вступать осенью 2012. Но в Казахстане машиностроение и сельхозтехнику не делают, поэтому у нас разные интересы: они снизят пошлины, чтобы завозить западную технику, а для России это невыгодно». (Вячеслав Пронин, заместитель руководителя Аналитического центра «ВТО-Информ»).
«Мировая фармацевтическая индустрия серьезно интегрирована, в ней нет границ. Россия пытается построить заводы у себя и разграничить зарубежное и свое производство. Но для фармацевтики не важно, где находится производство препаратов. Важно, где зарегистрированы патентодержатели. К тому же размещение производства в России с ориентацией только на Россию - это вчерашний день. Сейчас планирование ведется по крупным региональным секторам и с точки зрения экономики, и с точки зрения логистики.
С другой стороны - Белоруссия и Казахстан уже живут по стандартам европейской фармакопеи. У России же своя система, не гармонизированная с европейской. И теперь, когда глобальный рынок открыт для нас, нам, чтобы выходить на него, надо будет решить этот вопрос. Если все сохранится, как есть, у нас или товар будет неконкурентоспособен на мировом рынке, или услуги не будут соответствовать международным стандартам и требованиям». (Давид Мелик-Гусейнов, Директор Cegedim Strategic Data компании Cegedim).
«Практически проблемы с взаимодействием в рамках Таможенного союза будут решаться по двухсторонним каналам между США и Россией. Таким образом, США будет решать проблемы напрямую с Россией, Казахстаном и Белоруссией.
Хотя бизнес уже сейчас чувствует, что есть определенная напряженность между Министерством экономического развития и Евразийской экономической комиссией с точки зрения согласования стратегии и реализации практических действий, связанных с исполнением обязательств России перед ВТО. Оба ведомства посылают бизнесу противоречивые сигналы, и каждое из них говорит, что «работать надо с нами, а не с ними». (Источник в правительстве США).
Как, на Ваш взгляд, отразится вступление России в ВТО на отдельных отраслях и бизнесе в целом? На секторе, в котором Вы ведете бизнес? Когда, на Ваш взгляд, можно ожидать первые результаты и последствия вступления?
Мнения по данному вопросу также серьезно разделились.
«Предприятиям легкой промышленности придется работать в условиях обострившейся конкуренции, хотя уже сейчас они испытывают сильное давление со стороны производителей, в первую очередь, из Азии. Положение усугубится, если в ближайшее время не удастся решить проблему "серого импорта". Она может быть решена, в том числе, методом совершенствования внутреннего налогового законодательства. Кроме того, проблемы присоединения к ВТО заключаются не только в таможенных тарифах. Следует понимать, что жизнь в условиях ВТО – это существование в качественно новом правовом поле». (Евгений Зверев, Ответственный секретарь Комиссии по текстильной и легкой промышленности РСПП).
«Лицензия на программное обеспечение продается без границ, поэтому на российской индустрии программного обеспечения вступление в ВТО вряд ли отразится.
Что касается юридического бизнеса, то большое количество региональных, восточно-европейских юридических фирм стало выходить на рынок, так как раньше рынок был занят либо международными гигантами, либо российскими компаниями, а теперь рынок становится более конкурентным. ВТО открывает большие возможности по использованию защиты интересов компаний в юридической плоскости и проникновению влияния других международных правовых актов.
Просто никто не знает, к чему реально приведет вступление в ВТО, и эта неопределенность играет на пользу юридическому и консультационному бизнесу, открывая перед ними новые возможности для развития бизнеса.
При этом многие разделяют опасения, что государство может ослабить работу по защите прав интеллектуальной собственности, по сравнению с предыдущими годами активной работы. Раньше ВТО – это был мощный политический джокер для развития законодательства и правоприменения. Это раньше задавало направления и темпы развития, и предоставляло собой весомый аргумент в международном переговорном процессе. Сейчас, когда законодательство в большей степени привели в соответствие с международным, а по части правоприменения достигли определенных результатов, становится очевидным ослабление государственного внимания к защите интеллектуальной собственности. Когда большая цель достигнута, задача защиты интеллектуальной собственности выпадает из списка приоритетных для чиновников, и остальные тоже ослабляют хватку». (Руководитель компании, занимающейся вопросами защиты интеллектуальной собственности)
«В целом, это пойдёт на пользу, как российскому бизнесу, так и отечественному рыбохозяйственному комплексу. В части повышения конкурентоспособности и приведения контролирующих органов и административных барьеров в соответствие с международными нормами, это позволит снять существенную часть бюрократической нагрузки и коррупционную составляющую с рыбака.
В рыбохозяйственном комплексе тем, кто торгует рыбопродукцией сейчас – вступление в ВТО выгодно, а тем, кто добывает и ловит – нет. У последних есть риски, такие как износ флота, устаревшие технологии переработки, слабая логистика, но есть ещё возможность их сгладить в переходный период адаптации, в том числе, и за счёт субсидий.
Российская экономика сегодня уже достаточно открыта для международной конкуренции, но уровень её собственной защиты предельно низок. Значительная часть отечественных экспортно-ориентированных компаний уже давно конкурирует с иностранными по правилам ВТО, но своими правами при этом пользуется не в полной мере». (Анна Горнова, помощник депутата Государственной думы, Члена комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Вице-президент Фонда «Национальный Престиж», руководитель направления океаническое рыболовство).
Фонд «Национальный престиж» создан в 2009 году с целью содействия развитию социальных проектов, поддержки отечественного искусства и популяризации достижений национальной культуры. В частности, Фонд занимается разработкой и популяризацией базовых принципов национальной промышленной политики, понимаемой в условиях глобализации как создание оптимально-комфортной среды обитания на территории России.
«Отрасли, на которые ВТО, очевидно, произведет негативный эффект – это легкая промышленность, сельское хозяйство, сельхозмашиностроение, тяжелое машиностроение, трубопрокат. При этом нельзя сказать, что какие-то отрасли точно выиграют. Можно сказать, что есть сектора, которые не проиграют – это нефтегаз, промышленность, производящая продукцию первичного передела, химия. Некоторые металлурги, например, тоже боятся вступления в ВТО, а конкретно – ужесточения ситуации и требований к ним на внешнем рынке». (Вячеслав Пронин, заместитель руководителя Аналитического центра «ВТО-Информ»).
«Всем понятно, что вступление в ВТО отразится на всей экономике, также как и на сельском хозяйстве. У меня неоднозначное мнение. Отрицательное с той точки зрения, что некоторые отрасли сельского хозяйства технологически оснащены намного хуже, чем в других странах.
За счет отсутствия рационального разделения труда в некоторых отраслях мы в итоге имеем высокую себестоимость, а качество уступает иностранцам, поэтому, если мы не преодолеем этот разрыв, то после вступления в ВТО нас завалят импортными изделиями». (Источник в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации).
«Первые результаты будут видны сразу после вступления России в ВТО, и мы можем ожидать много жалоб, направленных на рассмотрение в Арбитражную комиссию ВТО. Всемирный банк оценивает, что в результате вступления в ВТО Россия в краткосрочном периоде может ожидать рост ВВП на 3,3% ежегодно и на 11% ежегодно в долгосрочном периоде. При этом я хотел бы добавить, что другая группа аналитиков уверена в минимальном росте ВВП, в то время как третья группа ожидает падения ВВП на краткосрочном этапе». (Арт Франчек, президент Американского института бизнеса и экономики).
«Первые результаты можно ожидать к концу 2012 года, мы увидим это на пошлинах. Разрешение доступа к параллельному импорту может стать одним из негативных последствий вступления для нашего бизнеса. Будут и хорошие последствия – упрощение таможенных формальностей». (Представитель крупнейшей европейской компании)
«Вступление в ВТО будет способствовать ускорению интеграции России в двух направлениях: приток капитала в страну и расширение деятельности отечественных компаний за рубежом. Это придаст ускорение процессу интеграции России в мировое экономическое пространство.
На мой взгляд, одним из факторов, который может повлиять на процесс прихода в Россию иностранных компаний, является не очень аккуратное отношение к правам интеллектуальной собственности. Поэтому в Россию, как правило, компании просто не привозят то, что можно скопировать. Например, компания Boeing.
Есть и другой аспект. Раньше покупка самолета за границей с учетом таможенных пошлин и НДС выходила на 40% дороже его исходной стоимости. В итоге большинство компаний брали самолеты в лизинг и мало кто покупал, а издержки перекладывались на конечных потребителей, серьезно повышая цену на авиабилеты. После вступления мы можем ожидать постепенного изменения ситуации в лучшую сторону». (Экс-региональный директор британской компании по России).
«Первые результаты будут видны через 6-12 месяцев, а после двух лет – появится более четкое видение ситуации». (Лоуренс Брам, Основатель НКО Гималайский консенсус, Китай).
«В фармацевтике года через два можно ожидать результатов. То есть, если не будет сильных изменений и потрясений в области администрирования здравоохранения. Если изменится руководство Минздрава, тогда все может замедлиться». (Давид Мелик-Гусейнов, Директор Cegedim Strategic Data компании Cegedim).
«Переговоры о присоединении РФ к ВТО велись таким образом, чтобы ни одна из отраслей не оказалась в кризисной ситуации с наступлением членства в организации. При этом надо понимать, что мы вполне сознательно идем на постепенное увеличение конкуренции на внутреннем рынке – без этого невозможно дальнейшее развитие экономики и выход на внешние рынки.
ВТО тем более выгодно, чем больше мы модернизируем собственное производство и, соответственно, наращиваем экспорт готовой продукции. И тогда мы будем конкурентоспособными на международных рынках. Вообще, позитивные эффекты от членства в ВТО сказываются не сразу – должно пройти, по меньшей мере, лет пять». (Алексей Портанский, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН).
«Ожидать результатов можно уже через 3-5 лет. Можно как прогнозировать увеличение объемов дешевого импорта в Россию, так и увеличения объемов несырьевого экспорта из России. Однако в течение переходного периода в ближайшие 2-3 года, заметных изменений ожидать не стоит.
Как таможенный брокер, мы не боимся прихода новых игроков на рынок. А специфика нашего бизнеса с трудом позволяет иностранным компаниям конкурировать с российскими. Хотя слияния и поглощения возможны». (Алексей Мисаилов, управляющий партнер Parkline Group).
«Декларируется больше прозрачности, меньше коррупции, движение к открытой экономике, но в целом это просто хороший PR. При присоединении к ВТО снижаются тарифы только в тех секторах, где у России нет собственного производства, а, где есть стратегические местные заводы, - тарифы не снижаются. Россия захочет их сохранить, чтобы бизнес и люди могли продолжать работать. Главный вопрос – как будет реализовываться вступление в ВТО, поэтому никаких результатов не будет в течение нескольких лет, а видимых результатов – в течение 10 лет». (Исполнительный директор крупной американской компании в России).
«Условия ВТО в целом устраивают экспортеров-сырьевиков и производителей продукции первого передела. У нефтяников проблем на внешнем рынке не было, но металлурги с ними сталкивались – например, в США. Но потенциально ожидаются проблемы у газовых компаний, так как идет давление на цены, связанное, в том числе с параллельными с
присоединением к ВТО процессами появления сжиженного, сланцевого газа и диверсифицикацией источников получения газа со стороны Европы.
В проигрышном положении окажутся сельское хозяйство, значительная часть обрабатывающей промышленности – машиностроение, авиастроение, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение.
Можно ли успеть реализовать необходимые меры по защите отечественной промышленности за переходный период в 7 лет? Переговоры о вступлении в ВТО длились 18 лет – за это время можно было подготовиться, а реально для подготовки к вступлению не сделано ничего. Так как можно считать, что за переходный период будет сделано больше?» (Павел Кудюкин, доцент Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), эксперт Института глобализации и социальных движений (ИГСО).
Насколько Вы/бизнес информированы относительно будущих изменений, которые произойдут при вступлении России в ВТО и требований ВТО?
«Мы все увидели текст по вступлению только 16 декабря 2011 года, а документ на русском языке стал доступен с 1 февраля 2012 года. Хотя еще в 2006 году были согласованы все нормы, как говорил Медведков. Мы не знали условий, не могли обоснованно готовиться, чиновники не слушали нас. На вопрос «Почему раньше бизнес молчал?» есть ответ – бизнес просто ничего не знал об условиях вступления в ВТО». (Вячеслав Пронин, заместитель руководителя Аналитического центра «ВТО-Информ»)
«Бизнес о будущих изменениях проинформирован плохо. В частности, непонятно, как будет меняться таможенный тариф. Сайт по вступлению в ВТО и все материалы доступны только на английском. Новый таможенный тариф был опубликован буквально накануне его вступления в силу, 23 августа 2012 года, какие изменения в плане пошлин последуют с 1 января 2013 – также непонятно». (Представитель крупнейшей европейской компании).
«Бизнес в фармацевтической отрасли не очень информирован относительно последствий вступления в ВТО. Мы проводим ликбез в фармкомпаниях. В Минздраве другие проблемы: стандарты и качество лечения. В Минэке другие приоритетные отрасли, которыми они занимаются. В Минпромторге – молчат. Нет даже дорожной карты, как
все будет происходить». (Давид Мелик-Гусейнов, Директор Cegedim Strategic Data компании Cegedim)
Существует и противоположная точка зрения.
«По инициативе Минэкономразвития с 2001 года началась большая информационная кампания среди бизнеса по теме присоединения к ВТО. В нее активно включились РСПП, ТПП, Госдума. Как непосредственный организатор и участник этой кампании, могу сказать, что она была в целом успешной.
Мы провели более 150 семинаров, конференций, круглых столов в 64 субъектах России. Всего по теме присоединения состоялось порядка 350 встреч. Те предприятия и бизнесмены, которые хотели получить необходимые сведения и подготовиться к членству в ВТО, смогли сделать это. В ряде регионов, к примеру, проведены свои исследования о возможных последствиях присоединения к ВТО. Но не все в этом плане были одинаково активны. Большинство сидели и ждали указа из Москвы – «вот мы вступаем в ВТО, сделайте первое-второе-третье». Некоторые, грубо говоря, «проспали» и теперь испытывают дискомфорт.
В последний период уже после официального принятия РФ в члены ВТО 16 декабря 2011 года от «критиков» нередко можно было слышать упреки в том, что якобы нет перевода на русский язык документов о присоединении. Это неправда, - перевод был опубликован в интернете. При этом, однако, надо учитывать, что аутентичным остается текст документов на английском языке». (Алексей Портанский, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН)
«Бизнес-сообщество было проинформировано о текущих изменениях. В Российской Федерации была проделана колоссальная работа в целях донести до всех заинтересованных (хочу подчеркнуть это слово) специалистов информацию о нормах и правилах ВТО. Насколько разумно представители бизнеса смогли распорядиться полученной информацией покажет уже ближайшее время». (Виталий Аристов, Начальник отдела двустороннего и многостороннего сотрудничества Департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии).
«Тем, кто работает с зарубежными потребителями и поставщиками, условия вступления в ВТО известны. Правительство, его профильные министерства и ведомства публикуют все требования и необходимую информацию. Большинство изменений и нововведений ВТО рыбная отрасль ещё не может ощутить сегодня потому, что это требует практики, статистики. Плюсы и минусы проявятся со временем». (Анна Горнова, помощник депутата Государственной думы, члена Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Вице-президент Фонда «Национальный Престиж» (руководитель направления океаническое рыболовство).
«Крупный бизнес хорошо информирован относительно ВТО. Представители Минэкономразвития ведут диалог с деловым сообществом, проводят конференции, брифинги, предоставляют информацию в открытый доступ. Готовы отвечать на запросы. Мы также предоставляем клиентам аналитику и готовим подборку тех материалов, которые имеют прикладное значение. Поэтому и российские, и международные компании, представленные на российском рынке, в курсе основных тенденций и знают, как развиваться в будущем». (Алексей Мисаилов, управляющий партнер Parkline Group)
«В части защиты авторского права - максимально информированы». (Руководитель компании, занимающейся вопросами защиты интеллектуальной собственности)
«Предприятия текстильной и легкой промышленности достаточно осведомлены о тарифных уступках, но есть дефицит информации на тему возможных компенсационных мер и процедур антидемпингового расследования в соответствии с правилами ВТО». (Евгений Зверев, Ответственный секретарь Комиссии по текстильной и легкой промышленности РСПП).
Есть и противоречивые точки зрения.
«Лучше всех информированы объединения бизнеса, а не конкретные компании. При этом значительная часть компаний не входит в бизнес-ассоциации, так как наше общество, в том числе и деловое сообщество, в принципе слабо способно к самоорганизации. Во-первых, у нашего бизнеса нет собственной социальной идентичности, нет такой социальной группы, как бизнес, и это показатель слабой его способности к самоорганизации. Во-вторых, нет нормального диалога между бизнесом и властью». (Павел Кудюкин, доцент Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), эксперт Института глобализации и социальных движений (ИГСО).
Если говорить о практических аспектах подготовки, которые может изучить каждый, то на сайте Министерства экономического развития есть отдельный раздел, который представляет собой подборку публикаций в СМИ на тему вступления России в ВТО и несколько документов на тему
(
Директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Максим Медведков на предложение принять участие в исследовании от комментариев отказался.
Знаете ли Вы о компаниях, разрабатывающих внутреннюю стратегию по адаптации к требованиям ВТО? Разрабатываете ли Вы подобную стратегию для Вашего бизнеса? Если да, то на что Вы в ней делаете акцент?
Социологические опросы показывают, что де факто в большинстве компаний теме вступления в ВТО не придавали значения, считая, что это дело далекого будущего. Так, Strategy Partners и «Деловая Россия» в декабре 2011 -го - январе 2012 года в опросе топ-менеджеров российских компаний констатировали: лишь у 6% опрошенных существует разработанная стратегия адаптации бизнеса к ВТО. Еще 11% планируют это, 48% ответили, что «возможно, будут разработаны некоторые меры». 34% опрошенных компаний заявили, что адаптационные стратегии или меры разрабатывать не планируют.
При этом 22% компаний уверены, что на отраслях экономики РФ присоединение к ВТО практически не отразится, 52% уверены в «позитивном» и «исключительно позитивном» влиянии этого процесса, 24% — в «негативном» или «исключительно негативном» влиянии. При этом оценка влияния присоединения к ВТО респондентов опроса на их собственный бизнес чуть хуже: 48% уверены в «позитивном» и «крайне позитивном» влиянии режимов ВТО на их компании, 46% — в «негативном». («Коммерсантъ-Online» от 14 февраля 2012).
Результаты исследования Grayling подтвердили этот тезис. За рамками обычной констатации о том, что это делать необходимо, мало кто действительно готовит стратегии по адаптации бизнеса к требованиям ВТО.
О причинах такого подхода размышляет наш эксперт. «Мало кто думает на несколько лет вперед. Для России это слишком далекая перспектива, потому что все слишком быстро меняется, обстановка нестабильная». (Руководитель компании, занимающейся вопросами защиты интеллектуальной собственности).
«Не встречал таких стратегий. На низком уровне находится как корпоративное, так и государственное управление, поэтому сложно говорить о наличии какой-то стратегии, как у бизнеса, так и у государства. При вступлении в ВТО что-то начнет сыпаться, и что-то в пожарном порядке начнут делать, чтобы спасти». (Павел Кудюкин, доцент Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), эксперт Института глобализации и социальных движений (ИГСО).
«Что касается адаптационных стратегий – в машиностроении их нет. Есть общая стратегия развития до 2020 года. 90% мер, которые необходимы для поддержки экономики, запрещены ВТО. Легкая промышленность, производство мебели, одежды, продукции из металлов, электроника – их невозможно будет развивать». (Вячеслав Пронин, заместитель руководителя Аналитического центра «ВТО-Информ»).
Существует и контрастная точка зрения.
«Наш бизнес уже адаптирован к ВТО». (Алексей Мисаилов, управляющий партнер Parkline Group).
«Правительство РФ с начала 2012 года уделяет большое внимание вопросу снижения рисков для отдельных отраслей и секторов в условиях членства в ВТО. Уже принят целый ряд конкретных мер. Должен заметить, что бизнес в принципе мог бы подготовиться лучше к новым условиям, но, к сожалению, на протяжении переговорного процесса он не всегда получал однозначные сигналы сверху о том, что мы действительно стремимся в ВТО. Поэтому многие полагали, что вопрос окончательно не решен и готовиться смысла нет. Колебания бизнес чутко улавливал. Особенно это ощущалось в период наступления мирового экономического кризиса. К примеру, в сентябре 2011 года: на самом высоком правительственном уровне было заявлено, что бизнес должен быть готов к двум сценариям: «Россия в ВТО и Россия не в ВТО». Разумеется, все восприняли это таким образом, что присоединение откладывается на неопределенный срок». (Алексей Портанский, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН).
Только сейчас бизнес начинает реагировать на уже свершившийся факт присоединения России к ВТО. Эксперты считают, что к членству России, в отличие от неё самой, гораздо лучше подготовились иностранные «конкуренты». Министерство торговли США сформировало на собственном сайте отдельный раздел, посвященный этому вопросу. (
В нем приведен анализ условий вступления России в ВТО, включая последствия для американского бизнеса, выбраны 17 приоритетных отраслей и дан обзор открывающихся возможностей для бизнеса в плане улучшения доступа на российский рынок. Подобный анализ проведен не только в отраслевом разрезе, но и в разрезе потенциальной применимости для каждого из 50 штатов.
«Фрагментарно делают бизнесмены. Мы со своим скудным знанием пытаемся им помогать. Домысливаем, объяснения придумываем происходящим процессам. Шаблона, как это делать, нет ни у кого. И это мешает компаниям готовиться к тем рискам, которые может понести индустрия, к тому, как работать в ВТО». (Давид Мелик-Гусейнов, Директор Cegedim Strategic Data компании Cegedim).
«Мы знаем, что, например, Boeing выиграет от вступления России в ВТО в ближайшие 7 лет, поскольку таможенные пошлины на коммерческие самолеты снизятся с 20 до 7%. А в ближайшие 10 лет в России прогнозируется потребность порядка в 1000 самолетов. У Boeing точно есть такая стратегия. Производители мясной, куриной продукции из Евросоюза также подготовились и выиграют от вступления России в ВТО, поскольку их импорт более не сможет подвергаться дискриминации». (Арт Франчек, президент Американского института бизнеса и экономики).
«Стратегия адаптации к требованиям ВТО нужна бизнесу, только если эти требования ужесточились. Если они наоборот стали благоприятнее, то смысла в подобной стратегии нет. Адаптация необходима тем отраслям, которые раньше были защищены таможенными пошлинами – у нас это, например, авиастроение. Правительство думало, что защищает отечественного производителя, но нужно было не ставить высокие ввозные пошлины, а делать собственное производство конкурентоспособным. Вместо того, чтобы начинать улучшать самолеты, конкурировать, снижать цену и себестоимость, – стали защищать авиацию». (Экс-региональный директор британской компании по России).
«Сложно подготовиться к вступлению в ВТО, так как вы должны иметь государственную поддержку, должны быть защищены протекционистскими мерами. Что будут делать российские регионы, будет ли им оказана поддержка со стороны федеральной власти? Важно увидеть, как будет организована работа на местах, как местные органы власти справятся с этим». (Лоуренс Брам, Основатель НКО Гималайский консенсус, Китай)
Интересно, что региональный аспект вступления в ВТО упомянул лишь один из участников исследования. Возможно, это связано с тем, что данный вопрос в большей степени касается власти и общества, а не бизнеса. Проблема несбалансированного уровня регионального социально-экономического развития России является одной из главных сложностей в процессе вступления в ВТО, поскольку Россия, по мнению социологов, представляет собой четыре разные страны (Наталья Зубаревич. Четыре России. Ведомости, 30 декабря 2011):
1. Россия больших городов – 12 городов-миллионников и города с населением от 500 000 человек, где проживает 30% всего населения.
2. Россия средних промышленных городов с населением от 20 000 до 250 000 человек, иногда более крупных до 300 000 - 500 000 (Череповец, Нижний Тагил, Магнитогорск, Набережные Челны) и даже 700 000 (Тольятти), где живет 25% населения, из них 10% - в моногородах.
3. Периферийная Россия, состоящая из жителей сел, поселков и малых городов, составляющих 38% населения.
4. Россия Северного Кавказа и юга Сибири (Республика Тыва, Алтай), где сосредоточено порядка 6% населения страны.
Балансирование интересов этих четырех Россий и минимизация негативных последствий и использование открывающихся возможностей их присоединения к ВТО – это серьезный вызов, ответа на который, по мнению экспертов, пока нет не только на региональном, но и на федеральном уровне.
Впрочем, некоторые представители бизнеса считают, что готовиться к ВТО смысла нет.
«Стратегию еще рано писать. Этим можно начать заниматься не раньше 2015 года. Пока никто не знает, как работать в рамках Таможенного союза, не говоря уже о ВТО. ВТО – это «rocket science». Пока мы ждем, смотрим и наслаждаемся шоу, а стратегию начнем готовить, когда таможенники, налоговики и Минфин опубликуют изменения в законодательстве и нормативную базу, которые будут влиять на бизнес.
Пока мы не увидим тарифы для соответствующих товарных кодов от таможенников, все это ВТО - на бумажке. Пока скорость растаможки не меняется, и мы не видим результатов этого в отчете о прибылях и убытках, то все изменения оказывают непрямое влияние». (Исполнительный директор американской компании в России).
«Вообще, те компании, которые активно включились в процесс присоединения и проявили заинтересованность в получении информации, теперь раньше других и готовят стратегии по адаптации. Многие бизнесмены справедливо отмечают, что важнейшей внутренней проблемой при присоединении к ВТО является функционирование нашей бюрократии, а именно - скорость и реакция чиновников на обращения и жалобы бизнеса. Конечно, в основном такую работу начали крупные компании. Как всегда, здесь есть передовики, есть и отстающие, которые продолжают надеяться, что государство поможет и спасет в критический момент». (Алексей Портанский, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН).
Жизнь после вступления в ВТО: работа комиссии по разрешению споров
(Материалы для данного раздела предоставлены Senior Lecturer, City University London, David Collins)
Вопросы работы комиссии по разрешению споров при ВТО лежат за рамками предмета нашего исследования. Однако как уже упоминалось участниками исследования, механизм разрешения споров ВТО, является одним из наиболее эффективных механизмов на международной арене и именно с разрешения споров, как ожидают многие, начнется для России реальный опыт работы в ВТО. Наиболее вероятными направлениями, по которым Россия будет привлекаться в качестве ответчика, являются использование антидемпинговых, санитарных и фитосанитарных мер и вопросы, связанные с защитой интеллектуальной собственности (TRIPS). В этом разделе кратко обозначены наиболее интересные элементы практики разрешения споров и работы комиссии.
Порядка 70% решений комиссии по спорам обжалуются, поскольку подача апелляции не влечет за собой значительных финансовых расходов, позволяет добиться отсрочки и помогает политикам «сохранить лицо» у себя на родине. На практике истец, подающий жалобу, как правило, выигрывает дело.
Рассмотрение спора остается конфиденциальным до последнего момента, когда объявляется решение комиссии и апелляционного органа ВТО. Отчасти это негативно сказывается на имидже страны, к которой предъявляется претензия, поскольку суть спора не обсуждается в прессе, а обсуждается лишь сам факт подачи претензии.
В результате рассмотрения претензии государство, которое признано виновным в нарушении правил ВТО должно внести изменения в законодательство, чтобы убрать или изменить те его аспекты, которые противоречат интересам членов ВТО. Денежная компенсация убытков не используется в качестве возможного варианта разрешения спора.
Однако компенсация (дополнительные льготы, предоставляемые проигравшей стороной) в принципе возможна в качестве временного средства правовой защиты, пока поправки в законодательство не вступят в законную силу. Либо компенсация может быть представлена в виде возмещения убытков (приостановление предоставления льгот), однако последнее должно быть разрешено комиссией по разрешению споров при ВТО.
От страны, нарушившей правила, ожидается быстрое исполнение решения комиссии по разрешению споров, но, поскольку это не всегда возможно, это должно быть сделано в разумные сроки.
За 2011 год было рассмотрено 26 споров, что является значительным количеством для рассмотрения комиссией за год. Большинство споров касалось торговой защиты: использование антидемпинговых и компенсационных мер и гарантий, а также вопросам в сфере услуг (GATS) и инвестиций (TRIMs). Итоги за 2012 год еще подводятся.
Примечательно, что США – один из самых активных «пользователей» механизма решения торговых споров. Это страна, наиболее часто выступающая в качестве истца и ответчика.
За весь период работы комиссии со времени создания ВТО было зарегистрировано 454 спора, однако их количество в последнее время снижается.
Послесловие
Как показало исследование, обсуждение темы присоединения России в ВТО и его последствий привело к серьезному размежеванию в экспертном сообществе, так же, как в свое время дискуссия западников и славянофилов о путях развития России.
Причины, лежащие в основе подобного противостояния, кроются в области культуры, а сомнения экспертного сообщества относительно целесообразности вступления в ВТО лежат, в том числе в следующем. Российская и ранее советская и русская культурная традиция предполагала, что мир воспринимается в рамках бинарной (двоичной) системы
и путем противопоставления одного понятия другому: белое-черное, хороший-плохой, свой-чужой. (Подробнее о противопоставлении бинарной и тернарной культуры смотрите Лотман Ю. В точке поворота // Литературная газета. 1991. 12 июня. № 23).
Так и в данном случае черно-белые реакции на тему присоединения России к ВТО во многом обусловлены исторической и культурной традицией. Отсутствие серьезной и содержательной дискуссии на эту и другие актуальные темы для развития России на практике приводит к «плохим» - дорогим и не самым оптимальным – решениям органов власти, и к непредсказуемости действий власти и для бизнеса, и для общества, когда эти решения приходиться дорабатывать и переделывать, а ошибки исправлять уже на ходу.
Однако развитие цивилизации ведет к тому, что российское общество постепенно переключается с бинарной системы на тернарную (тройственную), более характерную для большинства западноевропейских культур, когда мир воспринимается в его многообразии и тем самым в большей степени ориентируется на эволюционное сознание и развитие.
Вступление России в ВТО дает возможность России стать еще более включенными не только в торговый, но и культурный диалог с мировым сообществом, чтобы сохранить возможности дальнейшего эволюционного развития страны. Поэтому участие России в подобных организациях важно еще и с точки зрения ее вовлеченности в конструктивный диалог и поиск разумного компромисса с другими странами, не забывая при этом о защите национальных интересов.
«Переход от мышления, ориентированного на взрывы, к эволюционному сознанию приобретает сейчас особое значение, поскольку вся предшествующая привычная нам культура тяготела к полярности и максимализму». «Коренное изменение в отношениях Восточной и Западной Европы, происходящее на наших глазах, дает, может быть, возможность перейти на общеевропейскую тернарную систему и отказаться от идеала разрушать «старый мир до основанья, а затем» на его развалинах строить новый. Пропустить эту возможность было бы исторической катастрофой» (Ю.М. Лотман. Культура и взрыв)
Приложение 1. ВТО в цифрах и фактах
ВТО (Информация по состоянию на январь 2013 году. Подробная информация представлена на официальном сайте ВТО по адресу
Глобальная организация, регулирующая торговые отношения между странами-членами. ВТО основана 1 января 1995 года в результате Уругвайского раунда переговоров, проходившего с 1986 по 1994 годы, и на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле, заключенного в 1947 году. Членами ВТО являются 157 стран. Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария. Генеральный директор ВТО — Паскаль Лами. Бюджет организации составляет порядка 163 млн. евро по состоянию на 2012 год. В ВТО работают 640 человек. Официальные языки: английский, французский, испанский.
ВТО и Россия Россия стала полноправным членом ВТО 22 августа 2012 года. Переговоры о присоединении России продлились рекордные 18 лет с июня 1993 по декабрь 2011. За эти годы рабочая группа провела 29 регулярных сессий по согласованию условий присоединения. После присоединения России ВТО регулирует 95-97,1% мировой торговли (по разным оценкам). Некоторые последствия вступления для России:
- Недискриминационный доступ к экономикам 156 стран мира.
- Постепенное снижение средней ставки российских таможенных тарифов с 10% до 7,8%.
- До 11 % роста ВВП в долгосрочной перспективе (оценка Всемирного банка).
- Устранение экспортных ограничений на 2 млрд. долларов США в год (оценка Министерства экономического развития России).
Приложение 2. Краткий обзор по России в ВТО
Самые долгие переговоры о присоединении к ВТО велись в течение 18 лет, с 1993 по 2011. Россия - это последний член двадцатки крупнейших национальных экономик и ЕС (G20), а также последняя из пяти быстроразвивающихся стран группы БРИКС, которая стала 156 членом организации с 22 августа 2012 (Федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года» был принят Государственной Думой РФ 10 июля 2012 года, одобрен Советом Федерации РФ 18 июля 2012 года, и подписан Президентом РФ 21 июля 2012 года).
Директор департамента ВТО по вопросам присоединения, Шиеду Осакве (Chiedu Osakwe), заявил, что с Россией ВТО будет регулировать до 97,1% мировой торговли
(Director-General’s Statement on Russia’s Accession, December 16, 2011//
Основополагающие принципы и правила ВТО: . взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.
Важнейшие функции ВТО: содействие либерализации торговых режимов и устранению барьеров в торговле между странами-членами; проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО.
Обязательства России перед членами ВТО зафиксированы в Протоколе, Перечне обязательств по товарам, Перечне обязательств по услугам, являющихся частями Протокола, а также Докладе Рабочей группы по присоединению России к ВТО.
Права и обязательства перед членами ВТО повлияют на Россию в трех основных направлениях. Во-первых, членство повлияет на импорт и экспорт продуктов. Во-вторых, обязательства повлияют на рынок услуг. В-третьих, затронет сферы инвестиций и интеллектуальной собственности.
В результате присоединения России к ВТО ставки ввозных таможенных пошлин на товары должны быть снижены с текущего среднего уровня 10% до уровня 7,8%. В отдельных секторах, таких как машиностроение, ставки ввозных таможенных пошлин должны быть снижены с текущего среднего уровня 25% до 15%. Прогнозируется снижение ввозных таможенных пошлин на 1/3 товаров начиная с 2012 года, на 1/3 товаров начиная с 2015 года, на оставшиеся 1/3 товаров начиная с 2018 года. Ожидается, что эти сокращения значительно увеличат импорт товаров. Европейский союз, как основной торговый партнер России, оценивает, что снижение тарифов сэкономит на импортных пошлинах для европейских экспортеров 2,5 млрд. евро в год. Это позволит одному только Европейскому союзу экспортировать в Россию дополнительно товаров на сумму 3,9 млрд. евро в год (Europe Portal (2011), EU welcomes Russia's WTO accession after 18 years of negotiations.
Россия приняла на себя обязательства по 116 видам услуг из 155, предусмотренных классификатором услуг ВТО. Виды услуг включают в себя: банковские и услуги на рынке ценных бумаг; страхование; бухгалтерский учет и аудит; телекоммуникации и другие. Всемирный банк оценивает, что в результате присоединения к ВТО потребление услуг в России вырастет на 5,3% (Thomas Rutherford, University of Colorado and David Tarr, The World Bank. Russia’s WTO Accession: What are the macroeconomic, sector, labor market and household effects?,
В рамках присоединения к ВТО Россия принимает на себя обязательства, гарантирующие иностранным компаниям доступ к национальному режиму, то есть для иностранных лиц будут действовать те же правила что и для российских. А также доступ к режиму наибольшего благоприятствования (РНБ), означающий, что если Россия предоставит благоприятный правовой режим для иностранных лиц из одного члена ВТО, то он должен действовать для лиц из любого другого члена ВТО.
Основой ВТО являются системы договоренностей по шести направлениям (текущий статус по ним для России представлен ниже):
По торговле товарами (регулируется Соглашением по товарам)
Снижение ввозных таможенных пошлин: на 1/3 товаров начиная с 2012 года, на 1/3 товаров начиная с 2015 года, на оставшуюся 1/3 товаров начиная с 2018 года. По торговле услугами (регулируется Соглашением по услугам)
Россия приняла на себя обязательства по 116 видам услуг из 155, предусмотренных классификатором услуг ВТО. По инвестиционным мерам (регулируется Соглашением по инвестициям (TRIMs - Agreement on Trade-Related Investment Measures).
В части обязательств по инвестиционным программам в автомобильной промышленности Россия сохранила возможность применения временно противоречащих ВТО мер. По интеллектуальной собственности (регулируется Соглашением по интеллектуальной собственности (TRIPS - Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights)
Определяет условия распространения режима ГАТТ 1994 года на результаты интеллектуальной деятельности, определяет права и обязательства России, как члена ВТО, в области защиты прав интеллектуальной собственности при торговле товарами. По механизмам разрешения споров (регулируется Соглашением о правилах и процедурах разрешения споров (DSU - Understanding on rules and procedures governing the settlement of disputes).
Разрешение торговых споров осуществляется различными способами в рамках ВТО. Предпочтительнее разрешать споры путем консультаций и переговоров, и данная процедура является обязательной на первоначальном этапе возникновения споров, но не всегда эффективной. Доступ к механизмам ВТО по разрешению споров предоставляет возможность защиты российских интересов в случае, если они ущемляются другими членами ВТО. По госзакупкам (регулируется Соглашением по госзакупкам (TPRM - Trade Policy Review Mechanism) – (еще не подписано).
Регулирует правила и процедуры, связанные с проведением тендеров при осуществлении государственных закупок товаров и услуг. Государственные органы будут заключать договоры на основе принципа транспарентности, согласно опубликованным законам, правилам и рекомендациям. Россия направила запрос о получении статуса наблюдателя по данному Соглашению после присоединения к ВТО и начала соответствующие переговоры об участии в Соглашении.
В принятых обязательствах Россия оговорила некоторые ограничения в отношении иностранных партнеров. Ограничения коснутся: . ценообразования (переходный период для гармонизации железнодорожных тарифов, носящих дискриминационный характер по отношению к импорту товаров); особых экономических зон (переходные периоды для Калининградской и Магаданской ОЭЗ); технического регулирования (возможность сохранения ГОСТов, противоречащих ВТО, если они не оспариваются членами ВТО); сельского хозяйства (возможность повысить уровень поддержки сельского хозяйства); инвестиционного регулирования (Соглашения по инвестициям (TRIMs) (в части обязательств по инвестиционным программам в автомобильной промышленности Россия сохранила возможность временного применения мер, противоречащих ВТО).
После получения Россией статуса члена ВТО российские компании получили право входить на иностранные рынки, причем с учетом тех обязательств, которые взяли на себя соответствующие члены ВТО. И такие обязательства могут быть для российских компаний более благоприятными, нежели тот режим, который распространялся на них до вступления России в ВТО.
Информация о Grayling. Одно из крупнейших PR-агентств в мире: более 1000 сотрудников в 70 офисах в 40 странах мира, а также сеть надежных партнеров по всему миру. Сильные позиции в России и странах СНГ. Широкий аспект оказываемых услуг: связи с общественностью и государственными структурами, корпоративные и финансовые коммуникации, антикризисный PR, работа с новыми видами СМИ и социальными сетями, а также организация мероприятий. У наших консультантов есть опыт содействия принятию решений на высоких уровнях в правительствах по всему миру. Мы консультируем мировые и российские компании в области стратегических коммуникаций в широком ряде отраслей, включающих здравоохранение и фармацевтику, финансовые и профессиональные услуги, технологии, средства массовой информации и телекоммуникации, а также потребительские бренды. У Grayling в России большой опыт антикризисного менеджмента и наработанная методология, которую мы предлагаем нашим клиентам на тренингах по антикризисным коммуникациям и общению со СМИ. Наша команда по связям с органами государственной власти эффективна и соблюдает все этические стандарты. У нас глубокое понимание работы Федерального правительства и парламента. Мы также обладаем знаниями и владеем методологией поддержки крупных прямых иностранных инвестиций на региональном и федеральном уровне, включая поиск площадки для строительства и получение разрешений. В 2008 году Grayling Россия было выбрано лучшим агентством в области связей с правительственными и общественными организациями в Европе, Ближнем Востоке и Африке по версии ведущего международного PR-журнала The Holmes Report, а в 2009 году получило международную награду Stevie за «Коммуникационную кампанию года в Европе».
Контакты
Павел Мельников,
Вице-президент по связям с правительственными и общественными организациями
Grayling в России
+7.495.788-67-84; +7.963.963.19-29;
pavel.melnikov@grayling.com
Информация о Коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры». Основана в 2003 году, география деятельности фирмы охватывает Россию и страны СНГ, Западную Европу и США. Объединяя более 30 высококвалифицированных опытных адвокатов и юристов, фирма оказывает юридические услуги широкому кругу клиентов, среди которых российские и международные компании, финансовые институты и органы государственной власти. Фирма ежегодно входит в рейтинги международных юридических справочников, включая Chambers Global, Chambers Europe, The Legal 500, Who's Who Legal, Best Lawyers; квалификация и опыт юристов фирмы отмечены такими международными наградами, как Corporate Intl Global Awards 2012, The Lawyer European Awards 2012, ILASA Awards 2012, Legal Success 2012, The British Legal Awards 2011 и другими. Мы представляем интересы клиентов и консультируем в области разрешения судебных споров, международного коммерческого арбитража, предоставляем юридические услуги по вопросам: права ВТО, антимонопольного права, корпоративного права. Отраслевая специализация: банковский сектор, недвижимость и строительство, энергетика и природные ресурсы, связь и телекоммуникации.
Опыт в области права ВТО Консультировали международные и российские компании по вопросам обязательств России при вступлении в ВТО, положительных и отрицательных факторов вступления для компаний нефтяного, банковского и металлургического секторов, предприятий алкогольной и пищевой промышленности. Представляли интересы группы 131 депутата Государственной Думы РФ в Конституционном Суде РФ по вопросу о конституционности не ратифицированного на тот момент Протокола о присоединении России к ВТО Представляли Федеральную Палату Адвокатов в контексте ВТО в ходе взаимодействия с государственными органами (Министерство юстиции РФ, Министерство экономического развития РФ). Провели базовый анализ правовых последствий вступления России в ВТО для различных секторов экономики (обзоры доступны на
Контакты
Александр Муранов,
Управляющий партнер,
руководитель практики по праву ВТО
+7.495.783-74-50;
a.muranov@rospravo.ru