Журнал ТЕХСОВЕТ премиум

Перспективы IТ-компании в сфере ЖКХ: аналитики VS реальный сектор


Добавлено: 14.12.2011, Изменено: 24.11.4288


Исследовательская компания IDC подготовила отчет о тенденциях и прогнозах по расходам на ИТ в России в 2011-2015 гг. Что говорит о перспективах развития реальный сектор? Насколько аналитические данные соответствуют реальным перспективам рынка, читайте в этой статье.
По данным отчета, средний рост расходов на ИТ в России в этот период составит 11,6%, а по итогам 2015 г. уже достигнет $41,1 млрд. Как следует из материала, самые высокие темпы роста — от 15% до 17% в год — покажут компании в сферах ЖКХ, транспорта, коммуникаций, энергетики, а также розничной торговли.
Сферу жилищно-коммунального хозяйства давно называют одной из самых перспективных для малого и среднего бизнеса. Частных предпринимателей привлекает прежде всего гарантированный спрос на предоставляемые услуги, а также регулярный доход благодаря «живым» деньгам от жильцов. Другое преимущество — упрощенное налогообложение, заметно облегчающее жизнь.

При этом для ИТ-компаний в сфере ЖКХ открывается множество направлений деятельности: от оборудования автостоянок и поддержки инженерных коммуникаций до установки и обслуживания охранных систем. Учитывая масштабность современной структуры ЖКХ, без новейших ИТ-разработок в этих сферах действительно не обойтись.
Пожалуй, наиболее ярким примером прогресса компьютерных технологий в ЖКХ является опыт Финляндии. На родине Санта-Клауса жильцы могут воспользоваться услугой под названием «Электронный ЖЭК» и за считанные минуты узнать о текущем состоянии платежей, показателях электроэнергии и т.д.
Впрочем, инновации уже действуют и в некоторых российских регионах. В ряде городов, в том числе в Москве и Петербурге, услуги ЖКХ можно оплатить через банкоматы и электронные терминалы. Кроме того, например, в Свердловской области, где наблюдались проблемы с задержкой платежей, был создан Комплексный расчетный центр, доступный в 36 городах Среднего Урала и обслуживающий около 490 тысяч абонентов.
«Комплексную программу по модернизации ЖКХ в 2010-2020 в Свердловской области призван осуществить Региональный информационный центр, — рассказывает Олег Троицкий, генеральный директор ОАО «РИЦ». — Эта организация обеспечивает финансовую и информационную прозрачность всех процессов жилищно-коммунальной сферы, а также привлечение инвестиций в отрасль».

РИЦ работает на интернет-платформе «Биллинг Онлайн». Она, по словам Троицкого, позволяет ЖСК и УК в режиме реального времени вести учет потребленных жителями услуг, осуществлять расчет внутридомового баланса и распределение услуг в полном объеме, формировать счета, учитывая льготы и субсидии, отслеживать поступления и долги, а также эффективно сокращать затраты.
«Главные преимущества системы «Биллинг Онлайн» непосредственно для жителей, — объясняет генеральный директор центра, — это прозрачность и обоснованность начислений за услуги ЖКХ, возможность получить информацию по лицевому счету в любой момент, наличие единого окна и единого платежного документа за все ЖКУ, и, что немаловажно, удобство оплаты».
Ни для кого не секрет, что недостаток срочных капиталовложений в сферу ЖКХ грозит не только общим снижением качества жизни, но и разрушением инфраструктуры отдельных населенных пунктов. Аналитики прогнозируют, что размеры ИТ-инвестиций в мелкие и средние предприятия увеличатся, поскольку именно небольшие компании обладают потенциалом внедрения новых решений. По итогам 2011 года ожидается рост расходов на ИТ на 13,3%. Таким образом, общий объем рынка составит $26,9 млрд.
«Инвестировать сейчас нужно не только в оптимизацию упрощенной системы оплаты услуг, капитальный ремонт домов и прочие моменты, в которых мы заинтересованы как потребители, — утверждает Михаил Орешин, директор по развитию компании «Амрита».— Система анализа текущей ситуации и современные средства эксплуатации данных систем тоже нуждаются в материальной поддержке».

Вполне вероятно, что все эти капитальные вложения лягут на плечи рядовых жителей многоквартирных и частных домов. Очень многое на данный момент зависит от сил и желаний муниципалитетов. «Хотя координация работы ЖКХ будет производиться на федеральном уровне, очевидно, что местные власти лучше знают ситуацию в своих поселениях. Отрадно, что большинство региональных руководителей различных отраслей ЖКХ выражают неподдельный энтузиазм, когда речь заходит о внедрении новых технологий, — подчеркивает Михаил Орешин. — Но есть и ложка дегтя в этой бочке меда. ЖКХ не в состоянии инвестировать в основные средства из тарифов, поэтому главный расчет делается на то, что рынок пойдет по пути концессионных соглашений. При этом, по моему мнению, права инвестора прописаны невнятно. А значит, сохраняется риск того, что модернизация будет зависеть больше от активности отдельных муниципалитетов, чем от федеральной программы. При таком раскладе процветать будут только избранные регионы, привлекательные  с точки зрения инвестирования».



« Назад