новости с выставок и конференций

2022-02-21- ExpoElectronica 2022


Добавлено: 25.11.8760, Изменено: 25.11.4393


Интервью с Макаровым Владимиром, генеральным директором НКАБ

Каков был для НКАБ 2021 год?

Непростым, как и для большинства участников рынка электроники, как глобального, так и нашего, российского. Но тем не менее, как всегда, вызовы сопровождаются возможностями, которые трансформируются в рост. По этой «простой» формуле и работает наша компания. На глобальном рынке, я полагаю, в финальном годовом отчете мы увидим оборот свыше 360 млн долларов США, на нашем локальном мы перешли рубеж 20 млн долларов США, что вполне соответствует нашей среднесрочной стратегии развития.

 В каких организационных взаимоотношениях находятся российский НКАБ и NCAB Group? Может, немного истории?

NCAB Group стартовал в 1993 году в Швеции. Если бы тогда был термин «стартап», то он был бы вполне применим. Небольшая компания с децентрализованной холдинговой структурой, которая предлагала вновь вступившим в холдинг компаниям очень профессиональный сервис, связанный с производством печатных плат высокого качества и по современным технологиям (дело в том, что учредители являлись собственниками фабрик по производству ПП в Швеции и Малайзии).  Российская компания НКАБ-Эрикон вошла в холдинг в 2002 году, тогда суммарный оборот пяти маленьких европейских компаний составлял всего лишь 11 млн долларов США. Но стратегия предполагала сильный рост за счет масштабирования, что и происходило все эти годы. За последние 18 лет объем поставок ПП на мировой рынок вырос более, чем в 33 раза! Сейчас это один из крупнейших игроков на глобальном рынке производства печатных плат, результаты и проекты которого активно цитируются крупнейшими СМИ и маркетинговыми агентствами.

Нужно сказать, что важнейшей вехой стал выход компании на IPO на стокгольмской бирже Nasdaq в 2018 году. Теперь это публичная компания с полностью децентрализованной структурой, не зависящая от решения одного-двух акционеров. Должен сказать, что по моему интересному опыту участия в подготовке к IPO наиболее важным стал не сам факт листинга, а процесс подготовки. Это был интереснейший год, когда мы большой командой проводили ревизию и улучшение всех процессов и стратегий. Это значительно усилило организацию!

 Насколько известно, NCAB не имеет собственного производства печатных плат?

Да, это так, “оборудования на балансе” у нас, действительно нет. Наша концепция бизнеса называется “интегрированное производство”, и оно, я считаю, работает эффективнее многих «собственных» производств, которые мне приходилось посещать в Азии, Европе, России. Если посмотреть на балансовые листы NCAB, то можно видеть, что раз в год-два она могла бы покупать новое производство ПП. Но это противоречит нашей стратегии развития. Ведь рост капвложений приводит к постоянному росту себестоимости, что явно не в пользу потребителя. Наша концепция предполагает эффективное использование лучших в мире ресурсов по производству печатных плат. Это стало возможно благодаря уникальной организации, которую мы называем «Группа Управления Производством», состоящей из более, чем 100 специалистов высочайшего уровня. Они имеют рабочие места на производствах, внедряют наши ноу-хау, технологические процессы, контролируют ход выполнения всех заказов и т.д. На производствах стоит оборудование, на которых написано “NCAB Only!”. И много еще чего интересного включает наша концепция.

Но при этом я хочу подчеркнуть, что ни в коем случае не критикую, а, скорее, восхищаюсь, в том числе нашими российскими предпринимателями, которые развивают собственные производства! У меня самого был такой опыт в конце 90-х. Мы тогда не просто делали простейшие прототипы за 1 день, но, пожалуй, были единственной коммерческой организацией – экспортером ПП в Европу! Это было безумно интересно, но потом пришло понимание ограниченного развития, поиски, и встреча с учредителями NCAB определила дальнейший путь.

Я глубоко убежден, что создание и развитие собственного производства имеет большой экономический и исторический смысл в случаях, если ты привносишь на рынок что-то новое: новые технологии, прорыв в качестве или надежности и т.д. Если этого нет – использование готовых передовых решений, пожалуй, будет наиболее обоснованным.

 Один из ваших сотрудников говорил, что платы, произведенные под контролем NCAB и аналогичный «рыночный» заказ на том же самом производстве, будут отличаться. Можете прокомментировать?

Об этом можно говорить много, постараюсь выделить главное. Во-первых, наши эксперты-технологи подтверждают для разных производств только тот спектр технологий и применяемых материалов, которые прошли всесторонние испытания в наших лабораториях. А это значит, что на отдельно взятом производстве может быть исполнен «рыночный» заказ на 12-слойную плату, но NCAB никогда там не будет производить, например, более 6 слоев (больше не соответствует нашим внутренним критериям надежности). Во-вторых, наши критерии качества превышают стандарты IPC по 14 дополнительным пунктам, которые также были разработаны и внедрены в рамках нашего «Интегрированного Производства», а соответствие этим стандартам контролируют наши сотрудники на местах. В-третьих, мы никогда не идем на компромиссы по замене материалов на более дешевые или на технологии более «простые». И это также строго отслеживается экспертами нашей Группы Управлениями Производствами.

Имеет ли NCAB партнерские производства в России?

На сегодняшний день – нет. Но мы к этому стремимся. Вообще, ввод производства в пул NCAB - это отлаженный процесс, и проходят его далеко не все производства. Это аудиты, тестирование технологий, образцов, обучение персонала и т.д. - от полугода до года, чтобы выйти на первый этап. Ни мы, ни наши партнерские производства не заинтересованы в краткосрочных деловых отношениях – мы их строим надолго. В России у нас были прецеденты рассмотрения развития таких отношений, которые, к сожалению, заканчивались на очень-очень ранних стадиях (имен, конечно же, не называю).

Не конкурируют ли ваши партнерские производства с NCAB?

Об этом даже неуместно говорить. Наша добавленная стоимость заключается не в знании, где находится производство и как туда обратиться, а в высочайшем качестве печатных плат, их надежности, нашей ответственности. И именно это наша ниша – высококачественные печатные платы для ответственных применений, где отказы недопустимы.

А что касается конкуренции – за последние пять лет одна из самых сильных точек роста поставок печатных плат NCAB – это китайский рынок(!).

Каков, по вашей оценке, объем российского рынка печатных плат?

Вы очень правильно задали вопрос, говоря именно об оценке объема. Я полагаю, что реального объема никто не знает.  С одной стороны объемы потребления последние годы сохраняются и даже есть значительные точки роста (например, связанные с госзаказами серверного и компьютерного оборудования, дата центров и т.д.), но с другой стороны можно ли наш рынок электроники назвать «рынком»? В соответствии с определением одним из главных критериев рынка является свобода действий участников, что обеспечивает наличие конкуренции. Но в последние годы участники значительной доли нашего рынка электроники получают все меньше свободы выбора поставщиков и комплектующих, их деятельность все жестче регулируется различными ФЗ (например, 223, 275 и т.п.) и другими законодательными актами.

Мы оцениваем объем потребления печатных плат в России на уровне 220 млн. долларов США, причем «рыночное» потребление я бы оценил не более половины этого объема.

Правильно ли я понимаю, что эта половина приходится на импортные печатные платы?

Нет. Я бы так не сказал. Все же нужно делать фокус не столько на происхождение, сколько на свободу размещения заказов, на применение печатных плат, на конкурентную среду. Что же касается импортных плат, произведенных за пределами страны, то речь идет примерно о 125-130 млн. долларов США.

Вы упомянули о больших проектах, запущенных государством. Является это, по-вашему, катализатором развития нашего рынка электроники?

Сам факт я оцениваю очень положительно. Но некоторые нюансы реализации меня настораживают. Например, развитие элементной базы оказалось в неоспоримом приоритете по сравнению с конечными изделиями. Я с огромным уважением отношусь к нашим лидирующим разработчикам микропроцессоров и уверен, что их государственная поддержка должна входить в приоритеты развития отрасли. Но обязательное применение этих микропроцессоров стало какой «кампанейщиной». И я вижу, что на мировом рынке работают разработчики конечных изделий, не скованные ограничениями, они применяют лучшую элементную базу, а наши разработчики отброшены на десятилетия назад, когда действовали «ограничительные перечни компонентов». Конечно же, это снижает конкурентоспособность.

Может, речь идет о требованиях информационной безопасности?

Конечно, это главный аргумент, который объясняет эти подходы. Но, насколько я знаю, современные системы информационной безопасности – это многоуровневые сложные защиты. И, с точки зрения теории математических игр, справедливы оба высказывания: «вредоносный (шпионский) чип эффективно выявляется хорошо организованной системой защиты» и «самый родной чип не спасет, если системы изобилует дырами на других уровнях».

Какие же выводы?

Если продолжить данную тему, то выскажу только свое мнение (не является официальным мнением компании, не является попыткой кого-то убеждать) – на нашем слаборазвитом рынке фокус необходимо делать на повышение конкурентоспособности разработок конечных изделий (т.е., на свободу применения лучших компонентов, лучших технологических решений), и возможность производить это на наших контрактных производствах.

К тому же (и это опять всего лишь мое личное мнение), наблюдая управление отраслью (кстати, не только нашей), читая новости, я последнее время ощущаю «дежавю». У нас в СМИ преподносят неоспоримыми успехами выделение средств на проекты, но результаты освоения этих средств нередко остаются где-то «за кадром». Очень характерная примета экономики 80-х, которую я немного застал.

Как вы рассказали, компания имеет шведское происхождение. Вносит ли это какие-то особенности в корпоративную культуру?

Да, конечно. Очень много делается в области защиты окружающей среды. Сейчас эта деятельность является, фактически, одним из направлений нашей работы в области Устойчивого Развития (Suatainability), или по-другому – в области Развития с социальной ответственностью (CSR). Несмотря на то, что это понятие все чаще мелькает и в нашей российской прессе, и на телевидении, далеко не все понимают, что это означит на самом деле. Речь идет о бизнесе, который создает добавленную стоимость с заботой о природе и о человеке. Звучит красиво, реализовать – непросто. Работу в этом направлении определяет стандарт ISO26000. Должен отметить, что NCAB была в десятке первых компаний в Швеции, которой был утвержден первый ежегодный отчет (за 2014 год). Здесь, пожалуй, стоит уточнить, что в отличие от других стандартов ISO, данная деятельность не подлежит сертификации. Она оценивается по ежегодным отчетам (все опубликованы на нашем глобальном сайте), которые утверждаются специальным комитетом.

Практически работа в области Устойчивого Развития ведется как в нашей Группе Управления Производствами, о которой я уже говорил, так и в локальных компаниях. Мы также ведем эту деятельность в России, проводим семинары, все желающие могут с нами сотрудничать и получать консультации. Может, неочевидно, но работа включает немало технических деталей. Простой пример: проектирование печатных плат с учетом прогноза и минимизации отходов материалов. Этим мы также делимся с проектировщиками на своих семинарах. Особое место занимает логистика. Когда объемы растут, нужно понимать, что компания уже начинает существенно влиять на выбросы от транспорта. Поэтому правильное планирование сроков и способов перевозки совместно с потребителями дает существенный положительный эффект.

Ну, и в заключение о планах

Безусловно есть среднесрочные и долгосрочные планы по росту, которые успешно реализуются и на нашем рынке, и на глобальном. Но главное, что наши планы всегда связаны с требовательными заказчиками. И мы развиваемся, чтобы продолжать соответствовать растущим требованиям в области надежности и качества продукта, обеспечивать своих потребителей наиболее конкурентоспособной продукцией и сервисом.



« Назад