Page 54 - TEHSOVET premium #6-2019
P. 54
2019 июнь
ТЕХСОВЕТ премиум
Спецтехника
Заправят субсидиями:
российской дорожной технике готовят господдержку
Программа рассчитана на вытеснение с рынка американских, европейских и китайских производителей
Производители строительно-дорожной и коммунальной техники в В страну ежегодно импортируются машины
известных брендов – Caterpillar, John Deere,
2019 г. могут получить господдержку на сумму более 2 млрд руб. Со- Komatsu, Liebherr, Case, Bomag, Shantui и др.
ответствующий проект постановления правительства разработал По отдельным видам техники сейчас они
Минпромторг. Если программа станет долгосрочной, то за пять лет по- конкурируют больше между собой, чем с рос-
зволит увеличить объем выпуска отечественной техники более чем в сийскими заводами. Например, по каткам
полтора раза, а долю импортной – европейской, американской, китай- лидируют европейские бренды, по бульдо-
ской, которая сейчас составляет около 80%, существенно снизить. зерам – японские, погрузчикам – китайские.
В плане поддержки отечественных ма-
шиностроителей программа будет наиболее
Дорогу скидкам водства трансмиссии, двигателя и мостов эффективна в секторе коммунальной техни-
ки, а дорожно-строительные машины пока
Проект постановления предусматрива- требует колоссальных инвестиций при со- не дотягивают по качеству, считают экспер-
ет, что машиностроительные предприятия мнительной отдаче, – пояснил директор по ты. Быстро и качественно автодорогу первой
будут предоставлять покупателям скидку сельхозоборудованию CNH Industrial в Рос- категории с использованием исключительно
от 15% по договорам продажи строитель- сии и Белоруссии Михаил Абовьян. российской техники построить пока невоз-
но-дорожной, коммунальной, лесозагото- В Минпромторге не называют целевых можно, отметили в дорожно-строительной
вительной и прицепной техники. Она будет показателей новой программы поддержки. отрасли.
компенсирована производителям из госказ- По оценкам Росспецмаша (ассоциация про-
ны, сообщил представитель Минпромторга. изводителей сельхоз- и спецтехники), суб-
На эти цели необходимо 2,1 млрд рублей из сидирование обеспечит рост производства Для выдачи
федерального бюджета. Представитель ви- спецтехники по 10% ежегодно, госбюджет субсидий бизнесу
це-премьера Дмитрия Козака Илья Джус от- только за 2019 г. получит дополнительно за
метил, что сейчас предложение и механизмы счет налоговых поступлений 3,8 млрд рублей. создадут новый сайт
его реализации обсуждаются в правитель- В 2015–2017 гг. во многом благодаря анало- – Импортозамещение в отрасли началось
стве, «наряду с другими мерами поддержки гичной программе отечественным заводам еще до 2014 г. Закупка российской техники
52 машиностроительной отрасли». сельхозмашиностроения удалось нарастить велась преимущественно компаниями с го-
Базовая скидка, которую машиностроитель- выпуск зерноуборочных комбайнов на 54%, сучастием, хотя она и там не превышала 30%.
ные заводы будут предоставлять покупателям полноприводных тракторов – на 81%. Для частных предприятий важна не только
техники в рамках программы, составит 15%. цена, но и экономичность, производитель-
– С целью переориентации потребителей Выиграют коммунальщики ность, удобство, оперативная поставка зап-
на продукцию российских предприятий в та- Продажи отечественной строительно-до- частей и масса др. факторов,-пояснил глава
ких удаленных регионах, как Сибирь, Даль- рожной техники по итогам 2018 г. выросли на объединения «Дормост» Кирилл Иванов.
ний Восток, Крым, г. Севастополь и Калинин- 31%, до 38,6 млрд руб. Импорт увеличился на По мнению эксперта, в этой отрасли с
градская область, размер предоставляемой 19,7% и составил около 150 млрд руб. Новую иностранцами может успешно конкуриро-
скидки будет составлять 20%, – добавили в программу в ассоциации поддерживают. Но вать отечественная коммунальная техника.
министерстве. обращают внимание, что конечными выгодо- Компании по уборке дорог уже активно ее
Разработчики программы рассчитывают, приобретателями являются покупатели. используют: российские машины «продви-
что субсидирование выпуска спецтехники – С 2013 г. видна эффективность поста- нуты в части навесного и дополнительного
позволит повысить уровень загрузки суще- новления №1432 по сельхозтехнике – значи- оборудования», добавил Кирилл Иванов.
ствующих мощностей, обеспечить «сохра- тельно обновился парк. Соответственно, и в При этом, по его словам, финансирование
нение кадрового и технического потенциала этом случае скидка для потребителей будет с привлечением госсубсидий – хлопотное
отрасли», а также будет способствовать более стимулировать приобретение новых экска- дело и не каждой компании подойдет. Если
интенсивному обновлению парка. ваторов, укладчиков, погрузчиков и прочей на переговоры с кредитной или лизинговой
Сейчас для спецтехники уже действуют строительно-дорожной и коммунальной тех- организацией может уйти два-три месяца,
программа льготного лизинга, субсидии на ники, – сказал замдиректора Росспецмаша то при субсидировании есть риск завязнуть
НИОКР и пилотные партии продукции, под- Вячеслав Пронин. – Если новая программа в согласовании документов на неопределен-
держка экспорта. субсидирования также станет долгосрочной, ный срок.
Механизм предоставления компенсаций то в течение пяти лет объемы выпуска отече- – Ценовой фактор не является опреде-
из бюджета в Минпромторге не раскрыли. По ственных машин вырастут с 38 до 61 млрд ру- ляющим при покупке сложной техники. От-
нашим данным, он будет аналогичным про- блей (в 1,6 раза), а доля российской техники ечественные машины, к сожалению, пока не
грамме по субсидированию выпуска сельхоз- – с нынешних 20% до 35–40%. дотягивают до импортных по техническим
техники, действующей с 1 января 2013 г. (по- Крупные отечественные производители характеристикам и надежности, – отметил
становление правительства №1432). дорожно-строительной техники – это ЧТЗ-У- замгендиректора по механизации и транс-
К участию в программе допускается от- ралтрак, «ДСТ-Урал», Галичский автокрано- порту ДСК «Автобан» Юрий Башков. Он
ечественная техника, а также зарубежная, вый завод, Тверской экскаваторный завод добавил, что в парке компании из 1,4 тыс.
собранная в России. Но подавляющее боль- (РМ-Терекс), Челябинский мехзавод, «Экс- единиц техники около 400 – отечественной,
шинство субсидий по ней получают отече- маш», Завод дорожных машин. Всего таких в основном это специальный автотранспорт
ственные заводы из-за высоких требований предприятий порядка 70. (вахтовые автобусы, микроавтобусы).
по локализации. Их конкурентами являются амери-
– Программа по постановлению №1432 канские, европейские, а также японские,
трудновыполнима. Локализация произ- корейские и китайские производители. Подготовил Виктор Арапочкин