Page 51 - TEHSOVET premium #6-2019
P. 51
июнь 2019
премиум ТЕХСОВЕТ
Спецтехника
между собой опорно-поворотным устройством. По характеру установки башенные краны Подъемное
На поворотной части крана располагаются рабочее делят на наземные и устанавливаемые на стро-
оборудование, силовая установка, механизм глав- ящемся объекте (самоподъемные). Наиболее оборудование
ного и вспомогательного подъема груза, механизм универсальны первые, вторые применяют на К строительным подъемникам относят-
изменения вылета стрелы, механизм вращения особо высоких (выше 45 м) объектах строитель- ся грузоподъемные машины, грузоподъемное
поворотной части и кабина управления. Рабочим ства. устройство которых (площадка, ковш или кабина)
оборудованием крана служит основная решетча- По характеру ходовых частей, способу пе- движется в направляющих. Если применяются
тая стрела, удлиненные вставками стрелы с управ- ремещений применяются башенные краны на жесткие направляющие, то они выполняют и роль
ляемыми и неуправляемыми гуськами различных рельсовом ходу (в основном) и безрельсовом. несущей конструкции.
размеров, а также башенно-стреловое оборудова- Возможности рельсового хода расширились с Строительные подъемники применяются для
ние. Все механизмы крана имеют индивидуальный появлением устройств для перемещения ходо- подачи отделочных материалов и мелких изделий
электрический привод постоянного тока. Силовая вой части по криволинейным путям. на этажи строящегося здания.
установка обеспечивает глубокое регулирование По способу изменения вылета крюка башен- Положительными качествами подъемников
рабочих скоростей в широком диапазоне путем ные краны бывают со стрелой балочной, подъ- являются простота конструкции и небольшая сто-
изменения напряжения генератора, питающего емной, сочлененной. имость, а недостатком то, что они могут выполнять
якорь двигателей, что особенно существенно для Наиболее удобными в эксплуатации и обе- только вертикальное перемещение материалов.
механизмов подъема груза и передвижения крана спечивающими наибольшую точность мон- По конструктивному оформлению несущей,
при выполнении монтажных операций. тажа являются краны с балочной стрелой, по направляющей и ограждающей конструкции стро-
Управление передвижением из кабины ма- которой перемещается грузовая каретка. Такая ительные подъемники могут быть мачтовые, ски-
шиниста и жесткая подвеска мостов ограничи- конструкция удобна в случаях, когда с одной повые и шахтные.
вают скорость передвижения крана. В рабочем стоянки кран должен выполнять значительное По назначению подъемники подразделяются
положении кран опирается на выносные опоры. число подъемов. на грузовые, грузопассажирские и пассажирские.
Допускается работа крана без выносных опор и пе- Однако балочные стрелы по сравнению с Грузопассажирский подъемник оборудован
редвижение его с грузом на крюке в соответствии с другими конструкциями тяжелы, снижают гру- ловителем, световой и звуковой сигнализацией.
грузовой характеристикой крана. зоподъемность крана, поэтому большее распро- Мачта подъемника по мере необходимости может
Пневмоколесный кран транспортируется соб- странение получили подъемные решетчатые наращиваться и для сохранения устойчивости
ственным ходом, на буксире к тягачу или по желез- стрелы, эффективные в случаях, когда работа прикрепляться к зданию жесткими кронштейна-
ной дороге. крана связана с его частой передвижкой. Для ми. Грузоподъемность грузопассажирских подъ-
Гусеничные краны. Применение для стрело- удобства транспортирования эти стрелы часто емников 0,8-1 т.
вых кранов гусеничного ходового оборудования выполняют сочлененными. Более удобны в эксплуатации бесканатные
привело к созданию монтажных гусеничных кра- Башни кранов бывают постоянной длины; грузопассажирские подъемники, у которых пере-
нов с большой номенклатурой их по грузоподъем- составные, секционно наращиваемые с цен- мещение кабины обеспечивается перекатыванием
ности – 16- 250 т. Гусеничные краны работают без тральным или боковым расположением секций; ведущих звездочек механизма подъема, связан-
выносных опор и могут передвигаться в пределах складывающиеся. ного с кабиной, по зубчатой рейке, установленной
строительной площадки в любом направлении По способу сочленения стрелы с башней вдоль всей высоты мачты. Надежность зацепления 49
со скоростью 0,5 км/ч. Высокая маневренность, а различают краны с неповоротной башней, на обеспечивается роликами.
также большая грузоподъемность обусловили их верхней части которой монтируется поворот- Скиповые подъемники в большинстве случаев
широкое применение в различных отраслях стро- ная стрела на опорно-поворотном устройстве, и устраиваются с наклонной несущей рамой и при-
ительства на объектах с большими и в том числе с с башней, поворачивающейся совместно с под- способлением для самоопрокидывания ковша у
рассредоточенными объемами работ для монтажа вешенной к ней стрелой. места разгрузки тяговым усилием грузового каната.
укрупненных конструкций и технологического В первом случае это будет кран с нагружен- Струнные подъемники не имеют собствен-
оборудования. Эти качества создали гусеничным ной изгибающим моментом башней, во втором ной несущей конструкции. Головные блоки этих
кранам высокую конкурентную способность по – с разгруженной башней (более легкой кон- подъемников устанавливаются на выносных крон-
отношению к специальным башенным кранам, струкции). штейнах, прикрепленных к зданию. В качестве
требующим устройства подкрановых путей. Башенные краны имеют многодвигатель- направляющих у этих подъемников используются
Ходовая часть гусеничных кранов состоит из ный электропривод с отдельными двигателями стальные канаты.
неповоротной рамы, опирающейся на две приво- для каждой операции. Подвесные подъемные площадки (люльки)
дные гусеничные тележки с многоопорными гусе- делаются с ручным и механизированным привода-
ничными звеньями, обеспечивающими низкие (до ми. Грузоподъемный канат подвешивается к крон-
0,1 МПа) удельные давления на грунт. Механизмы штейнам, закрепленным на здании. Грузоподъем-
передвижения тележек выполняются с независи- ность люлек допускает присутствие на них двух
мым приводом каждой гусеницы либо с приводом рабочих и запас материалов 100-200 кг. Скорость
от одного или от двух двигателей, работающих на подъема и опускания механизированной люльки
один вал. Перебазирование гусеничных кранов равна 12 м/мин.
с одной строительной площадки на другую осу-
ществляется с помощью специальных транспорт- И если в сердце вашем не дрогнул ни один ро-
ных средств – тяжеловозов. мантичный нерв, навстречу этим замечательным
агрегатам, то вам пора выйти на прогулку и полной
Башенные краны грудью вдохнуть пьянящий
аромат весны. Ну, или бе-
Башенные краны имеют значительные раз- гом, на стройплощадку,
меры зон обслуживания строительной пло- там и теплое солнце,
щадки, большую высоту подъема груза с воз- и свежий воздух и
можностью горизонтального его перемещения подъемное обору-
при неподвижно стоящем кране, несложность дование во всем его
перебазировки с одного объекта на другой авто- разнообразии и вели-
мобильным и железнодорожным транспортом колепии.
общего назначения. Грузоподъемность этого
великана до 75 т.
Башенные краны различаются между собой по
характеру установки, способу обслуживания, из- Подготовила Маша Янова
менению вылета груза, конструктивному исполне- http://www.bibliotekar.ru/7-gruzopodyyomnye-mashiny/index.htm
http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-62/13.htm
нию башни, способу соединения стрелы с башней. «Мал золотник, да дорог» http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-62/20.htm