Page 44 - ТЕХСОВЕТ №9-2017
P. 44
Промзона / Оборудование
Вибродиагностика
через призму цифровой экономики
Основы цифровой экономики, которые были заложены в недавнем прошлом,
являются основополагающими тенденциями современного общества. Ви-
бродиагностика и неразрущающий контроль являются одними из звеньев
успешной интеграции бережливого производства. О современном векторе
развития вибродиагностики, как фундаментальной части цифровой эконо-
мики мы поговорим с представителем ООО «НПК «Энергосервис-Резерв»
Теттером Владимиром Юрьевичем
– Здравствуйте, уважаемый Владимир агностическое оборудование типа «Эксперт»
Юрьевич. Как всем известно, обслуживание и («Эксперт Д» – стационарный, стендовый длительной эксплуатации). Это очень вы-
ремонт подвижного состава требует очень вы- вариант; «Эксперт М» – переносной полно- сокий показатель. Узлы с обнаруженными
сокой точности выявления самых мельчайших ценный диагностический комплекс в мини- дефектами изымаются из эксплуатации и
дефектов. Насколько разработки вашей компа- мальных габаритах, весом 1,6 кг.) обладает направляются в ремонт. В результате умень-
нии могут выявлять даже самые незначительные возможностями определять до 12 видов шается количество неплановых ремонтов,
и микроскопические дефекты и отклонения? дефектов подшипников и зубчатых зацепле- улучшаются показатели безопасности дви-
– Использование диагностического ний (редукторов) и степень развития каждо- жения, повышается коэффициент готов-
оборудования подвижного состава (локо- го дефекта. Эта информация используется ности локомотивов, что особенно важно
мотивов – тепловозы, электровозы; мотор- для прогнозирования остаточного ресурса для локомотиворемонтных предприятий.
вагонный подвижной состав – электро и диагностируемого узла. Срок прогнозиро- Таким образом, вибродиагностическое
дизель поезда, пассажирские и грузовые вания достигает полугода. В нормативных оборудование позволяет сократить «убытки
вагоны, путевая техника) в технологиче- документах ОАО «РЖД» по вибродиагно- будущих периодов».
ских процессах ремонта о обслуживания стиованию определены наиболее ответ-
закреплено отраслевыми нормативными ственные роторные механические узлы: под- – Чем вибродиагностическое оборудо-
документами. Диагностирование направле- шипники буксовых узлов, моторно-якорные вание отличается от других дефектоскопи-
но на поддержание установленного уровня подшипники тяговых электродвигателей, ческих приборов? В чём плюсы и минусы?
надежности и обеспечение безопасности. подшипники редукторов, зубчатые заце- – По новому ГОСТ Р 565420-2015 ви-
Под «высокой точностью» следует понимать пления редукторов. Аппаратный комплекс броакустический метод относится к одному
возможность глубокого диагностирования, в совокупности со сложным программным из видов неразрушающего контроля, кото-
т.е. диагностирования, с помощью которого обеспечением позволяет обнаруживать рый основан (чаще всего с помощью пье-
возможна идентификация (определение) дефекты на самой начальной стадии, т.е зоэлектрических датчиков) на регистрации
максимально возможного количества ви- зарождающиеся дефекты и соответственно и анализе механических колебаний меха-
дов дефектов и степени их развития. Это своевременно принять организационные низмов. Для роторных механических узлов
особенно важно для реализации концепции меры. Диагнозы, полученные с помощью подвижного состава этот метод в отличие от
ремонта (особенно это касается локомоти- комплексов «Эксперт» подтверждаются в других оказался наиболее технологичным
вов) по фактическому состоянию. Виброди- 90-95 случаях из 100 (данные по результатам и информативным. Так, например, тепло-
вой метод требует на диагностирование в
разы больше времени и при этом механизм
требуется проведение испытаний под на-
грузкой. С помощью комплекса «Эксперт
М» можно продиагностировать две секции
локомотива (8 колесно-моторных блоков
– 32 контрольные точки) за 40 минут при
получении диагноза сразу после измерения
(в отличие от сборщиков информации,
которые работают по разрывной техноло-
гии). Аналогичные комплексы тратят на
это около 2,5 часов.
Следует отметить, что диагностиро-
вание механизмов по вибрации предпола-
гает разработку и использование сложных
алгоритмов обработки информации, при-
менение нескольких типов математиче-
ских аппаратов. Главный вклад в пробле-
му распознавания дефектов по сигналам
вибрации вносит спектральный анализ,
основанный на разложении временного
сигнала в ряд Фурье. В настоящее время
42 №9/сентябрь/2017 г. ТехСовет