Page 44 - ТЕХСОВЕТ №9-2017
P. 44

Промзона / Оборудование



        Вибродиагностика

        через призму цифровой экономики




        Основы цифровой экономики, которые были заложены в недавнем прошлом,
        являются основополагающими тенденциями современного общества. Ви-
        бродиагностика и неразрущающий контроль являются одними из звеньев
        успешной интеграции бережливого производства. О современном векторе
        развития вибродиагностики, как фундаментальной части цифровой эконо-
        мики мы поговорим с представителем ООО «НПК «Энергосервис-Резерв»
        Теттером Владимиром Юрьевичем



             – Здравствуйте, уважаемый Владимир  агностическое оборудование типа «Эксперт»
        Юрьевич. Как всем известно, обслуживание и  («Эксперт Д» – стационарный, стендовый  длительной эксплуатации). Это очень вы-
        ремонт подвижного состава требует очень вы-  вариант; «Эксперт М» – переносной полно-  сокий показатель. Узлы с обнаруженными
        сокой точности выявления самых мельчайших  ценный диагностический комплекс в мини-  дефектами изымаются из эксплуатации и
        дефектов. Насколько разработки вашей компа-  мальных габаритах, весом 1,6 кг.) обладает  направляются в ремонт. В результате умень-
        нии могут выявлять даже самые незначительные  возможностями определять до 12 видов  шается количество неплановых ремонтов,
        и микроскопические дефекты и отклонения?  дефектов подшипников и зубчатых зацепле-  улучшаются показатели безопасности дви-
             – Использование диагностического  ний (редукторов) и степень развития каждо-  жения, повышается коэффициент готов-
        оборудования подвижного состава (локо-  го дефекта. Эта информация используется  ности локомотивов, что особенно важно
        мотивов – тепловозы, электровозы; мотор-  для прогнозирования остаточного ресурса  для локомотиворемонтных предприятий.
        вагонный подвижной состав – электро и  диагностируемого узла. Срок прогнозиро-  Таким образом, вибродиагностическое
        дизель поезда, пассажирские и грузовые  вания достигает полугода. В нормативных  оборудование позволяет сократить «убытки
        вагоны, путевая техника) в технологиче-  документах ОАО «РЖД» по вибродиагно-  будущих периодов».
        ских процессах ремонта о обслуживания  стиованию определены наиболее ответ-
        закреплено отраслевыми нормативными  ственные роторные механические узлы: под-  – Чем вибродиагностическое оборудо-
        документами. Диагностирование направле-  шипники буксовых узлов, моторно-якорные  вание отличается от других дефектоскопи-
        но на поддержание установленного уровня  подшипники тяговых электродвигателей,  ческих приборов? В чём плюсы и минусы?
        надежности и обеспечение безопасности.  подшипники редукторов, зубчатые заце-  – По новому ГОСТ Р 565420-2015 ви-
        Под «высокой точностью» следует понимать  пления редукторов. Аппаратный комплекс  броакустический метод относится к одному
        возможность глубокого диагностирования,  в совокупности со сложным программным  из видов неразрушающего контроля, кото-
        т.е. диагностирования, с помощью которого  обеспечением позволяет обнаруживать  рый основан (чаще всего с помощью пье-
        возможна идентификация (определение)  дефекты на самой начальной стадии, т.е  зоэлектрических датчиков) на регистрации
        максимально возможного количества ви-  зарождающиеся дефекты и соответственно  и анализе механических колебаний меха-
        дов дефектов и степени их развития. Это  своевременно принять организационные  низмов. Для роторных механических узлов
        особенно важно для реализации концепции  меры. Диагнозы, полученные с помощью  подвижного состава этот метод в отличие от
        ремонта (особенно это касается локомоти-  комплексов «Эксперт» подтверждаются в  других оказался наиболее технологичным
        вов) по фактическому состоянию. Виброди-  90-95 случаях из 100 (данные по результатам  и информативным. Так, например, тепло-
                                                                                  вой метод требует на диагностирование в
                                                                                  разы больше времени и при этом механизм
                                                                                  требуется проведение испытаний под на-
                                                                                  грузкой. С помощью комплекса «Эксперт
                                                                                  М» можно продиагностировать две секции
                                                                                  локомотива (8 колесно-моторных блоков
                                                                                  – 32 контрольные точки) за 40 минут при
                                                                                  получении диагноза сразу после измерения
                                                                                  (в отличие от сборщиков информации,
                                                                                  которые работают по разрывной техноло-
                                                                                  гии). Аналогичные комплексы тратят на
                                                                                  это около 2,5 часов.
                                                                                      Следует отметить, что диагностиро-
                                                                                  вание механизмов по вибрации предпола-
                                                                                  гает разработку и использование сложных
                                                                                  алгоритмов обработки информации, при-
                                                                                  менение нескольких типов математиче-
                                                                                  ских аппаратов. Главный вклад в пробле-
                                                                                  му распознавания дефектов по сигналам
                                                                                  вибрации  вносит спектральный  анализ,
                                                                                  основанный на разложении временного
                                                                                  сигнала в ряд Фурье. В настоящее время
        42                                                                                      №9/сентябрь/2017 г. ТехСовет
   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49