Page 64 - ТЕХСОВЕТ №4-2017
P. 64

Промзона / Металлообработка и станкостроение



        Стадии развития дефектов

        подшипников качения




        Разнообразные  подшипники  качения  –  шариковые  и  роликовые,
        радиальные и радиально-упорные, однорядные и двухрядные и т.д.
        широко применяются в оборудовании различного назначения, поэтому
        вопросы оценки технического состояния и диагностики их дефектов
        имеют большое значение.



             Если  диагностику  состояния  под-
        шипника качения проводить по ампли-                                       Рис. 2. Этапы развития дефектов в подшипнике
        тудным параметрам временных вибро-
        сигналов, то основное внимание следует                                    Примечание. По вертикапи отложен уровень
        уделить двум: количественное значение                                     вибрации в мм/сек, по горизонтали – этапы
        общего уровня фона вибрации и соотно-                                     развития дефектов.  Состояние подшипника
        шение между уровнями фона вибрации и                                      определяется двумя ломанными линиями.
        амплитудами пиковых значений во вре-                                      Нижняя соответствует уровню фона вибра-
        менном вибросигнале (рис.1).         Рис. 1. Временной вибросигнал в размерности   цию на каждом этапе развития дефектов,
             В самом общем случае состояние   виброскорости                       верхняя – уровню пиков вибрации.
        подшипника качения, развитие его де-
        фектов за весь период его службы можно  остается неизменным, т. к. дефект носит  фона тоже меняется мало. Дефект на-
        разделить на пять этапов (рис.2).    локальный характер и на общем состоянии  бирает силу, готовится к решающему
             До начала первого этапа (на рисунке  подшипника пока не сказывается. Это  «нападению».
        это до отметки «1») общее техническое  этап возникновения дефекта в процессе   Этап 3. Зона перехода подшипника
        состояние подшипника будем считать  эксплуатации.                         к полной деградации начинается с точки
        идеальным. На этом, «нулевом» этапе       Этап 2. Начиная с точки «2» на ри-  «3». Зона развития дефекта столь велика,
        развития дефектов пики вибрации пре-  сунке ударные импульсы в подшипнике  что подшипник начинает «терять» свое
        вышают уровень фона незначительно, а  достигают по своей энергии практически  основное назначение – обеспечивать
        сам «фон» вибрации (в данном случае  максимального значения. Количественное  вращение валов с минимальным трени-
        СКЗ виброскорости) значительно меньше  значение максимума энергии импульсов  ем. Растут затраты энергии на вращение
        нормируемого значения.               определяется типом подшипника и усло-  ротора и, как результат, увеличивается
             Этап 1. Начиная с отметки «1», в  виями его эксплуатации. Выделяющаяся в  энергия, выделяющаяся в подшипнике,
        подшипнике появляется и начинает раз-  подшипнике энергия импульсов уже столь  растет уровень фона. Это уже этап само-
        виваться какой-либо дефект, возникают  велика, что ее достаточно для расширения  разрушения подшипника.
        ударные виброимпульсы, растущие по  зоны локализации дефекта. На данной       Этап 4. Это последний этап развития
        величине. Энергия импульсов затрачива-  стадии остановить дальнейшее развитие  дефекта, когда он охватил весь подшип-
        ется на «углубление» дефекта, в результате  дефекта практически невозможно, нача-  ник, вернее говоря, все то, что осталось от
        чего происходит еще большее увеличе-  лось его саморазвитие. Величина пиков  него. Уровень фона вибрации практически
        ние энергии импульсов. Уровень фона  вибрации на временном вибросигнале  сравнялся с уровнем пиков, вся вибрация
        вибрации по своей величине при этом  уже практически не растет, но и уровень  состоит из пиков. Работы подшипников в
                                                                                  этой зоне следует избегать.
                                                                                      Этап 5. Это этап ожидания аварии,
                                                                                  чаще всего с большими последствиями.
                                                                                      Этапы ухудшения состояния под-
                                                                                  шипника свойственны практически всем
                                                                                  видам дефектов, имеющим место в любых
                                                                                  разновидностях подшипников. В зависимо-
                                                                                  сти от ряда эксплуатационных параметров
                                                                                  подшипников могут лишь наблюдаться раз-
                                                                                  личия в длительности этапов и интенсив-
                                                                                  ности процессов в них, но общая картина
                                                                                  развития не меняется.



                                                                                               Подготовил Виталий Карамышев,
                                                                                                       tehsovet@tehsovet.ru

                                                                                                 Источник: www.vdiagnostike.ru
        60                                                                                        №4/апрель/2017 г. ТехСовет
   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69