Page 64 - ТЕХСОВЕТ №4-2017
P. 64
Промзона / Металлообработка и станкостроение
Стадии развития дефектов
подшипников качения
Разнообразные подшипники качения – шариковые и роликовые,
радиальные и радиально-упорные, однорядные и двухрядные и т.д.
широко применяются в оборудовании различного назначения, поэтому
вопросы оценки технического состояния и диагностики их дефектов
имеют большое значение.
Если диагностику состояния под-
шипника качения проводить по ампли- Рис. 2. Этапы развития дефектов в подшипнике
тудным параметрам временных вибро-
сигналов, то основное внимание следует Примечание. По вертикапи отложен уровень
уделить двум: количественное значение вибрации в мм/сек, по горизонтали – этапы
общего уровня фона вибрации и соотно- развития дефектов. Состояние подшипника
шение между уровнями фона вибрации и определяется двумя ломанными линиями.
амплитудами пиковых значений во вре- Нижняя соответствует уровню фона вибра-
менном вибросигнале (рис.1). Рис. 1. Временной вибросигнал в размерности цию на каждом этапе развития дефектов,
В самом общем случае состояние виброскорости верхняя – уровню пиков вибрации.
подшипника качения, развитие его де-
фектов за весь период его службы можно остается неизменным, т. к. дефект носит фона тоже меняется мало. Дефект на-
разделить на пять этапов (рис.2). локальный характер и на общем состоянии бирает силу, готовится к решающему
До начала первого этапа (на рисунке подшипника пока не сказывается. Это «нападению».
это до отметки «1») общее техническое этап возникновения дефекта в процессе Этап 3. Зона перехода подшипника
состояние подшипника будем считать эксплуатации. к полной деградации начинается с точки
идеальным. На этом, «нулевом» этапе Этап 2. Начиная с точки «2» на ри- «3». Зона развития дефекта столь велика,
развития дефектов пики вибрации пре- сунке ударные импульсы в подшипнике что подшипник начинает «терять» свое
вышают уровень фона незначительно, а достигают по своей энергии практически основное назначение – обеспечивать
сам «фон» вибрации (в данном случае максимального значения. Количественное вращение валов с минимальным трени-
СКЗ виброскорости) значительно меньше значение максимума энергии импульсов ем. Растут затраты энергии на вращение
нормируемого значения. определяется типом подшипника и усло- ротора и, как результат, увеличивается
Этап 1. Начиная с отметки «1», в виями его эксплуатации. Выделяющаяся в энергия, выделяющаяся в подшипнике,
подшипнике появляется и начинает раз- подшипнике энергия импульсов уже столь растет уровень фона. Это уже этап само-
виваться какой-либо дефект, возникают велика, что ее достаточно для расширения разрушения подшипника.
ударные виброимпульсы, растущие по зоны локализации дефекта. На данной Этап 4. Это последний этап развития
величине. Энергия импульсов затрачива- стадии остановить дальнейшее развитие дефекта, когда он охватил весь подшип-
ется на «углубление» дефекта, в результате дефекта практически невозможно, нача- ник, вернее говоря, все то, что осталось от
чего происходит еще большее увеличе- лось его саморазвитие. Величина пиков него. Уровень фона вибрации практически
ние энергии импульсов. Уровень фона вибрации на временном вибросигнале сравнялся с уровнем пиков, вся вибрация
вибрации по своей величине при этом уже практически не растет, но и уровень состоит из пиков. Работы подшипников в
этой зоне следует избегать.
Этап 5. Это этап ожидания аварии,
чаще всего с большими последствиями.
Этапы ухудшения состояния под-
шипника свойственны практически всем
видам дефектов, имеющим место в любых
разновидностях подшипников. В зависимо-
сти от ряда эксплуатационных параметров
подшипников могут лишь наблюдаться раз-
личия в длительности этапов и интенсив-
ности процессов в них, но общая картина
развития не меняется.
Подготовил Виталий Карамышев,
tehsovet@tehsovet.ru
Источник: www.vdiagnostike.ru
60 №4/апрель/2017 г. ТехСовет