Статьи журнала Техсовет от главного редактора

«ИННОПРОМ-2014» в традициях и новациях


Добавлено: 02.07.2014, Изменено: 14.07.2019


«ИННОПРОМ-2014» (Екатеринбург – Экспо, 9-12 июля) по прогнозам представит порядка 600 экспонентов и соберет более 50 тысяч участников. Непростая трансграничная обстановка не ослабила интереса к выставке промышленных инноваций, которая под эгидой Минпромторга становится главной для России. Задача организаторов – как можно полней и убедительней обставить выставку как раз этими самыми инновациями – в количественном и качественном выражениях. Желательно при этом импортозамещенными. В этом сезоне, не смотря на спад, больше новостей вокруг «ИННОПРОМа». В этом обзоре акцент на экспозициях вероятного сосредоточения специалистов, прогнозы и ожидания.


Ближе к теме 

Организаторы стараются задать Форуму «ИННОПРОМ» тематическую сосредоточенность. На этот раз тема – «Интеллектуальная промышленность: робототехника, новые материалы и автоматизация». Наше производство в основных отраслях пока очень далеко от широкой промышленной роботизации. Во всяком случае, на региональных промышленных выставках из этой сферы встречается два-три «провайдера» продукции KUKA, ABB, FANUC. Тем более важно опережающее знание тем, кто в промежутках на спады-кризисы строит и реализует планы модернизации. Чтобы лишних дров не наломать, довольно дорогостоящих. Из российских устремлений в этой сфере будет анонсирован проект концерна «Системы управления» и НУЦ «Робототехника» МГТУ им. Н.Э. Баумана под названием «Уникум»: разработка связана с управлением группировкой робототехнических комплексов в концепции: «один оператор – группа роботов». А для более глубокого посвящения наших промышленников в роботизацию на «ИННОПРОМе» ждут представителей Международной федерации робототехники IFR доктора Андреаса Бауэра (KUKA Roboter) и профессора Чонг О Пака (Samsung, Daewoo). Совершенно аналогично, кстати, и в области того же промышленного дизайна: как говорится, будет промышленность – будет и дизайн. В прогноз-сессии промышленного дизайна уже традиционно-обязательно участие мировых гуру. Но откроет деловую программу «ИННОПРОМа» прогноз-сессия «Машины будущего».

Технологические туры


Одним из полезных коммуникационных сервисов в рамках «ИННОПРОМа» стали т.н. «технологические туры». По сути, это тематический маршрут в сопровождении гида. Интересующаяся группа шествует по стендам конкретной отраслевой специализации. Запись на туры – предварительная, и, поскольку, они назначены графиком, то на стендах в это время стараются держать подготовленный персонал. Впрочем, на наш взгляд, в предлагаемом тематическом наборе все-таки довольно общий характер: российская промышленность, автоматизация производства и IT-решения, машиностроение и металлообработка, энергетика и энергоэффективность. Однако бизнес-контакт можно индивидуализировать, и не только на стенде конкретной компании, но на VIP-уровне в рамках закрытой коммуникационной площадки Global Ivestment Lounge (GIL). Это «заказные» встречи, переговоры, презентации с участием топовых представителей больших компаний – как мировых, так и наших гражданских и оборонных монополистов. Среди неофитов — наконец-то Ростех. Госструктура, еще не удостаивавшая «ИННОПРОМы» корпоративным стендом, теперь обещает показать возможности огромной группы заводов, НИИ и организаций оборонного назначения. Впрочем, ведущие предприятия, входящие в корпорацию, участвовали на выставке и ранее. К примеру, холдинг «Швабе», основу которого составляет екатеринбургский завод ОМЗ, презентует лазерный микроскоп нанометровой точности.

Под эгидой Минпрома 

При кураторстве специалистов Минпромторга России запланирован ряд совещательных и дискуссионных мероприятий. Главным должен стать Стратегический совет по инвестициям в новые индустрии. Его первое заседание, если всё пойдет по плану, с большой вероятностью, пройдет под председательством премьера Дмитрия Медведева.
Другой совет при Минпромторге обсудит проблематику инжиниринга в промышленной сфере. 
Дискуссионный клуб рассмотрит проблематику индустриальных парков. Кстати, есть возможность познакомиться с представителями Ассоциации индустриальных парков, а также недавно созданного Российского технологического агентства. Еще одна «обновка» «ИННОПРОМа» – чествование лауреатов вновь объявленной премии «Индустрия». Под стать выставке она призвана приобрести со временем статус главной национальной промышленной премии. На вручение ждут министра Дениса Мантурова.

Зона особого внимания 

Формируемая в непростое время и далеко не просто ОЭЗ «Титановая долина» рано или поздно должна стать площадкой инвестиционного притяжения в регион. Вероятно, даже будущей визитной бизнес-карточкой. Но, чтобы вдохнуть жизнь в её инфраструктуру, необходимо около 4,7 млрд руб. Как манны небесной долина ждет импульса в виде федерального софинансирования. Оно задерживается, видимо, еще и по причине зреющих в законодательных недрах нововведений по управлению всеми особыми экономическими зонами. Разнопрофильных ОЭЗ в стране большая клумба, даже целые «особые» области – Калининградская с Магаданской, плюс будет Крым. Не все, однако, преуспели, вот и министр экономического развития Алексей Улюкаев раздосадован тем, что во многие, за годы существования, не пришел ни один резидент. Как будто, с 2015 года большая часть полномочий в управлении передается в регионы. Вкупе с субсидиями и другой господдержкой: в частности, рассматривается механизм отложенных платежей, в международной терминологии–TIF (tax increment financing). Но за полномочия надо будет ответить: реальным производством, рабочими местами, добавленной стоимостью, в итоге ростом ВВП. А пока получается, что на повестке переём опыта. На конференцию по теме развития промышленных площадок в условиях изменения как раз этой самой мировой конъюнктуры приглашены ряд известных экспертов и руководителей ведущих индустриальных парков, в т.ч. из Японии, Южной Кореи, Турции, Финляндии.
ТехДетали
Титановая долина - строящаяся ОЭЗ промышленно-производственного типа в Свердловской области. Одна из шести территорий в РФ с налоговыми преференциями для развития промпроизводств. Лучшую практику в данном сегменте имеют ОЭЗ «Липецк» - Липецкая обл., «Алабуга» - Татарстан,«Тольятти» – Самарская обл.; на этапе создания «Моглино» - Псковская обл. и «Титановая долина» – Свердловская обл.; проектируется «Людиново -  Калужская обл. Предполагаемая специализация «Титановой долины» -  производство изделий из титана, компонентов и оборудования для металлургии, машиностроения и производство стройматериалов.

Зарубежные векторы 

В этом году на выставке будут ABB, Schneider Electric, Yamazaki Mazak, Henkel, Finder, Omron, финская марка Ruukki, IPG Photonics – производитель волоконных лазеров и др. В числе дебютантов – автопроизводители, причем, с АвтоВАЗом и КАМАЗом производители «отечественных иномарок» Volkswagen и BMW, показывающие лучшую практику локализации производств в России. От кого, как не от них, ждать заказов на автокомпоненты.
Впрочем, вслед за известными корректировками внешних связей, обновляется и роза ветров зарубежного делового интереса. Повышается внимание азиатскому вектору. Только что свердловская делегация вернулась из поездки с деловой миссией в Иран, в т.ч. на выставку «INOTEX-2014». При ожидаемом ослаблении санкций Иран становится одним из наиболее перспективных рынков для восстановления промышленного экспорта. Высказана взаимная заинтересованность в кооперации по железнодорожному транспорту, продукции тяжелого машиностроения, энергосбережения, нефтехимии, медицины и здравоохранения. В ответ делегацию Ирана ждут на «ИННОПРОМе».
Президент Владимир Путин, как известно, в ходе визита в Китай приглашал на «ИННОПРОМ» новых, т.е. хорошо забытых старых друзей из Поднебесной. Как будто, связи двух стран «прибавили газу»: первый стык газопровода «Сила Сибири» сварят в августе, поставки в Китай назначены через 4 года. На момент сдачи номера в печать о китайской экспозиции ничего не было известно. Но без китайского участия больших событий ведь уже, в принципе, случиться не может. Будет на выставке, к примеру, один из ведущих китайских производителей строительной спецтехники SANY Heavy Industries. Компания имеет устойчивый «российский интерес» и уже презентовала свою продукцию в Екатеринбурге.

R1 –Russia One 

Изюм всякой выставки – премьеры. Организаторы намекающее молчат о «двух больших премьерах». Отдельные догадки про новый «нефтяной Клондайк» на Северном Урале – пожалуй, не то. Хотя, между прочим, практически международное открытие: Оурьинское месторождение на границе Югры и Свердловской области (прогноз запасов не так столь - 33 млн. т) открыто при участии испанского Repsol.
Информационного шила, однако же, в нынешнем медиаполе не утаишь! Речь, конечно же, во-первых, о трамвае R1 (Russia One) екатеринбургского завода «Уралтрансмаш» (входит в корпорацию УВЗ) – подробнее на http://r1.uvz.ru. Фотоматериалами о новинке создатели не разбрасываются. Известно, что инновационный трамвай придуман и сделан в России при участии дизайнеров спортивной «Marussia». Он из композиционных материалов, с кондиционированием, спутниковой навигацией, Wi-Fi, видеонаблюдением – само собой разумеется. А еще у него две водительские кабины, т.е. вагон не разворачивается на конечной, наоборот – разворачивается вагоновожатый и, разминая ноги, перемещается в другую кабину. Старейшим на Урале вагоностроителям с Усть-Катавского завода, как говорится, и не снилось – хотя, жаль, и может быть, суперёмкая корпорация УВЗ когда-нибудь и в чем-нибудь привлечет их в производственную обойму.
А что «во-вторых»? «Ласточка» – во всём её первозданном законченном виде и натуральную величину? Возможно. Президент российского подразделения Siemens (ООО «Сименс») Дитрих Меллер констатирует, что силами совместного предприятия с Группой «Синара» создан машиностроительный кластер в В. Пышме. И это один из крупнейших инвестиционных проектов Siemens.
В ходе выпуска первого российского электропоезда «Ласточка» в кооперационных поставках компонентов уже задействовано 100 российских предприятий, 20 из которых расположены в УрФО, а глубина локализации уже составила 62%. К 2017 году уровень локализации достигнет 80%. В 2014 году «Уральские локомотивы» планируют выпустить первые девять пятивагонных электропоездов, а в 2015 г. еще 33 состава.
Уральская «Ласточка» рассчитана на больший пассажиропоток и предназначена для эксплуатации в крупных мегаполисах на магистралях с постоянным током. Локомотив значительно превосходит ранее произведенные европейские образцы по мощности, параметрам безопасности и надежности в эксплуатации. Уральская «Ласточка» – более мощная машина, способная при частых остановках быстрее набирать скорость

Композит, не повреди титан! 


Как подтема выставки–автоматизация, IT в управлении компанией, производством, техпроцессами, конечно же, будет представлена соответственно насыщенности рынка. А вот подтема новых материалов не столь однозначна. На прошлом «ИННОПРОМе» обратили на себя внимание цветастые пеналы-багажники для легковых авто. Сырьем для них послужили отходы пластикой тары. Но больше их, похоже, никто не видел: производство-то где? Возможно, толчок реальным проектам даст наметившееся итало-российское взаимодействие в переработке пластмасс и производстве изделий из пластика. Или совместный Инжиниринговый  центр, о котором договорились, в частности, в ходе июньского визита президента Путина в Австрию: он займется новым и материалами и источниками энергии для беспилотной авиации, но не только.
Так что проблематика создания новых материалов и материалозамещения актуализируется. Собственно, не зря эта составляющая попала в тему нынешнего «ИННОПРОМа». Прежде всего, речь о композитных заменителях металла. Здесь коренятся потенциально новые производственные возможности для отечественных предприятий, в т.ч., может быть, из числа до сих пор лежащих на боку. Но, не исключено, что одновременно и притаившаяся угроза – к примеру, предприятиям металлургии. Монопрофильным – надо оговориться, потому что многие гранды в последние годы кардинально диверсифицировали всю свою деятельность. Лучший пример УГМК. Но вот титан – безукоризненная уральская гордость, без него, не смотря на угрозы секторальных санкций, самолеты не летают. Но пока не летают. Как известно, крупнейший мировой производитель титановых сплавов «ВСМПО-Ависма» закрывает более половины потребности Airbus и почти треть Boeing. Более того, в расчетах на расширение производства планируется большой проект как раз по автоматизации и роботизации техпроцессов, заключен контракт с израильской Assatec. Но вот уже в Airbus A 350 титана не больше 15%, реактивный Boeing 787 Dreamliner также обошелся малым количеством титана. Производственный комплекс в «Титановой долине» «ВСМПО-Ависма», разумеется, строить будет. Об этом есть недавнее специальное соглашение сторон. Но с мирового рынка сигналы тревожны, однако.

ТехИнфо
Денис Паслер, председатель правительства Свердловской области: Хотя металлургия сегодня остается базовой отраслью на Среднем Урале, горно-металлургическое производство обеспечит к 2034 году рост не более чем в 2,7 раза. Поэтому основным драйвером роста мы видим развитие высокотехнологичных отраслей: производство машин и оборудования и химическое производство. Министерство промышленности и науки получит новые полномочия, чтобы стать «оперативным штабом» по развитию новых и приоритетных для региона отраслей.


Итак, впереди много интересного. Все в Екатеринбург-Экспо: с 9 по 12 июля, можно ежедневно. Не забывайте, что ваш инновационный просветитель – журнал «ТехСовет» – тоже здесь!
До новых встреч на «ИННОПРОМ-2014»!
Михаил Бакин, гл. редактор журнала ТехСовет



« Назад