Как всякое великое дело, российская модернизация вряд ли начнется без кнута и пряника. Про несколько из набора этих взаимодополняющих инструментов – исконный наш тандем – объявлено в начале года. Первый касается двухмесячного срока, который отвел Президент Медведев государственным и частным корпорациям, чтобы начать вкладываться в инновации. Дал желающим поучаствовать в модернизации два месяца на то, чтобы определиться с прорывными проектами для создания профильных для их бизнеса технологий. И уточнил, что они должны быть направлены на создание принципиально нового продукта, причем, не по нишевым, а по существенным технологиям.
И повторил в тридесятый раз, что хватит выжимать последние капли из обветшалого базиса советского периода, что хватит защищать от конкуренции нежелающие обновляться предприятия с помощью заградительных импортных пошлин. Наблюдатели спорят: можно ли модернизировать по приказу? Много миллиардных Сколковых на всю страну не наберешься. Лучше бы, конечно, модернизировать как в Европе, Америке или Китае? Одна незадача: у нас не Европа, не Америка и пока даже не Китай. Госкорпорации – раз и взяли под козырек. Глава Роснано г. Чубайс в апреле представляет модернизационной комиссии проекты, готовые к финраздаче. А к лету говорит о запуске «инновационного конвейера» масштабных проектов.
Хотя та же Европа, надо заметить, в практике поддержки инновационной среды ставит на кредитную основу, на негосударственные финансовые структуры – а не на госзаказ, не на безотзывное государственное софинансирование. Больше грантов – группам ученых и специалистов, а не целым институтам. Глава Минфина г. Кудрин снова попредлагал расширить список предприятий, достойных льгот по социальным страховым платежам: 14% вместо 32-х, к которым Минфин тяготеет последний год. Банковскому сектору попенял: вот кабы банки снизили ставку для предприятий хотя бы до 11%. На механизме госзакупок, конечно, остановился. Это уже почти мода прививается, с появлением сайта РосПил включать в доклады строку про механизм «хорошо потерянных миллиардов». Лейтмотив простой: может страна, может собрать для модернизации 14 триллионов в год – было бы к тому прилежание.
Кнут, точнее, или пряник. Вот в Стратегии инновационного развития до 2020 г. предусматривается помимо многих правильных слов, например, двухлетний заграничный отпуск служащим госаппарата с сохранением должности и заработка для учебы в иностранных универ- ситетах. Без особых предсказаний конкретных выгод для экономики и общества. Как, впрочем, и без касательства к проблемам качества преподавания в своих российских вузах, к проблемам взаимодействия вузов и бизнеса в сфере инноваций. А между тем, мониторинг под эгидой Совета ректоров России говорит: с 2007 г. по 2010 г. количество договоров у компаний с вузами в сфере науки сокращалось ежегодно в темпе от 10 до 50%. В 2010 году вузы (из числа участников мониторинга) получили на НИОКР со стороны бизнеса аж 47 млн. руб. и в т.ч. 4% компаний отвалили больше 1 млн. Так что формирование инновационного человека и инновационной среды – дело трепетное и трудоемкое, оно больше, чем напечь пряников на выведение инновационной породы чиновничества.
Михаил Бакин. гл. редактор журнала « ТехСовет »