Большая часть моторных масел, производимая и потребляемая в нашей стране – это масла для дизельных двигателей.
Учитывая тот факт, что в структуре российского парка автомобилей с дизельными двигателями доля легковых автомобилей пренебрежительно мала (отечественные легковые автомобили с дизельными двигателями производятся в незначительном объеме, а импортные автомобили не получили распространение из-за низкого качества производимого в России дизельного топлива), то основные основная часть потребления сосредоточена в сегменте грузовых, опять же, отечественных автомобилей (по той же причине), сельскохозяйственной, строительной и военной техники, общественном (автобусы) и железнодорожном транспорте (железнодорожные масла, как и судовые, мы не стали выделять особо из моторных) и флоте. В таблице ниже представлена региональная структура российского парка техники с дизельными двигателями.
Региональная структура и численность российского парка техники с дизельными двигателями в 2006 году
Регион |
автомобилей с дизельными двигателями, тыс. ед. |
Регион |
автомобилей с дизельными двигателями, тыс. ед. |
|
Северо-Западный ФО |
245 |
Южный ФО |
360 |
|
Республика Карелия |
15 |
Республика Адыгея |
10 |
|
Калининградская область |
15 |
Республика Дагестан |
35 |
|
Республика Коми |
20 |
Республика Ингушетия |
10 |
|
Архангельская область |
25 |
Кабардино-Балкарская Республика |
15 |
|
Вологодская область |
20 |
Волгоградская область |
40 |
|
Мурманская область |
15 |
Карачаево-Черкесская Республика |
10 |
|
г. Санкт-Петербург |
60 |
Республика Северная Осетия – Алания |
10 |
|
Ленинградская область |
50 |
Республика Калмыкия |
5 |
|
Новгородская область |
10 |
Чеченская Республика |
5 |
|
Псковская область |
15 |
Астраханская область |
20 |
|
Центральный ФО |
760 |
Краснодарский край |
90 |
|
Белгородская область |
25 |
Ставропольский край |
45 |
|
Воронежская область |
50 |
Ростовская область |
65 |
|
Курская область |
30 |
Уральский ФО |
195 |
|
Липецкая область |
20 |
Курганская область |
20 |
|
Тамбовская область |
20 |
Тюменская область |
60 |
|
Брянская область |
25 |
Свердловская область |
60 |
|
Владимирская область |
25 |
Челябинская область |
55 |
|
Ивановская область |
20 |
Сибирский ФО |
315 |
|
Калужская область |
20 |
Республика Алтай |
5 |
|
Костромская область |
15 |
Алтайский край |
40 |
|
г. Москва |
230 |
Кемеровская область |
45 |
|
Московская область |
160 |
Новосибирская область |
35 |
|
Орловская область |
15 |
Омская область |
30 |
|
Рязанская область |
20 |
Томская область |
20 |
|
Смоленская область |
20 |
Республика Бурятия |
15 |
|
Тверская область |
25 |
Республика Тыва |
5 |
|
Тульская область |
20 |
Республика Хакасия |
10 |
|
Ярославская область |
20 |
Красноярский край |
40 |
|
Приволжский ФО |
490 |
Иркутская область |
50 |
|
Республика Марий Эл |
10 |
Читинская область |
20 |
|
Республика Мордовия |
15 |
Дальневосточный ФО |
160 |
|
Чувашская Республика |
25 |
Республика Саха (Якутия) |
15 |
|
Республика Башкортостан |
55 |
Еврейская автономная область |
5 |
|
Удмуртская Республика |
25 |
Чукотский автономный округ |
5 |
|
Кировская область |
25 |
Приморский край |
60 |
|
Нижегородская область |
50 |
Хабаровский край |
25 |
|
Республика Татарстан |
70 |
Амурская область |
15 |
|
Пензенская область |
25 |
Камчатская область |
10 |
|
Самарская область |
60 |
Магаданская область |
15 |
|
Саратовская область |
35 |
Сахалинская область |
10 |
|
Ульяновская область |
25 |
РОССИЯ, всего: |
2525 |
|
Оренбургская область |
35 |
|||
Пермский край |
35 |
Источник: оценка на основе данных ГИБДД
Стоит учесть, что, на самом деле, количество грузовых автомобилей, зарегистрированных в г. Москве ниже. Однако мы сделали поправку на фактическое количество, в том числе на ту технику, которая зарегистрирована в соседних субъектах, но ежедневно эксплуатируется и обслуживается в Москве.
На диаграмме (рис. 1.) графически представлена структура техники с дизельными двигателями в Федеральных округах.
Однако представленная выше структура не отражает реальных объемов потребления масел. Причин на это две.
1) Ключевая причина заключается в том, что техника с дизельными двигателями в различных субъектах Федерации весьма разнородна. Этим обусловлено различные объемы ее потребления на единицу техники. В Центральном ФО и Северо-Западном ФО, наряду с грузовыми автомобилями, строительной и сельскохозяйственной техникой, порядка 15-25% от совокупного количества, по нашим оценка, представляют собой легковые автомобили; в Южном ФО наиболее велика доля сельскохозяйственной техники; в Уральском ФО, в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе основная часть – техника с высокофорсированными двигателями – карьерные грузовики; и т.д.
2) Не учтена часть техники, использующая моторные масла, в армии и на флоте, железнодорожный транспорт, использующий ж/д. – масла, которые также нами отнесены к моторным.
Таким образом, структуру потребления дизельных масел необходимо строить с учетом и этих двух параметров. Отраслевая структура использования дизельной техники, построенная нами на основе данных опроса производителей масел, отраслевых потребителей, а также собственных оценок, структуре и динамике развития отраслей, выглядит следующим образом (рис. 2).
Так, отраслевая структура использования техники с дизельными двигателями в целом отличается от реальной отраслевой структуры потребления. Представим ее в следующем пункте главы.
Отраслевая структура потребления дизельных моторных масел
На основе данных опроса производителей, нами была выявлена следующая отраслевая структура потребления дизельных масел. Основные выделенные нами отрасли – строительство, промышленность (преимущественно добывающие отрасли – карьерные самосвалы, трактора буровая техника и т.д.), автомобильный и железнодорожный транспорт, сельское хозяйство. Помимо этих отраслей, отдельно мы выделили армию и флот. Нами была получена следующая структура (рис. 3).
Таким образом, порядка 26% от совокупного объема дизельных масел используется дизельной техникой в строительстве, 20% - сельскохозяйственной техникой, 19% - в промышленности (в добывающих и сырьевых отраслях), 16% - в сфере автомобильных перевозок, 5% от совокупного объема дизельных масел потребляется железнодорожным транспортом. Армия и флот используют 7% и 3% соответственно. В прочих отраслях и физическими лицами потребляется примерно 4% от потребляемых в России дизельных масел.
В абсолютных значениях те же данные представлены на диаграмме (рис. 4).
Так, в строительная техника использует порядка 140 тыс. тонн дизельных масел, сельское хозяйство – около 107,5 тыс. тонн, промышленность – 102 тыс. тонн, а автомобильный транспорт – порядка 86 тыс. тонн. Во всех остальных отраслях совокупный объем потребления дизельных масел составил около 102 тыс. тонн в 2006 году.
При оценке региональной структуры потребления дизельных масел нами были учтены как представленная ранее региональная структура парка дизельной техники, так и примерные коэффициенты развития тех или иных отраслей. Нами была получена следующая региональная структура потребления масел (рис. 5).
Примерно четверть дизельных масел используется в Центральном ФО. На Приволжский и Сибирский ФО приходится 17% и 16% соответственно. В Южном ФО используется порядка 14% от совокупного объема потребления дизельных масел, в Уральском – около 13%, в Северо-Западном – порядка 9%, а в Дальневосточном – около 6% от совокупного объема дизельных масел. В абсолютных величинах диаграмма выглядит следующим образом (рис. 6).
Так, объем потребления в Центральном ФО превысил 150 тыс. тонн, в Приволжском он составил 97 тыс. тонн, в Сибирском – 59 тыс. тонн. Примерно столько же было потреблено дизельных масел в 2006 году Уральском ФО. В Южном ФО объем потребления составил около 86 тыс. тонн, в Северо-Западном – 54 тыс. тонн. В Дальневосточном ФО объем потребления в 2006 году составил всего 32 тыс. тонн.
C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка смазочных масел можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок смазочных масел в России».
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70
E-mail: mail@akpr.ru
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.
· Маркетинговые исследования
· Технико-экономическое обоснование
· Бизнес-планирование
Рис. 1. Структура численности парка техники с дизельными двигателями по федеральным округам РФ в 2006 году (Источник: оценка на основе данных ГИБДД)
Рис. 2. Оценочная структура использования дизельной техники в отраслях народного хозяйства в 2006 году (Источник: данные опроса производителей и потребителей масел, собственные оценки)
Рис. 3. Отраслевая структура потребления дизельных масел в 2006 году (Источник: оценка основана на данных опроса производителей)
Рис. 4. Отраслевые объемы потребления дизельных масел в 2006 году (Источник: оценка основана на данных опроса производителей)
Рис. 5. Структура потребления дизельных масел по федеральным округам в 2006 году (Источник: оценка на основе дынных опроса производителей и потребителей масел, ж/д-стат.)
Рис. 6. Оценка объемов потребления дизельных масел в федеральных округах РФ в 2006 году (Источник: оценка на основе дынных опроса производителей и потребителей масел, ж/д-стат.)