Журнал ТЕХСОВЕТ премиум

Актуальные тенденции в здравоохранении: потребность в информационных технологиях


Добавлено: 17.09.2007, Изменено: 29.03.2784


Благодаря постоянному совершенствованию средств диагностики, разработке новых устройств, биофармацевтическим открытиям и другим факторам лечение больных людей стало за последние десятилетия гораздо более эффективным.

 

И все же качество медицинского обслуживания значительно уступает нашим возможностям, что во многом объясняется отсутствием эффективных средств интеграции данных и систем. В такой информатизированной среде, как здравоохранение, невозможность связать фрагменты информации в единое целое и обеспечить к ней доступ людям, принимающим важные решения, не может не сказываться на качестве услуг, что, в свою очередь, приводит к увеличению расходов. Тем не менее, несмотря на очевидную потребность в более эффективной интеграции данных в процессы принятия решений, здравоохранение как минимум на десятилетие отстает от других отраслей по уровню освоения информационных технологий,  позволяющих оптимизировать доступ к информации и, как следствие, повысить качество и эффективность работы...

Для реформирования здравоохранения нужны эффективные технологии - их традиционно называют информационными технологиями - позволяющие обеспечить надежный обмен информацией между компонентами сложной системы. Если учесть рост числа больных хроническими заболеваниями и быстрое старение населения, легко сделать вывод, что никогда еще потребность в повышении качества медицинских услуг и снижении соответствующих расходов не была такой острой. Технологии могут ускорить фундаментальный переход от дорогостоящей реактивной модели обеспечения здравоохранения к профилактической модели, благодаря которой медицинские организации смогут прогнозировать изменение здоровья людей и эффективнее оказывать им помощь, сокращая расходы и в то же время повышая качество жизни пациентов и ухода за ними.

Новые проблемы: старение населения и глобальная эпидемия хронических заболеваний Основное внимание в здравоохранении традиционно уделялось острому ухудшению здоровья, вызываемому инфекционными заболеваниями. Формирование систем здравоохранения на основе концепции лечения острых заболеваний привело к тому, что медицинские учреждения оказались ориентированы в первую очередь на эпизодическое, реактивное предоставление срочной помощи. Тем не менее и в развитых, и в развивающихся странах главной проблемой медицины уже являются не острые, а хронические заболевания, т. е. проблемы со здоровьем, при которых необходим непрерывный медицинский контроль на протяжении многих лет. Разумеется, это тяжелая нагрузка на экономику любой страны мира.  Несоответствие системы здравоохранения современным условиям заставило экспертов срочно заняться разработкой более проактивных, профилактических моделей медицинского обслуживания, позволяющих эффективно бороться и с острыми, и с хроническими заболеваниями.

От хронических заболеваний, таких как болезни Альцгеймера и Паркинсона, ишемическая болезнь сердца и рак, чаще всего страдают пожилые люди, которые больше остальных нуждаются в медицинской помощи. Многие развитые страны из-за старения людей и хронических заболеваний скоро столкнутся с самой настоящей эпидемией инвалидности, что заставит повысить расходы на здравоохранение до небывалого уровня. Мы нисколько не преувеличиваем: если в 2000 году число людей, перешагнувших 60-летний рубеж, составляло около 600 млн,  то к 2025 году численность этой демографической группы вырастет до 1,2 млрд человек.

Другие частые хронические заболевания, такие как астма, диабет и ожирение, менее специфичны для возраста, но тоже требуют долговременного контроля, а число больных ими людей также растет.  Оказание помощи населению, страдающему преимущественно от хронических болезней, на основе модели, ориентированной на лечение острых заболеваний, приводит к тому, что система здравоохранения становится все менее эффективной. Неадекватность нынешней системы в новых условиях не оставляет нам выбора: мы должны разработать более современную и эффективную модель здравоохранения.

Потенциал цифрового здравоохранения — своевременный доступ к нужной информации За годы развития система здравоохранения перешла из преимущественно личных взаимодействий между врачом и пациентом в крайне сложную сеть источников информации и центров ее обработки. Структуры, которые созданы для оказания, оплаты и регулирования медицинских услуг, формируют сложную и фрагментированную систему. Медицинскими учреждениями накоплены большие объемы критически важной информации о поддержании и укреплении здоровья, но из-за возрастающей сложности всей системы здравоохранения своевременно найти среди фрагментов этой информации нужные сведения и получить их удается не всегда. Эти информационные пробелы не позволяют полностью воплотить все возможности современной медицины, и, несмотря на невероятные достижения, медицинская помощь часто оказывается не такой эффективной и безопасной, какой могла бы быть.

Из-за медицинских ошибок, которые можно было бы предотвратить, в больницах США ежегодно страдают 195 тысяч американцев , причем в 20 тыс. случаев ошибки врачей заканчиваются летальным исходом. Ежегодные убытки вследствие этих ошибок составляют, по оценкам экспертов, 17-29 млрд долларов.  Утверждается, что по меньшей мере каждый пятый летальный исход в результате таких ошибок объясняется невозможностью немедленно получить информацию о пациенте.  Тем не менее какие-либо электронные системы управления медицинскими данными используются только в 15-20% медицинских учреждений США, а доступ к электронным медицинским картам имеется менее чем в 20% кабинетов врачей.

В данных, помогающих определить проблемы с качеством здравоохранения в США, недостатка нет; куда сложнее оценить разочарование медработников и их пациентов, если безопасные, эффективные, доступные и удобные услуги оказываются невозможными.

Последствия устаревания информационных систем здравоохранения стали очевидны, когда из-за урагана «Катрина» около 1 миллиона жителей США были вынуждены покинуть свои дома и остались без медицинских карт, что значительно осложнило оказание им надлежащей помощи. Между тем почти 38 тысяч ветеранов и их врачей, проживавших в тех же пострадавших от урагана районах, по-прежнему имели в распоряжении повсеместный доступ к медицинской информации, потому что все карты пациентов, предписания и результаты лабораторных и радиологических исследований были сохранены в компьютеризированной системе управления информацией о пациентах комитета ветеранов (Veterans Affairs (VA) Computerized Patient Record System).

Система комитета ветеранов — прекрасный пример того, как информационные технологии позволяют взять под контроль непредвиденные ситуации в здравоохранении и обеспечить постоянный доступ к актуальной информации, что необходимо и пациентам, и их врачам. Информатизация здравоохранения и соответствующих аспектов жизни людей может помочь нам лучше следить за здоровьем, предотвращать серьезные проблемы, дольше сохранять независимость и получать больше удовольствия от жизни.

Технологии позволяют ослабить нагрузку на системы здравоохранения за счет улучшения лечения острых заболеваний и смещения акцента с эпизодической помощи в стенах медицинских учреждений при острых проблемах на разработку более проактивной модели, помогающей людям защищать и укреплять здоровье, где бы они ни находились.

 

Потенциал совместимых технологий

Несмотря на очевидную необходимость интеграции лучших информационных технологий в системы медицинской помощи, отрасль здравоохранения во многих странах как минимум на десятилетие отстает от других основных отраслей по освоению инновационных технологий.  Многие решения, позволяющие существенно улучшить здравоохранение, уже созданы и применяются в других областях, таких как интерактивное планирование поездок и автоматизированное управление банковскими операциями. Низкий темп интеграции информационных технологий в здравоохранение объясняется несколькими причинами:

- Преобразования в здравоохранении протекают более медленно, чем в других областях: никто не хочет рисковать, если на карту поставлена человеческая жизнь, а изменения проверенных временем методик неизбежно влекут за собой риск.

- Инициативы в области здравоохранения часто реализуются некорректно, в результате чего ненадлежащее оказание услуг в некоторых случаях оказывается более выгодным. Например, во многих системах здравоохранения взимается плата за визиты к врачу и выполненные процедуры, при этом качество услуг во внимание не принимается, что, естественно, приводит к его ухудшению.

- Внедрение новых технологий требует средств, но организации не хотят инвестировать средства в технологические системы из-за отсутствия стандартов их совместимости.

Стандарты совместимости обеспечивают возможность взаимодействия систем, независимо разработанных разными компаниями, что позволяет повысить общую эффективность решения за счет комбинирования инновационных технологий. Эти стандарты формируют основу инноваций и взаимодействия в масштабе всей отрасли, что позволит улучшить горизонтальную интеграцию систем, облегчит обмен информацией и простимулирует разработку инновационных технологий, помогающих повышать качество услуг, снижать расходы и предотвращать ошибки. Позволяя связать отдельные потоки данных, стандарты помогут компаниям разработать решения, которые принесут выгоду всей отрасли здравоохранения.

Например, исследования показали, что применение электронных медицинских карт в большинстве клиник и кабинетов врачей позволило бы уменьшить расходы на стационарное и амбулаторное лечение более чем на 80 млрд долларов в год.  Внедрив такую систему, мы смогли бы сделать лечение более безопасным, повысить качество и эффективность обслуживания и больше внимания уделять профилактическим и персональным медицинским услугам.

Формируя основу совместимости, стандартизация является важным элементом инфраструктуры системы здравоохранения. Для создания международных стандартов совместимости потребуется разработать открытые политики, программы и директивы, без которых совместимость просто невозможна. Представители законодательных органов и отраслевые лидеры должны объединить усилия, чтобы устранить барьеры, препятствующие стандартизации, и создать новую гармоничную политику интеграции технологий в здравоохранение.

К счастью, высокий интерес к этой области и воля политических лидеров многих стран позволяют надеяться, что технологии, помогающие повышать качество медицинского обслуживания и улучшать здоровье людей даже при увеличении нагрузки на всю систему здравоохранения, будут реализованы как можно раньше.

Корпорация Intel, ведущий мировой производитель инновационных полупроводниковых компонентов, разрабатывает технологии, продукцию и инициативы, направленные на постоянное повышение качества жизни людей и совершенствование методов их работы. Дополнительную информацию о корпорации Intel можно найти на Web-сайте www.intel.com/pressroom, на русскоязычном Web-сервере компании Intel (http://www.intel.ru), а также на сайте http://blogs.intel.com



« Назад