Правительству еще нужно заставить госкорпорации сделать это: предоставить российским производителям более выгодные условия размещения заказов.
Владимир Путин утвердил "План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики", где впервые было официально объявлено о преференциях российским производителям. Для госпоставщиков, в том числе поставщиков естественных монополий ("Газпром", РЖД, "Транснефть", ФСК), будут введены "ценовые преференции" до конца 2010 года: при прочих равных российские товары могут закупаться на 5-25% дороже иностранных. Конкурсы по госзаказам на 2009-2010 годы могут быть объявлены в декабре 2008 года.
План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики
|
Содержание мероприятия |
Вид документа (действий) |
Сроки |
Ответственные исполнители |
Поддержка внутреннего спроса | ||||
11. |
Обеспечение приоритетности закупки отечественных товаров по государственным и муниципальным программам с выделением товаров массового производства |
проект федерального закона |
декабрь 2008 г. |
Минэкономразвития России Минпромторг России Минфин России |
12. |
Установление ценовых преференций (от 5 до 25%) для поставщиков российских товаров при размещении государственного заказа (до 31 декабря 2010 г.) |
приказ Минэкономразвития России |
ноябрь 2008 г. |
Минэкономразвития России Минпромторг России Минфин России |
13. |
Регламентация процедур закупок товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями, в том числе установление преференций для поставщиков российских товаров |
проект федерального закона, директивы представителям государства |
I квартал 2009 г. ноябрь 2008 г. |
Минэкономразвития России ФАС России |
14. |
Уточнение и поддержка инвестиционных программ субъектов естественных монополий и государственных корпораций на 2009 - 2011 годы в связи с изменением конъюнктуры товарных рынков и условий привлечения финансовых средств |
директивы представителям государства |
ноябрь - декабрь 2008 г. |
Минэкономразвития России Минэнерго России Минпромторг России Минтранс России субъекты естественных монополий |
15. |
Увеличение в 2008 - 2009 годах объемов субсидирования российских организаций-экспортеров промышленной продукции на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях для производства продукции на экспорт |
проект постановления Правительства Российской Федерации |
ноябрь 2008 г. |
Минпромторг России Минфин России Минэкономразвития России |
16. |
Определение коммерческими банками (в том числе банками с государственным участием), использующими различные формы государственной поддержки (в том числе получившими субординированные кредиты), объемов кредитования предприятий оборонно-промышленного комплекса, сельского хозяйства, а также субъектов малого и среднего предпринимательства |
рекомендации коммерческим банкам по изменению внутренних документов, директивы представителям государства |
ноябрь 2008 г. |
Минэкономразвития России Минфин России Минсельхоз России Банк России |
17. |
Рекомендации коммерческим банкам (в том числе банкам с государственным участием), использующим различные формы государственной поддержки (в том числе получившим субординированные кредиты), в приоритетном порядке направлять средства на поддержку следующих секторов экономики: автомобилестроение; сельхозмашиностроение; авиационные перевозки; жилищное строительство |
рекомендации коммерческим банкам по изменению внутренних документов, директивы представителям государства |
ноябрь 2008 г. |
Минэкономразвития России Минфин России Минпромторг России Минтранс России Минрегион России Банк России |
|
Проведение мониторинга объемов средств, направляемых банками на кредитование приоритетных секторов экономики |
доклад |
ежемесячно |
Минэкономразвития России Банк России |
18. |
Упрощение процедуры предоставления государственных гарантий |
проект федерального закона |
декабрь 2008 г. |
Минфин России Минэкономразвития России |
19. |
Подготовка предложений по предоставлению в 2009 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым предприятиями, выполняющими государственный заказ, в том числе государственный оборонный заказ |
проект федерального закона |
I квартал 2009 г. |
Минфин России Минпромторг России Минэкономразвития России Роскосмос ГК Росатом ГК Ростехнологии |
20. |
Совершенствование бюджетного процесса в целях создания возможностей проведения лизинговых операций при государственных закупках |
проект федерального закона |
январь 2009 г. |
Минфин России |
21. |
Обеспечение возможности объявления конкурсов по государственному заказу на 2009 - 2010 годы в декабре 2008 г. |
ведомственные акты |
ноябрь 2008 г. |
Минфин России Минэкономразвития России |
22. |
Усиление контроля со стороны Банка России за работой органов управления банков, получивших средства государственной поддержки (назначение специального представителя Банка России) |
проект федерального закона |
ноябрь 2008 г. |
Минфин России Минэкономразвития России Банк России |
23. |
Развитие целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг) |
директивы представителям государства в банках, решение наблюдательного совета Внешэкономбанка |
ноябрь 2008 г. |
Минэкономразвития России Минфин России Банк России |
24. |
Внесение изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие выдачу авансов, в части изменения условий авансирования выполнения мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами и государственным оборонным заказом |
проект федерального закона |
январь 2009 г. |
Минэкономразвития России Минпромторг России Минфин России Минобороны России Роскосмос ГК Росатом ГК Ростехнологии |
25. |
Осуществление с 1 января 2010 года переноса ряда основных средств в амортизационные группы с меньшим сроком полезного использования в целях стимулирования обновления соответствующего оборудования |
проект постановления Правительства Российской Федерации |
ноябрь 2008 г. |
Минэкономразвития России Минфин России Минэнерго России |
26. |
Уточнение ставок ввозных таможенных пошлин по широкому перечню товаров |
проект постановления Правительства Российской Федерации |
ноябрь 2008 г. |
Минэкономразвития России Минфин России Минпромторг России Минсельхоз России ФТС России ФАС России |
Между тем
Юань милей рубля Газпрому?
28 октября между Экспортно-импортным банком Китая и ОАО «Газпромбанком» было подписано соглашение, в соответствии с которым ОАО «Газпромбанк» получит кредит в 300 млн долларов. Средства кредита будут направлены на финансирование поставок в Россию китайского оборудования и услуг под страховое покрытие Китайской корпорации по страхованию экспортных кредитов SINOSURE. В частности, ОАО «Газпромбанк» получит кредит для поставки в Россию китайских буровых установок на сумму, более чем 110 млн долларов.
Китайское правительство проводит программу по субсидированию экспортеров буровых установок. В результате этого, российское оборудование стремительно вытесняется с рынков Средней Азии. Российским производителям стало не по силам конкурировать с китайскими поставщиками, использующими государственное субсидирование.
Россия имеет развитую промышленность по выпуску буровых установок. Их собирают на Тюменском судостроительном заводе, Волгоградском заводе буровой техники, заводе «Уралмаш-буровое оборудование», Кунгурском машиностроительном заводе и ряде других предприятий. При этом значительное число самых разных отечественных заводов задействовано в поставках материалов, узлов и комплектующих для буровых установок. За последние несколько лет в укрепление производственного и научно-технического потенциала российского нефтегазового машиностроения были вложены огромные средства. Наши буровые установки способны успешно конкурировать с иностранной техникой. Российские установки закупают даже западные буровые компании, их используют для освоения стратегической сырьевой базы Российской Федерации – полуострова Ямал.
Принудительная закупка китайских буровых установок и использование американских буровых установок для работ на шельфе в кризисный период наносит сильный удар по отечественному нефтегазовому машиностроению. Предприятия будут вынуждены сократить число рабочих мест и приостановить программы развития, что постепенно приведет к упадку российского нефтегазового машиностроения.